Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обсуждение результатов. Из результатов исследования обсудим те, которые представляются нам наиболее важными




Из результатов исследования обсудим те, которые представляются нам наиболее важными.

Первый результат состоит в получении достоверной отрицательной корреляции между факторами ОТ и БФ.

Напомним, что в БФ вошли в основном показатели здоровья и семейного статуса (женитьба, разводы и т. д.). Таким образом, в отношении этих показателей полученные данные подтвердили теорию М. Боуэна об отрицательном влиянии потери вертикальных семейных связей на жизнь последующих поколений. Вместе с тем корреляции между факторами ОТ и СФ обнаружено не было. Означает ли это неподтверждение теории М. Боуэна в какой-то ее части? На наш взгляд, нет, не означает. Однако для понимания этого нужно обратиться к следующим результатам.

Один из них — обнаруженная прямая связь между СФ и положительным (по признанию самих испытуемых) влиянием репрессии на их жизнь. Как сама по себе «положительность»


 

влияния (кажущаяся на первый взгляд парадоксальной), так и ее связь с СФ становятся понятными при обращении к отчетам испытуемых (см. выше примеры ответов на вопрос 57), а также к корреляциям между факторами СФ и АП, СФ и «сбором информации» в таблице 5. Из этих данных становится ясно, каким образом и за счет каких ресурсов обсуждаемые семьи смогли пережить трагедию, выжить в условиях последующих испытаний и передать третьему поколению силы для эффективного функционирования. Это ресурсы нравственных и идеальных ценностей, мужества и стойкости в критических ситуациях, активного протеста против социального зла. Со стороны же третьего поколения это способность воспринять именно такие послания от старших близких и активное стремление к поддержанию духовной связи с ними.

Таким образом, этот результат можно рассматривать как вполне согласующийся с теорией М. Боуэна.

Следующий результат состоит в отсутствии различий степени отрыва внуков от репрессированных и нерепрессированных линий семьи. Этот результат оказался вполне неожиданным и вместе с тем кажется нам замечательным.

Предпринимая исследование, мы думали, что именно на материале репрессий можно будет получить широкий диапазон отрыва от исчезнувших членов семьи. Действительность оказалась иной: память о пострадавших поддерживалась в семьях, несмотря на все препятствия и опасности, исходящие от государственной системы. Традиции российских семей и людей держаться вместе в периоды горя и испытаний и хранить память о мучениках оказались сильнее разрушающих тенденций системы.

Следующий результат, который мы хотим выделить, — особая роль женщин в хранении и передаче памяти семьи. Она выразилась в целом ряде фактов.

Это, во-первых, достоверно меньшая степень отрыва по линии матери по сравнению с линией отца; во-вторых, более активное участие дочерей репрессированных по сравнению с их сыновьями в обществе «Мемориал» (что выразилось и в отмеченном преобладании испытуемых из семей с репрессией по материнской линии); в-третьих, более частое упоминание внуками бабушек и матерей как источ-


ников и передатчиков традиций семьи: опыта выживания, образцов характера, мужества, заботы. Мы никоим образом не хотим сказать, что вклад мужчин — дедов, отцов, мужей и сыновей — в лучшие семейные и национальные традиции был меньше. Напротив, в отчетах испытуемых было немало упоминаний о дедах и отцах как о сильных личностях и примерах для подражания. Мы лишь подчеркиваем тот факт, что передатчиками памяти об этих людях были женщины.

Объективные причины этого обстоятельства ясны, хорошо известны и подтверждены нашими данными: мужчин убивали чаще, чем женщин, а те из них, кто оставался в живых, хуже выживали и умирали раньше. Кроме того, по сложившимся культурно-социальным традициям, женщины ближе к детям, а бабушки в России часто воспитывают внуков (что подтвердилось статистикой и в исследованных семьях). Это последнее обстоятельство отличает жизнь российских семей — от той же жизни в современных западных обществах. Отделение новой молодой семьи от родительской, по общему признанию, необходимо для ее становления. Однако у этой медали есть и обратная, негативная сторона: лишение тесного участия бабушек в воспитании внуков. Ослабление контактов между первым и третьим поколениями затрудняет, а иногда и даже прерывает передачу культурного, психологического, нравственного опыта семьи последующим поколениям. А такой опыт, как показывает история семей, переживших репрессию, порой оказывается для новых поколений ничем не заменимым даром.

