Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья и школа. Психолого-педагогическая поддержка семьи




А.С. Макаренко

Психолого-педагогическая поддержка семьи

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа...

6.2.1. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе

В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости взаимосвязи, взаимо­преемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их вос­питательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества. Только при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, формирова­ние у них высоких нравственных качеств. Родительская обществен­ность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педаго­гического коллектива, а его соратником при разработке и реализа­ции конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента учебного заведения и его семейно-бытового окружения. В этом качестве родители про­являют себя:

- в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности);

- в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, трудового обучения, ознакомления с окружающим миром);

- в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование потребностей учащих­ся, их интересов, критериев оценки досуговой информации);

- в предупреждении отсева учащихся и восстановлении инте­реса к учебе у тех детей, которые его утратили.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны указы­вать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам — на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснован­ной и конструктивной.

Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных кон­тактах, причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися. Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неизбежны. Однако выход следует искать не в жалобах или «директивах» семье через дневник, а в совместном обсуждении ситуации для выработки совместной линии воспитания. Только в таком случае цель школы и

цель семьи — воспитать человека и гражданина, полезного обще­ству, — может быть достигнута. Участие родителей, родительской общественности в делах школы — не благотворительность. Помогая школе, семья тем самым помогает себе в воспитании детей.

Обозначим значимые аспекты общения учителя с родителями младших школьников:

• начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;

• проявлять внимание к родителям, интересоваться их работой, домом;

• обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

• внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что позволяет им так думать;

• уделять родителям столько времени, сколько требуется в каж­дом конкретном случае;

• информировать родителей лично, при помощи писем или в ходе индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц. Начальной школе принадлежит ведущая роль в организации се­мейного воспитания детей младшего школьного возраста в микро­районе.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

• координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов обще­ственности по месту жительства, клубов, библиотек, стадио­нов, милиции и здравоохранительных органов с четким рас­пределением функций каждого из участников воспитательно­го процесса;

• организация силами школы систематического обучения роди­телей и представителей общественности наиболее эффектив­ным приемам работы с детьми;

• тщательное изучение и совместное обсуждение хода и резуль­татов воспитательной работы, выявление причин обнаружи­ваемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родитель­ские объединения, носящие различные названия: родительские ко­митеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ас­самблеи, президиумы, комиссии, клубы. Каждое из таких объеди-488




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.