Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика воспитания. Рамки урока становятся тесными: начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рамки урока становятся тесными: начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания.

Школьный коллектив переходит в новое качественное состоя­ние: он чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общими целями и общей ответственнос­тью. У большинства педагогов, родителей и учащихся формируется «чувство школы». Заметно увеличивается внимание ученического коллектива к личности. Педагоги овладевают практикой личност­ного подхода. На этом этапе доминирует педагогика отношений, поэтому усиливается роль психологических знаний в педагогичес­ком управлении школой.

Система накапливает и передает по наследству свои традиции; возникает характерная черта всех хороших воспитательных систем — социальное наследование.

Педагогический коллектив тоже переходит в новое качественное состояние: развивается педагогическое мышление, основанное на са­моанализе, творчестве и рефлексии. Появляется искренний интерес к педагогической науке. Налаживаются контакты учителей с уче­ными-педагогами, возникает новый тип учителя-исследователя.

В управлении системой все большее участие принимают дети. Административно-приказные формы практически исчезают из ар­сенала руководства. Возрастает интенсивность процессов самоуправ­ления и саморегуляции.

Описанные этапы взяты из книги «Воспитательная система шко­лы», изданной под редакцией Н.Л. Селивановой в 1989 году. Тогда это был опыт единичных школ, курируемых или созданных выдаю­щимися педагогами. За истекшие шесть лет многое изменилось.

3.9.3. Воспитательная система школы как феномен реальной действительности (исторический обзор)

Система С.Т. Шацкого. Выдающийся педагог, работая в создан­ной им колонии «Сетлемент» в Марьиной Роще Москвы, поставил цель создать для детей условия для их всестороннего развития. В течение 1900-1910 гг. он занимался образованием детей, считая, что из различных видов деятельности (трудовая, умственная, эсте­тическая, гигиеническая, социальная) ведущей является труд. При­родная и социальная среда рассматривались как стимул для разви­тия ребенка. Влияние ребенка на среду не исследовалось, да такая цель и не ставилась.

Совершенно иначе С.Т. Шацкий сформулировал цель воспита­тельной работы в 1919-1931 гг. на созданной им в Калужской губер­нии на базе школы-колонии «Бодрость» Первой опытной станции по народному образованию. Теперь он считал важным не только

учитывать и использовать в воспитании явления и факты окружаю­щей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобра­зование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее преобразова­ния». Школа должна была стать центром воспитания в окружаю­щей среде.

В состав Первой опытной станции входили все типы образова­тельных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения.

На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929-1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преобра­зовании общественных отношений, в частности, в колхозном строи­тельстве. Идея создания детских колхозов не только вызывала про­тесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теоретически надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы.

Система С.М. Ривеса и Н.П. Шульмана отразила поиски педаго­гов послереволюционной России. В школе-коммуне № 1 г. Одессы педагоги-энтузиасты поставили задачу создать атмосферу детской радости, творчества и труда, глубокого уважения к ребенку и веры в его возможности. Им пришлось работать с самыми обездоленны­ми детьми, сиротами, жившими в приюте. В основу своей деятель­ности С.М. Ривес и Н.П. Шульман заложили идеи воспитания кол­лективизма, инициативы, преданности идеалам революции, само­стоятельности и самодеятельности детей. Создание сильного, сплоченного коллектива они начали с организации разных интерес­ных дел.

Важную роль в жизни коммуны играл труд. В школе преобладало самообслуживание, в которое были включены все дети. Атмосфера ответственности и гуманности сказывалась на поведении ребят: са­мые тяжелые работы взяли на себя старшеклассники, гордо называв­шие себя «кружком чернорабочих». Сильной стороной воспитатель­ной системы являлись взаимоотношения педагогов и детей: воспита­тели не давили на детей своим авторитетом, уважали их мнение и исподволь подводили их к педагогически оправданным целям. Они были в постоянном педагогическом поиске.

Система одесской школы-коммуны не была лишена недостатков, свойственных тому времени: учение было подчинено внеучебным интересам, труд постижения знаний рассматривался как вторичное явление. Но высокий гуманизм этой системы, разнообразие педаго­гических средств и высокая эффективность достигнутых результа­тов делают ее интересной и в наши дни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.