Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности




 

При характеристике личности нужно иметь в виду, что главным является человеческая деятельность, особо выделяющая его из мира животных.

В структуре личности можно выделить: многообразие деятельности; соподчинение, или иерархия деятельности, которая предложена обществом индивиду, особенно в процессе разделения труда; и структура видов деятельности.

Многие теории личности рассматривают человеческую личность как специфическое образование, зависимое от многих социальных факторов. При этом особое внимание уделяется понятию и образу «Я».

Понятие «Я» складывается из нескольких моментов:

Из представления о том, каким Я кажусь другому человеку.

Из представления о том, как этот другой оценивает мой образ.

Специфическое чувство «Я», вытекающее из первых двух моментов, выражается в самосознании, самовыражении, самоуважении или в чувстве неполноценности.

Я – это самость, тождественность индивида самому себе, это качественное, что отличает его от других людей – это то, что можно сравнить, оценить. «Я» – религиозное, политическое, нравственное, национальное, то есть существует столько Я, сколько есть мнений о себе самом и других о тебе.

Особое внимание содержанию «Я» уделял венский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он в психике человека выделял три слоя – Бессознательное ОНО, Сознательное Я, Сверх Я.

Бессознательное ОНО – это унаследованные человеком инстинкты, безотчетные влечения, неподдающиеся контролю душевные движения. То есть то, что находится по ту сферу сознания, не управляется человеком, не подконтрольно ему.

Сознательное Я – посредник между бессознательным и внешним миром, содействует влиянию внешнего мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательное Я пытается подчинить себе бессознательное, что удается не всегда. Хотя оно вытесняет агрессивные, антисоциальные, сексуальные и другие желания, служит преградой проникновения их в сознание.

Сверх Я – это инстанция, которая олицетворяет собой запреты, нормы социокультурного характера, выступает в роли совести либо чувства вины за содеянное (мыслимое), либо внешние институты, факторы.

Низшие и высшие – самые жесткие, агрессивные, воинственные слои. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая тем самым невротический тип поведения. Фрейд рассматривает историю человечества как историю нарастающего психоза.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве, посредством взаимодействия с другими индивидами, группами, институтами.

Социальное пространство личности – совокупность социальных отношений, контактов и социальных ролей индивида в различных социальных системах в какой-то период времени. Объем социального пространства отдельного человека зависит от его возраста, статуса, интенсивности социальных контактов, количества освоенных им социальный ролей и другого.

Чем более развивается личность, тем большее влияние она оказывает на окружающее ее социальное пространство. Индивид в социальном пространстве приобретает определенный социальный статус, который позволяет ему соотносить собственную позицию с позицией окружающих его людей. В каждом конкретном отношении личность имеет социальный статус, играет определенную социальную роль.

Во взглядах на личность и образ человека в социологии существует много концепций. Ведущими из них являются следующие:

- ролевая концепция личности – личность рассматривают как функцию того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду. Социальная роль - модель поведения, объективно заданная личности в системе общественных и межличностных отношений;

- поведенческая концепция – личность рассматривается как система реакций на различные стимулы. Поведение человека определяется и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Поведение человека меняется через стимулы: знания, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение власти и другие, чем располагает общество;

- деятельный подход – человек понимается как деятельное существо, преследующее свои цели, задачи. При этом поведение его определяется видами деятельности и связями с другими индивидами;

- концепция Фрейда, в ней человек рассматривается как система нужд, а общество как система запретов, табу. Потенциал и основной источник активности человеку придают бессознательные, в основном сексуальные стремления. Социальные нормы ограничивают человека в удовлетворении этих нужд. Возникает конфликт между глубинным влечением человека и общественно приемлемой формой его реализации.

По Фрейду, личность состоит из трех уровней:

- низший слой (Оно или Ид), есть бессознательные родовые воспоминания, это совокупность инстинктов и влечений;

- средний слой (Я или Эго) – это сознание, отделившееся от Оно в целях приспособления к внешней среде в процессе эволюции;

- верхний слой (сверх Я или супер Эго) – это нормы общества, воспринятые человеком, это представитель общества, воздействующий на психику человека. Сверх Я подавляет инстинктивные влечения, ограничивает и направляет деятельность Я.

Низшие и высшие – самые жесткие, агрессивные, воинственные слои. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая тем самым невротический тип поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.