Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творение времени




 

Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­тельной деятельности человека, которая находится в жесткой за­висимости от природных ритмов, т.е. не является более или менее автономным по отношению к природе, как это было свойственно производительной деятельности палеолитического человека.

Это связано с тем обстоятельством, на которое я уже неодно­кратно указывал: в первобытном обществе мы встречаемся с фе­номеном производства, отделенного от процесса добывания пищи. С одной стороны - охота и собирательство, которые не являются производством, но зато являются той деятельностью, посредством которой палеолитический человек обеспечивает себе пропитание, а, с другой стороны, - производство культовых предметов, ору­дий труда и прочих вещей, которые заведомо не являются про­дуктами питания. При этом очевидно, что процессы охоты или собирательства по необходимости встроены в природные рит­мы, а производственные процессы, знакомые первобытному че­ловеку - это процессы, которые демонстрируют полную автоно­мию по отношению к природе: единственное, от чего они зависят - это от мифа.

Таким образом, не знающая земледелия производственная деятельность первобытного человека абсолютно не зависит от факторов внешней среды: она с равным успехом может осущест­вляться днем и ночью, в любое время года и при любых погод­ных условиях. Она полностью автономна по отношению к объек­тивным условиям: ритм ритуальных обрядов, инициирующих появление на свет того или иного предмета, совершенно равноду­шен к объективным ритмам природы. Производство различных предметов культуры происходит не столько по прихоти приро­ды, сколько по прихоти мифа.

Наоборот, в случае с земледельческими культурами возника­ет совершенно новая форма производства: производство, которое совпадает с процессом добывания пищи. И не удивительно, что возделывание земли оказывается той деятельностью, в которой человек впервые попадает в зависимость не от мифа, а от самого производственного процесса. Последний же, в свою очередь, оп­ределяется не мифами, как это было в первобытном обществе, а некоей объективной необходимостью: цикличностью времен года, дня и ночи, погодными условиями и т.п. А это означает, в свою очередь, что земледелие - это производство, в котором человек впервые попадает в зависимость от объективного хода времени.

В самом деле, производитель каменного века располагал прин­ципиально растяжимым временем: на изготовление любого пред­мета он мог затратить столько времени, сколько ему было нужно, и не было никакой внешней необходимости, которая бы подгоня­ла его производственный процесс. Так, у традиционных афри­канских народов, не прошедших этап темпоральной революции, с которой связано возникновение феномена древних цивилиза­ций и самой истории, фактор времени до сих пор переживается совершенно не так, как это характерно для исторического чело­века, чья ментальность, чьи умственные схемы сформированы на основе диалога с историей собственной цивилизации. И это не­смотря на то, что речь идет о таких африканских народах, кото­рые вовсе не находятся в изоляции от ценностей современной цивилизации.

"У них нет числового календаря, а есть, если можно так вы­разиться, феноменологический. Время жизни человека и история исчисляются не годами, месяцами и днями, а событиями. Напри­мер, восход солнца - событие, признаваемое всей общиной; и все равно, восходит оно в пять или в семь утра - важен сам факт восхода. Значимо само событие, а не математическое исчисление момента. В западных обществах время используется, продается и покупается, в традиционной африканской жизни время создает­ся или творится. Человек - не раб времени; он "делает" столько времени, сколько ему хочется. Часто европейцы или американцы говорят: "эти африканцы тратят время на безделье" или "Афри­канцы всегда опаздывают!" Такие высказывания основаны на непонимании: сидящие без дела африканцы не тратят время, они его ждут или творят" 7.

Характерные данные приводит Э.Э.Эванс-Причард в своем классическом исследовании образа жизни нуэров - большого ско­товодческого народа, проживающего на юге Судана. Правда, этот народ нельзя назвать полностью доземледельческим: земледелие ему безусловно знакомо. Однако земледелие у нуэров носит фа­культативный характер и они практически от него не зависят. Кроме того земледелие появилось у них относительно недавно, и нуэры "рассматривают земледелие как бремя, навязанное им из-за недостатка скота" 8. Поэтому, делает вывод исследователь, можно утверждать, что земледелие не оказывает у нуэров решаю­щего воздействия на структуру их темпоральных представлений.

"...У нуэров нет термина, эквивалентного слову "время" в ев­ропейских языках, и поэтому они не могут, как мы, говорить о времени как о чем-то реально существующем, о том, что оно про­ходит, что его можно зря расходовать, что его можно экономить и т.п. Не думаю, что они когда-либо испытывали ту же необхо­димость, скажем, выиграть время или сопоставить деятельность с абстрактным отрезком времени, поскольку они выражают вре­мя главным образом через саму деятельность, которая, как пра­вило, носит неторопливый характер. События идут в логическом порядке, но они не контролируются какой-либо абстрактной сис­темой, ибо не существует никаких автономных точек отсчета вре­мени, с которыми точно совпадала бы их деятельность. (...) Точ­но так же у них весьма ограничены возможности исчисления срав­нительной продолжительности периодов времени между событи­ями, поскольку у них мало точно установленных или системати­зированных единиц времени, они не способны измерять периоды между отдельными положениями солнца на небе или между по­вседневными работами. Год действительно делится на двенадцать лунных единиц, но нуэры не рассматривают их как части какого-либо единого целого. Они могут сказать, в каком месяце произо­шло событие, но с большим трудом выражают абстрактными чис­ловыми символами отношения между событиями. Им намного легче думать категориями различных видов деятельности и пос­ледовательности производимых действий... чем понятием о чис­тых единицах времени. Мы можем сделать заключение, что нуэрская система исчисления времени в пределах годичного цикла и частей этого цикла - это серия концептуализации природных изменений, и что выбор точки отсчета определяется тем значени­ем, которое имеют эти изменения для человеческой деятельнос­ти" '.

Наоборот, систематическое земледелие как основа хозяйство­вания в древних цивилизациях становится подлинной основой для изобретения идеи времени как жесткой объективной структу­ры. Земледельческий человек - это человек, который оказывается поставлен в жесткую зависимость от временного фактора: здесь ключевым условием успешной деятельности становится требова­ние "успеть". Успеть выполнить цикл подготовительных работ, успеть выполнить цикл посевных работ, успеть выполнить цикл

уборочных работ и т.д. Таким образом, земледельческое произ­водство - это производство, которое впервые создает стрессовую ситуацию для человека. И это - одна из объективных причин того, почему неолитический человек оказывается вынужден от­крыть фактор времени, который кладется им в основание ранних теогонических эпосов и который становится главной основой упо­рядочения разрозненных мифов, основой превращения их в некое эпическое целое - того превращения, о котором шла речь в пред­шествующей главе.

Разумеется, возникновение земледелия - это лишь объектив­ное условие открытия неолитическим человеком фактора време­ни в том его объективном понимании, которое характеризует эпо­ху цивилизации. Вместе с тем, возникновение идеи объективного времени не происходит автоматически вслед за возникновением и развитием систематического земледельческого труда. Напро­тив, это достаточно долгий процесс, связанный с трансформа­цией и переконструированием всей системы мифологических пред­ставлений древнего земледельца. Открытие времени не соверша­ется одномоментно, и требует не одного тысячелетия. Подробно­му анализу этого процесса будет посвящена следующая глава; сейчас же важно подчеркнуть то обстоятельство, что принципи­альным условием открытия времени является феномен система­тического земледелия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.