КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Посвящение в культуру
А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую функцию в ходе обрядов инициации. Начнем с того, что нет мифов вообще. В реальном первобытном обществе существует две принципиально различных группы мифов. Первая - это группа мифов, имеющих открытый характер и доступных для всего общества. Вторая - это особая, эзотерическая группа мифов, открытая только для посвященных, т.е. инициированных. А поскольку мальчики и девочки инициируются по-разному, соответственно и эзотерическая группа мифов имеет два подразделения: женская и мужская группы. При том эзотеризм в первобытном обществе весьма и весьма специфичен. Это та граница, которая жестко отделяет все взрослое сообщество от детей. Любой ребенок имеет право на инициацию, а, значит, имеет право на посвящение в эзотерическую группу мифов с наступлением пубертатного возраста, т.е. возраста полового созревания. И в этом смысле первобытный эзотеризм весьма существенно отличается от того, который характерен для древних цивилизаций: там группа посвященных - это воистину узкая каста. Здесь же речь идет попросту о жесткой границе, проведенной между двумя возрастными категориями. При этом, как подчеркивают исследователи, "первые церемонии инициации не раскрывают перед мальчиком или девочкой всех тайн. Он продолжает узнавать тайные обряды, мифы и т.п. в течение всей жизни и нередко достигает преклонного возраста раньше, чем овладевает всем комплексом религиозных представлений племени. Инициации только открывают дверь в тайную, священную, эзотерическую жизнь мужчин. Обряды инициации продолжаются годы, и посвящение в сферу религиозных представлений состоит из ряда фаз. Сначала мальчику позволяют видеть определенные предметы, но не разрешают трогать их; он присутствует на определенных обрядах, но не принимает в них участия и т.д. Постепенно круг доступного становится все шире и шире" '. Содержание эзотерических мифов в первобытном обществе -это зачастую особое парадоксально-сексуальное содержание в своеобразной парарелигиозной и прарелигиозной оболочке. Это сексуальный акт, возведенный в ранг обрядово-ритуального священнодействия. Но что интересно. Казалось бы, бытовая сторона сексуальной жизни взрослых, как правило, проходит на глазах детей аборигенов, и уже в пять-шесть лет они играют в сексуально-эротические игры, имитируя половой акт, подсмотренный у взрослых. Однако, все эти игры - до определенной поры - принципиально не предполагают, что у полового акта возможно какое-то духовное измерение. Ввести это духовное измерение сексуальности -одна из главных задач, которую преследует процесс посвящения инициируемых детей в мир эзотерической мифологии. Одну из первых задач инициационных обрядов, проводимых в отношении мальчиков, можно было бы охарактеризовать как задачу формирования из этих мальчиков мужчин. А задача это крайне непростая, учитывая то, что физиологическая зрелость мальчика, вступившего в период пубертата, т.е. возникшая у него вдруг способность к сексуальной активности и потребность в этой сексуальной активности, не совпадает с его возможностями осуществлять полноценный В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СМЫСЛЕ сексуальный акт, т.е. сексуальный акт, могущий не только оплодотворить, но и удовлетворить женщину. Необходимость "возделанной сексуальности" мальчика и делает, по-видимому, совершенно необходимым создание институтов инициационных обрядов, в течение которых происходит укрощение и сдерживание юношеской гиперсексуальности, когда в течение нескольких лет у подростка подавляют его первичные сексуальные импульсы достаточно разнообразными и, порою, весьма жестокими способами. Главный пафос всех этих обрядов - это пафос пресечения. Причем пресечение сексуальных помыслов подростка осуществляется комплексом весьма изощренных методов физического и психологического насилия. Смысл этого изощренного насилия состоит, по всей видимости, в формировании СОЦИАЛЬНО управляемой сексуальности. Подросток, прошедший длительные и трудные обряды инициации - это подросток, у которого, во-первых, не может возникнуть даже мысль о вольных сексуальных контактах - сексуальных контактах, не санкционированных племенной мифологией. В частности, для него оказываются исключены сексуальные контакты со своей собственной матерью, своими собственными сестрами и другими близкими родственниками; однако, суть дела не просто в формировании ограничений на кровнородственные связи, а гораздо шире: в формировании принципиально управля- емой, принципиально обузданной сексуальности, которая реализуется отныне не по прихоти физиологии, а по племенному закону. Сексуальное должно быть подчинено социальному - это абсолютный закон во всех без исключения первобытных племенах, и