Следующая группа результатов связана со степенью лояльности семей и ее отдельных членов по отношению к режиму, ответственному за репрессии.

Во многих семьях это был сложный и болезненный вопрос. Из литературных публикаций мы знаем, что сами жертвы «прозревали» относительно реального смысла происходящих репрессий (политический переворот, преступления против собственного народа) довольно быстро. Иное дело — члены их семей, остававшиеся «на свободе». Обманутые пропагандой, под давлением идеологии и потребности выжить, они продолжали верить политическому режиму и оправдывать его деяния.


В семьях репрессированных конфликт между «верой» и «прогреванием» проходил остро, иногда в головах и душах ее членов, иногда между представителями разных поколений. Вступление в ряды КПСС было достаточно сильным средством для поколения детей репрессированных благополучно выживать, обеспечивать семью и даже иметь некоторые привилегии. Напротив, выражение недовольства, несогласия, тем более протеста было чревато повторением репрессии.

Из этих фактов кажется наиболее примечательным отсутствие каких-либо корреляций между лояльностью и даже пассивным протестом (невступлением в партию) и успешностью функционирования (равно базисного и социального) в поколении внуков (таблица 5).

Иными словами, если во втором поколении члены семьи за счет партийной принадлежности и прочих выражений лояльности и получали локальные преимущества (материальные блага, лучшие должности), то в следующем поколении эти преимущества исчезали. В действительности происходило обратное: более успешно функционирующими оказались внуки, которые заняли позицию активного протеста (та же таблица). В ряде случаев они присоединялись к такой же позиции своих родителей, продолжая ее, в других же — вступали в конфликт с партийными установками родителей. В отчетах этой последней группы испытуемых удавалось обнаруживать замечательную тенденцию: воссоединение с ценностями и идеалами репрессированного первого поколения.

Наконец, последний факт, который свидетельствует о здоровой (как доказало наше исследование) тенденции третьего поколения двигаться в направлении успешного функционирования, — заметное сокращение числа бывших членов КПСС и увеличение протестующих его представителей по сравнению с поколением родителей (таблицы 2 и 3).

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование семей, переживших трагедию сталинских репрессий конца 30-х гг., показало значение сохранения и передачи памяти семьи для нормального функциони-


 

рования ее членов в третьем поколении. Ослабление или отторжение этой памяти оказалось, по нашим данным, связано с более низкими показателями базисных аспектов жизни в поколении внуков. В этом результате нашла подтверждение теория М. Боуэна об отрицательном влиянии на жизнь поколений прерывания вертикальных связей в семье. Одновременно было обнаружено, что передача через межпоколенные связи опыта семьи была особенно плодотворной, когда до внуков доходили личностные образцы, нравственные ценности, накопленные в поколениях дедов и переданные через родителей, а то и непосредственно. Такой семейный капитал становился, по мнению самих опрошенных, основой их существования и одновременно ориентиром.жизни в кризисной ситуации сегодняшней России.

Обсуждение полученных результатов может быть перенесено на макросоциальный уровень. Сокрытие злодеяний и позорного прошлого пагубно влияет на жизнь общества. Напротив, открытие секретов и тайн, их осмысление и извлечение из них уроков может оказать целебное действие на общество в поисках путей его эффективного функционирования. Наконец, восстановление замечательных национальных традиций, культурного и духовного богатства России — это, по-видимому, тот необходимый шаг, без которого немыслимо для нас и последующих поколений обрести почву под ногами и небо над головой.

По крайней мере, этому учит опыт семей, переживших репрессию.

ЛИТЕРАТУРА

Адамова-Слиозберг О.Л. Путь. М., 1993.

Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуэна // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 155-164. Волков О.В. Погружение во тьму. М., 1989. Гинзбург Е.С. Крутой маршрут. М., 1991. Доднесь тяготеет / Под ред. С.С. Виленского. М., 1989. Разгон Л.Е. Непридуманное. М., 1989. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1991. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1992.

29 Теория


Beschloss M., Talbott S. (1993). At the highest level. Boston.

BellelheimB. (1989). On Jews and the camps// Freud's Vienna and other essays. N.Y.

Bowen M. (1978). Family therapy In clinical practice. N.Y.

Chukovskaya L. (1994). The Aknmatova journals. V.I. 1938-41. N.Y.

Conquest R (1986). The harvest of sorrow. N.Y.

Conquest R. (1990). The great terror: A reassessment. N.Y.

Daniels RV. (1985). Russia: The roots of confrontation. Cambrige, Mass.

Forche С (ed.) (1993). Against forgetting: Twentieth-century poetry of witness. N.Y.

Fossum M.A., Mason M.I. (1989). Facing shame: Families in recovery. N.Y.

Grossman V. (1972). Forever flowing. N.Y.

HochildA. (1994). The unqued ghost. N.Y.

Illick S.D. (1993). The process between generations: Emotional cut off and degree of unresolved emotional attachment in human and animal behavior. Unpublished monograph delivered at Mid-West Symposium, Chicago 111.

Kerr M.E., Bowen M. (1988). Family evaluation: An approach based on Bowen theory. N.Y.

Malia M. (1994). The Soviet tragedy: A history of socialism in Russia, 1917-1991. N.Y.

Mandelshtam N. (1970). Hope against hope. N.Y.

Mandelshtam N. (1972). Hope abandoned. N.Y.

Melito R. (1985). Adaptation in family systems: A developmental perspective // Family Process. V. 24, March.

NerlinF. (1986). Family reconstruction. N.Y, London.

PaulN.L, GrosserG.H. Operational mourning and its role in conjoint family therapy // Community Mental Health J.V.I. № 4.

Posner G.L. (1992). Hitler's children. N.Y.

RemnickD. (1993). Lenin's tomb: The last days of Soviet empire. N.Y.

Satir V. (1983). Conjoint family therapy. Palo Alto, CA.

Satir V. (1988). The new peoplemaking. Mountain View, CA.

ShechterJ.L., Luchkov V.V. (eds. and translators) (1993). Khrushchev remembers: The glasnost tapes. Boston.

Sedney M.A., Baker I.E., Gross E. (1994). The story of a death: Therapeutic consideration with bereaved families // J. of Marital and Family Therapy. July. 1997/

Sichrovsky P. (1989). Born guilty: Children of Nazi families. N.Y.

Shalamov V. (1983). Kolyma tales. N.Y. Ten A. (1960). The trial begins. N.Y. 7mA. (1989). Goodnight! N.Y


 

СОБСТВЕННАЯ

СЕМЬЯ

ТЕРАПЕВТА


 


ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ТЕРАПЕВТА СО СВОЕЙ

РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕЙ: ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Патриция Майср

Прежде чем приступить к обсуждению данной темы, не могу не выразить признательность доктору медицины Мюррею Боуэну — создателю теории семейных систем, внесшему огромный вклад в психологию. В моей работе предпринята попытка осмыслить основные положения этой теории.

Хотя в нашей стране во многих штатах уже введены в действие законы, определяющие этические нормы поведения профессионалов, занимающихся психическим здоровьем людей, мы предлагаем совершенно новый взгляд на проблему профессиональной этики.

В отношениях между двумя людьми всегда присутствует субъективность. Степень такого рода субъективности в значительной степени зависит от зрелости этих людей и от наличия у них хронической или острой тревоги. Именно поэтому в данной главе процесс сбора информации о своей расширенной семье и о себе самом, а также желание глубже понять природу своей собственной субъективности, рассматриваются как вопрос личной и профессиональной этики, а не как вопрос профессиональных предпочтений в выборе того или иного терапевтического подхода. Независимо от того, какой теоретический подход использует терапевт в своей клинической практике, в терапевтических отношениях есть место для субъективности, и она будет


интерферировать с терапевтическим процессом, если терапевт не будет ее полностью контролировать.

Приступив к серьезному и глубокому изучению расширенной семьи и ее эмоциональности, вы сразу же автоматически запускаете процессы переноса и контрпереноса. Лучший способ снизить собственную реактивность по отношению к другим — как можно более глубоко изучить эмоциональную систему своей семьи, ее воздействие на себя и собственное воздействие на нее. Только тогда, когда терапевт полностью осознает, кто он такой и какова эмоциональная история его расширенной семьи, он сможет отделиться от другого человека или от семьи, пришедшей к нему на прием. Разумеется, психоанализ может оказать определенную пользу в этом познавательном процессе, но без тщательного, активного изучения семейной системы, а также собственной эмоциональной системы невозможно полностью понять внутреннее содержание своего Я. Прежде чем обсуждать вопросы определения своего Я и возрастающей ответственности терапевта, рассмотрим проблему дифференциации.

Опыт жизни в своей собственной семье, существенно отличается от той деятельности, которую нужно выполнить, чтобы собрать объективные данные, необходимые для ее понимания. В соответствии с теорией Боуэна получение таких данных требует не только воскрешения в памяти семейных историй и переживаний, но и тщательного изучения исторических фактов, что невозможно сделать без того, чтобы стать значимым членом своей семьи (Bowen, 1978).

Дифференциация — краеугольный камень теории Боуэна — является основой всех видов человеческого поведения. Это понятие описывает два вектора силового поля, в котором живет человек — совместность — тождественность — принадлежность, с одной стороны, и индивидуаци— сепарация — принципиальность, с другой. Дифференциация не имеет отношения к разделению людей на «здоровых» и «больных»; она определяет общий характер жизненного функционирования человека, живущего под воздействием двух этих мощных сил. Именно особенности баланса этих двух сил и отличают одного человека от другого.


Человек, на которого силы совместности оказывают большее воздействие, чем силы индивидуации, всю жизнь будет сталкиваться с различными трудностями. Это объясняется тем, что на восприятие любой житейской проблемы и на ее решение влияет неосознаваемая и неконтролируемая тяга к поиску одобрения и избеганию неодобрения со стороны других значимых людей. Поэтому даже самое простое задание может потребовать значительных усилий, и их результат не обязательно будет успешным. Такую повышенную чувствительность к эмоциональной реакции со стороны другого человека осложняет вероятность того, что окружающие человека значимые для него люди также автоматически стремятся к одобрению. Вообще человек, как правило, ищет близости тех людей, которые похожи на него в эмоциональном плане, которые испытывают сходные чувства, имеют сходные ценности, цели и принципы.

Человек, чье стремление быть самим собой перевешивает потребность в близости, будет успешнее справляться с жизненными трудностями. Такой человек будет «чувствовать» эмоции значимых для него людей, но при этом останется в большей степени сфокусированным на объективных фактах, проблемах, альтернативах и вероятных последствиях его действий. Ему приятно получить одобрение, но если перед ним стоит задача, которую обязательно нужно решить, чтобы доказать свою компетентность, то он будет сосредоточен только на ней. Такой человек сможет действовать целенаправленно и учитывать объективный ход событий даже при наличии повышенной реактивности и тревожности, если только эмоциональность не достигает такой силы, что ее воздействию невозможно будет противостоять. Но даже в этом случае он справляется со своими чувствами при условии, что у него достаточно времени, чтобы разобраться в ситуации.

На базовый уровень дифференциации —уровень баланса между чувством и мышлением у данного конкретного человека — оказывают влияние многие факторы. Прежде всего, это уровень баланса чувств и мыслей, который был свойствен родителям данного индивида, поскольку именно уровень их зрелости определяет ту канву, по которой


 

развиваются его функциональные характеристики. Следует принять во внимание и то, занимал ли данный индивид какую-либо особенную позицию в семье, в результате чего он может получить в наследство больший объем семейной эмоциональности, либо более позитивный, либо более негативный (Brack, Moynihan 1971).

Наиболее важные события и связанные с ними острые эмоциональные реакции являются еще одним фактором, определяющим базовый уровень дифференциации (например, преждевременные или связанные с риском роды, особое отношение к полу ребенка, сходство ребенка со значимым членом семьи). Разумеется, к числу этих факторов должна быть отнесена и генетическая наследственность, хотя до сих пор еще не совсем понятно, в какой степени и каким образом она оказывает свое влияние.

Поскольку знание уровня дифференциации человека крайне важно для понимания его поведения, специалист должен быть знаком с основополагающими принципами теории семейных систем. Овладение понятием дифференциации на абстрактном уровне позволяет применить его как к расширенной семье, так и к своему Я. Это, в свою очередь, открывает возможность минимизировать перенос и контрперенос и таким образом помогает человеку или семейной единице справиться с волнующей проблемой путем раскрытия эмоциональности, существующей внутри этого человека или его расширенной семьи, а не между его Я и внешним относительно него терапевтом. Только после этого человек сможет на собственном опыте осознать свою незрелость; без этого невозможно стать более ответственным по отношению к себе и к другим. Вопрос о том, а нужно ли вообще терапевту приниматься за трудные задачи исследования природы человеческого функционирования, функционирования расширенной семьи, а также функционирования самого себя, служащие стартовой площадкой для повышения базового уровня функционирования и ответственности, даже не заслуживает какого-либо обсуждения: решение заняться профессиональной помощью больным людям, в частности, психотерапией, подразумевает долгий путь, на который придется положить много труда и усилий.


Это отнюдь не означает, что если человек получил представление о своей дифференциации и сделал ее главным ориентиром в своей жизни, то на свет появился совершенный терапевт. На самом деле, чтобы овладеть в совершенстве профессией терапевта, необходимо усвоить еще массу знаний и связанных с ними навыков, которые используются на каждом этапе терапевтического процесса. Кроме характеризующей личностную зрелость нейтральности и понимания человеческой эмоциональности, остается еще техника работы, специфический набор реакций на специфическую проблему. Без понимания сути тех изменений, которые происходят на протяжении курса терапии, нельзя предсказать все эффекты терапии, разве что самые очевидные — снижение тревоги, успокоение, усиление мыслительной способности.

Достижение мастерства и совершенства в работе терапевта требует сбалансированных познаний в области человеческого функционирования, функционирования отдельной личности и динамики терапевтического процесса. Установление такого баланса требует упорной, настойчивой работы, в то время как собственная незрелость тянет человека к тому, чтобы быстрее начать «делать» что-то конкретное и оставить «думанье» на потом. Это происходит отчасти и потому, что в процессе изучения теории семейных систем человек должен сначала открыть для себя природу и особенности своей субъективности, чтобы приобрести способность «видеть» ее в тех эмоциональных системах, в которых он живет. Без этого терапевт несможет должным образом помочь другому человеку изменить свое Я.

Как и многие другие, понятие дифференциации Я в своей собственной семье, рассматриваемое как средство повышения личностной зрелости и достижения успехов в терапии, подвергалось множеству неверных толкований. Некоторые относят его к генеалогии и поэтому собирают огромное количество фактов, относящихся к прошлому. При этом информация о ныне существующей семье, о реальных людях и проблемах, беспокоящих расширенную семью, таких специалистов не интересует. С другой стороны, есть терапевты, считающие, что работа с семьей


 

является способом налаживания социальных контактов через организацию встреч, мероприятий и т. п. При этом не уделяется должного внимания ни фактам прошлого, ни сложной задаче выявления того семейного процесса, который тормозит формирование зрелых отношений как в семейной системе, так и в самом себе. Действительно, работа над собой требует соблюдения определенного баланса между сбором фактов из семейной истории и изучением нынешней семьи с ее прошлыми и нынешними эмоционально насыщенными темами. Только тогда можно будет определить свое отношение к этим темам, выразив свою личную позицию таким образом, чтобы не зависеть от мнения семьи и в то же время сохранить с ней хорошие отношения. Это и есть самое ответственное функционирование, на которое способно Я терапевта.

ЧЕЛОВЕКА

Если индивид хочет разобраться в своей эмоциональной системе, ему необходимо понять, как вообще устроена человека. Чем глубже осознается природа человеческого функционирования, тем легче приблизиться к пониманию своего собственного функционирования. Эти знания служат для терапевта отправной точкой, с которой он сможет определить, что именно происходит с человеком, с которым он работает, как следует понимать эти события, какие действия следует предпринимать и к каким последствиям они приведут.

Распределение ответственности

Тесная взаимосвязь между поколениями наиболее наглядно проявляется в том, как они распределяют между собой ответственность (Meyer, 1980). Пока потомство пребывает в юном возрасте, ответственность почти целиком лежит на родителях. Хотя младенец способен сигнализировать о дискомфорте (о том, что он голодный, мокрый, устал, напуган) своим плачем, удовлетворение его насущных потребностей полностью зависит от родителей. По мере того как дети растут и наращивают свои физические, мыслительные и другие способности, они постелен-


 

но приобретают возможность самостоятельно регулировать свое состояние и поведение. В адекватно функционирующей семейной единице родительская единица будет стараться своевременно уменьшить свое функционирование ради других, как только эти другие будут способны взять на себя новые сферы ответственности. Такая передача ответственности не всегда проходит гладко, потому что родители могут и не понимать, что их дети способны действовать и исследовать окружающий их мир по-новому. Как и младенцы, старшие дети также могут разными способами сигнализировать о своем дискомфорте, и в этот момент адекватно функционирующая родительская единица также должна отреагировать уменьшением своей ответственности, чтобы привести ее в соответствие с новым состоянием ребенка.

Юность — это время, когда человек может значительно уменьшить свою зависимость и подготовиться к тому, чтобы взять на себя ответственность за все свои действия и поступки.

Именно процесс сепарации, когда ребенок принимает полную ответственность за свою жизнь, может стать причиной кризиса в родительской паре, которая справлялась со своей эмоциональной зависимостью с помощью механизмов дистанцирования и, в частности, исполнения родительских обязанностей. Чем более значимы родительские обязанности для эмоциональной стабильности и благополучия родителя, тем большей реактивности можно ожидать, когда юноша или девушка уходит от этой зависимости и начинает развивать свое собственное Я, — родитель начинает чувствовать себя одиноким.

В зависимости от уровня зрелости родителя, от него можно ожидать разных реакций на переживаемую им эмоциональную пустоту. Если родитель не может уменьшить личный дискомфорт и продолжает сильно тревожиться, молодой человек оказывается перед выбором. Если продолжать усиливать самостоятельную линию поведения, то он будет иметь тревожную мать, перед которой ему надо отчитываться. Если молодой человек не оставит попыток стать самостоятельным, но при этом будет не в силах справиться с зависимостью, то конфликт между матерью и ребенком


 

может стать хроническим. Если молодой человек не сможет устоять перед тревожным состоянием матери и откажется от попыток обретения независимости, мать станет спокойней, а сам он, возможно, так никогда и не достигнет более высокого уровня личностной зрелости. Действительно, среди молодых нет настолько зрелых людей, которые способны были бы принять на себя полную ответственность за свою жизнь и благополучие. Подростки и юноши входят во взрослую жизнь, оставаясь в определенной степи привязанными к родительскому поколению — финансово, функционально или эмоционально. Это непроработанная привязанность будет отражаться на всей их дальнейшей жизни: на их предпочтениях и выборах, на их взаимоотношениях с людьми, на их переживаниях и дисфункциях. Проявления недостаточной зрелости (или инфантильности) можно обнаружить в каждой сфере жизни. На рисунке 1 показана динамика распределение ответственности в семье.

Одним из важных аспектов эмоциональной системы человека является природа взаимосвязанности между

Рис. 1. Распределение ответственности в семье


 

разными поколениями одной семьи. Хотя взаимосвязанность включает множество уровней, в этой главе будут обсуждаться три из них: эмоциональная, финансовая и функциональная. В различные периоды жизни семьи связь может осуществляться или на всех трех уровнях, или только на двух, или на одном.

Эмоциональная взаимосвязаппостъ

Эмоциональная взаимосвязанность в наибольшей степени определяет жизнь семьи. В отличие от других взаимосвязей она является неотъемлемой частью жизни каждого поколения семьи и межпоколенческих отношений, хотя и далеко не всегда видна непосвященному наблюдателю. Она проявляется в том, как разные поколения одной семьи взаимодействуют друг с другом на протяжении всего жизненного пути человека. На нее оказывает влияние расширенная семейная система, которая, в свою очередь, сама находится под ее влиянием. Эмоциональная взаимосвязанность проявляется, например, в том, в какой степени жизнь детей похожа или непохожа на жизнь их родителей. В более широкой временной перспективе в семье часто можно встретить чередование двух схем взаимодействия. Например, родитель в одном поколении растит ребенка очень строго, а этот ребенок, сам став родителем, ведет себя с детьми чересчур мягко. В следующем поколении может оказаться ребенок, который, подобно своему деду, будет чересчур строгим родителем. Стремление походить на близкого человека или быть во всем на него непохожим можно наблюдать во всех областях человеческой деятельности (например, когда принимают решение, где жить, где работать, участвовать или не участвовать в политике, в отношении к потомству, к религии и т. п.). Выраженность этого процесса определяется общим уровнем зрелости всей расширенной семейной системы и отдельных ее членов: чем выше уровень зрелости, тем реже выбираются крайности. Зрелая личность не будет стремиться ни уподоблению, ни противопоставлению себя своим близким. Скорее она проложит свой собственный путь, сохраняя при этом некоторую степень свободы от образа жизни предыдущих поколений. Действительно,


 

не всякое серьезное решение имеет отношение к родительской семье. Однако те важные решения, которые затрагивают чувствительные сферы, наверняка вызовут эмоциональные отклики и оценки со стороны родительской семьи. Чем глубже будут переживания в родительской семье по поводу какого-нибудь события (например, переживания членов богатой семьи по поводу утраченных во время Великой депрессии денег), тем выше вероятность того, что это историческое событие и связанная с ним эмоциональная реактивность членов семьи повлияет на представителей последующих поколений.

Финансовая взаимосвязанность

Поколение родителей оказывает финансовую поддержку своим детям. Как только дети вступают в пору юности, изменяется способ финансовых взаимосвязей между этими поколениями. Некоторые юноши отделяются от родителей, навсегда отказываясь от финансовой поддержки. В таких семьях часто происходит резкий разрыв функциональных взаимосвязей и активного эмоционального контакта.

В других семьях родители продолжают финансовую поддержку в течение нескольких лет, пока молодежь выбирает свой жизненный путь. В некоторых семьях финансовая поддержка направлена на то, чтобы дети могли получить образование, внести первый взнос для покупки дома или начать собственный бизнес. Есть семьи, где финансовая связь никогда не прекращается. Родители могут просто давать молодому человеку определенную сумму на жизнь (даже если они не одобряют, как он их тратит), или оказывать разовую помощь на определенные цели: покрытие затрат на рождение ребенка, оплата страховки, проведение отпуска, покупка автомобиля и т. п. Родители могут оказать поддержку и своему взрослому ребенку в кризисные моменты его жизни, например, во время развода. В таких семьях функциональная взаимосвязанность может сохранятся бесконечно долго, и можно ожидать, что при этом будет сохранен и активный эмоциональный контакт.

Финансовые связи могут существовать также между взрослыми детьми и стареющими родителями, но в про-


 

тивоположном направлении, поскольку лечение и уход за больными требуют денежных затрат, на которые у престарелых родителей может не оказаться средств. Теперь уже молодое поколение отвечает за финансовое обеспечение старшего поколения.

Финансовая взаимосвязь поколений может резко прерваться и никогда более не возобновляться; может носить неформальный, спорадический характер или, наоборот, принимать строгие, юридические формы; а может вообще никогда не прекращаться. В более зрелой семейной системе, где превалируют силы индивидуации, представители разных поколений строят свои финансовые взаимоотношения адекватно реальной ситуации. Члены же менее зрелой семьи оказывают финансовую помощь или тем, кто настойчиво о ней просит, или действуя в душевном порыве, или же по крайней необходимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.