обряды инициации - ключевой инструмент формирования этого закона. Стратегическое условие, на фоне которого происходят обряды инициации, - это жесткое отделение инициируемых мальчиков от женской части общества, что само по себе является сдерживающим фактором по отношению к свободной сексуальности. Причем это отделение, которое происходит не на день, не на неделю, а на годы. Это отделение может иметь более жесткий или менее жесткий характер, но факт заключается в том, что в любом первобытном обществе оно является абсолютным правилом. Скажем, в папуасском племени гахуку-гама мальчиков уже в возрасте 5-6 лет "отбирают у матерей и заставляют часто мыться в ручье, чтобы они смыли "женскую грязь" со своей кожи" !. Впрочем, отделение мальчиков от матерей в этом возрасте еще не носит абсолютного характера, а происходит на время. Но зато с наступлением периода гиперсексуальности запреты на всяческое соприкосновение с женщинами резко ужесточаются. "В возрасте от 10 до 15 лет подростки живут в мужском доме и избегают контактов с женщинами. В возрасте от 15 до 19 лет они полностью изолированы от женщин и не могут есть пищу, приготовленную ими. На о-ве Вогео мальчиков в раннем детстве отнимают от матерей и заставляют спать в мужском доме; они, конечно, часто убегают оттуда к своим матерям, но мужчины их за это наказывают" 3. Чрезвычайно важно в этот ответственный период пресечь у подростка всяческие помыслы о женщинах, и потому во многих племенах запреты на все женское для инициируемого подростка имеют оттенок явной гиперболизированности. "Большое внимание уделяется тому, чтобы подросток не ел пищу, которая приготовлена женщинами или которая так или иначе ассоциируется с ними. (...) По представлениям людей племени гурурумба (Новая Гвинея) "вредное" воздействие женщин на ребенка начинается еще до появления его на свет: в утробе матери на ребенка попадает "женская кровь". Потом он живет в женской хижине, и на его коже скапливается "женская грязь"; ест пищу, которую готовят для него и дают ему женщины, и в его желудке скапливаются остатки "женской пищи". Обряды инициации в данном племени имеют целью удаление "грязи" с кожи, "женской крови" и остатков "женской пищи" из организма. Сначала удаляют "грязь": подросток входит в ручей, моется, усиленно трет тело листьями. Потому удаляют "женскую кровь", вызывая кровотечение из носа. Наконец, удаляют остатки "женской пищи": вводят через горло в желудок гибкий ствол сахарного тростника и вызывают рвоту. После этого подросток около года избегает общения с женщинами: не берет от них пищи, не ест плодов, выращенных женщина- ми. Много месяцев подряд он каждое утро искусственно вызывает рвоту, часто купается, трет тело листьями, вызывает кровотечение из носа, питается только бананами, сахарным тростин ком - их выращивают мужчины" 4. Рвотный рефлекс на все женское, искусственно формируемый у подростка, переживающего период гиперсексуальности, - это своего рода ключ к пониманию всего остального, что входит в инициационные обряды, пронизанные идеей самого жесткого и даже жестокого подавления подростковой сексуальности. Для современного цивилизованного человека педагогика инициационных обрядов, переводящих первобытного ребенка во взрослый статус, может показаться педагогикой бессмысленной и страшной. У этой педагогики два организующих центра: кровь и фаллос. И первое, что хочется воскликнуть при знакомстве с этой странной педагогикой: "Какой бред! Это воистину - дикари!" Но, хотим мы этого или нет, а педагогика эта работающая, и при том педагогика, позволяющая понять нечто весьма и весьма существенное в нас современных и в том, что мы именуем педагогикой сегодня. А это уже достаточное основание для того, чтобы к ней обратиться не с чувством недоумения или брезгливости, а с серьезным анализом. Обряд инициации или обряд посвящения детей во взрослый статус существует во всех без исключения первобытных племенах, и именно с этим обрядом связано функционирование значительной части эзотерической, закрытой для непосвященных взрослой мифологии. Инициационные процедуры продолжаются очень долго: от нескольких месяцев до нескольких лет, и на всем протяжении этих инициационных обрядов детям, достигшим соответствующего возраста, приходится выдерживать чрезвычайно тяжелые психологически и болезненные физически процедуры. Причем для внешнего наблюдателя происходящее действо выглядит просто абсурдно. Попросту говоря, над детьми, едва достигшими 12-летнего возраста осуществляется то, что для взгляда непосвященного выглядит как физическое надругательство. И лишь сопровождающая эти обряды обстановка высочайшей торжественности и явного душевного подъема, в том числе, у посвящаемых, уберегает нас от столь поспешного вывода.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |