КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ритуал: между педагогикой и космологией
Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий семантическое пространство культуры, и специфически-религиозный ритуал, связанный с рецитацией, воспроизведением некоего космогонического мифа. В том-то и состоит суть дела, что обыденность, повседневность ритуальных праздников - это характеристика дорелигиозного состояния человеческого общества, когда ритуал ежесекундно сопровождает существование человека, являясь его своеобразной второй кожей, и не имеет ровным счетом никакого отношения ни к выживанию человека в экстремальных ситуациях, ни к рецитации космогонического мифа творения, ни к титанической борьбе с Хаосом, а является просто-напросто единственно возможной основой для упорядочивающего диалога с миром "всевозможностной" природы. Практически вся жизнь первобытного человека носит глубоко ритуализованный характер. Любой предмет, любое действие требует своего ритуала - и это совершенно естественно, коль скоро посредством ритуала раскрывается тайная мифологическая семантика этих предметов и действий. В гораздо менее явной степени, но все же насыщена ритуалами и жизнь современного человека. Мифосемантические ритуалы современного человека лишены какой бы то ни было торжественности и экзотичности, в них значительно меньше коллективного и неизмеримо больше индивидуального: это те устойчивые привычки и стереотипы повседневного поведения, каковыми изобилует его жизнь. И функция этих повседневных ритуалов, которые незаметно для себя самого осуществляет всякий человек, в сущности, та же самая, что и в первобытном обществе: они точно несут в себе некий мифосемантический ключ к тайной, непрагматической семантике окружающих человека предметов.
Во всяком случае, ни один ребенок не усвоил бы сверхсложную семантику окружающего его культурного мира, если бы этот мир не был пронизан ритуальными структурами, которые и дают коды к этой тайной семантике. И удивительно ли, что ни один ребенок, расшифровывающий культурную семантику мира взрослых с опорой на ритуальные структуры повседневности, не пытается искать в этих ритуальных структурах какие-то "космологические оттенки"?. Сама суть ритуала, в этой его наиболее элементарной и генетически исходной форме не космологична, а педагогична: ритуал в такой его форме есть просто-напросто средство трансляции из поколения в поколение избыточной мифосемантической информации о том или другом предмете. Напомню в этой связи еще раз: первобытное общество не знает феномена школы. Первобытное общество не знает и фигуры учителя, который бы транслировал какое-то знание в форме повествования. И дело даже не в том, что здесь нет такой профессии - профессии учителя, а в том, ни один первобытный человек не может учительствовать. Ведь учительствование принципиально предполагает некоторое нарративное объяснение, а первобытный человек не умеет объяснять. Слова еще не являются для него в достаточной степени инструментом, чтобы суметь с их помощью хоть что-нибудь объяснить. Первобытное общество не знает учебников и библиотек. Первобытное общество не знает и никаких других повествовательных форм культурного знания. Единственный способ трансляции культурных знаний из поколения в поколение, известный и доступный первобытному человеку, - это ритуал. Через ритуал передается искусство навыка (по принципу "делай как я!"), и через ритуал же происходит трансляция избыточных мифосемантических пространств, составляющих суть культуры. Если человек современной культуры, человек школы, принципиально склонен объяснять, склонен учительствовать, то первобытный человек склонен ПОКАЗЫВАТЬ, склонен приглашать к какому-то ритуальному взаимодействию, а культура трансляции знаний с помощью слов ему практически недоступна. И этим он безусловно напоминает маленького ребенка, который также предпочитает транслировать свои знания не через нарративное объяснение, а через игру, через некое ритуальное взаимодействие.
Таким образом, ритуал в первобытном обществе абсолютно банален, и абсолютно фундаментален в этой своей банальности. Он транслирует культуру, и являет собой плоть и кровь первобытной педагогики. А вот что касается ритуала, который является ответом на экстремальные ситуации и связан с рецитацией космогонического мифа, - то это феномен значительно более позднего времени. Это совершенно особая форма ритуала, смысл которой не обыденно-педагогичен, а священно-религиозен. Он возникает в кризисную эпоху, когда естественная целостность МИФовоззрения первобытного человека распадается в хаос разрозненных повествований перед лицом совершенно новых реалий, создаваемых в ходе неолитической революции. И он является ответом первобытного человека на вызов, который бросает ему неолитическая революция. Заимствуя свою форму у мифосемантического ритуала древности, этот космогонический ритуал представляет совершенно новое содержание. Его суть - не в трансляции культурной информации, но в попытке стянуть в целое распадающееся сознание неолитического человека. Но, таким образом, космогонический ритуал оказывается первой, дословесной формой бытия того, что впоследствии будет названо философией. Это еще не философия, выраженная в каких-то теоретических конструктах, но философия, выраженная в ощущениях. Космогонический миф - это абсолютная точка начала всего сущего, это абсолютный источник целостности вселенной, и оттого воспроизведение этого мифа в ритуале позволяет неолитическому человеку и человеку древних цивилизаций обретать целостность мировосприятия, обеспечивает психологическую уверенность в сложных в экзистенциально-драматических жизненных ситуациях.
Этот психотерапевтический аспект рецитации космогонического мифа во всякой нестандартной ситуации блестяще проанализирован М.Элиаде. "...Ритуальная декламация космогонического мифа предполагает воспроизведение в настоящем этого первичного события. Из этого следует, что тот, для кого этот миф читается, магически отправляется к "началу Мира", становится современником космогонии. Терапевтическая цель такого возврата ко ВРЕМЕНИ НАЧАЛА заключается в том, чтобы начать новую жизнь, т.е. заново родиться (символически)" '4. Элиаде чрезвычайно убедителен, когда на огромном количестве примеров доказывает, что ритуальное воссоздание начального времени, времени космогонии, т.е. того времени, когда тем или иным способом произошло Сотворение Мира, является своего рода основой психологической устойчивости человека, и одновременно - основой его собственной творческой энергии. Впрочем, убедителен Элиаде только на религиозной территории, т.е. на территории только тех мифологий, которые являют собой достаточно развитые формы культуры. Но всякий раз, когда он обращается к мифам донеолитических народов, происходит сбой концепции, и становятся очевидными натяжки интерпретации. Концепция Элиаде требует, чтобы космогонический миф встречался у каждого народа. Однако факт состоит в том, что у наиболее примитивных народов космогонический миф отсутствует. И тогда Элиаде делает своеобразный слоеный пирог: он перемежает анализ космогонических мифов творения, характеризующих духовную практику народов, вкусивших цивилизации, со ссылками на "мифы происхождения", которыми изобильно наполнено сознание донеолитического человека. Но имеют ли так называемые "мифы происхождения" хоть какое-то отношение к ПРОБЛЕМЕ происхождения? В главе о языках мифа мною было показано, насколько такое предположение некорректно. Эти мифы О ДРУГОМ. Не о происхождении, а просто-напросто о культурной семантике той или иной вещи. И они ни в коем случае не могут рассматриваться как аналог космогонических мифов.
Приведу пример того, как у Элиаде оказывается выстроен его слоеный пирог на примере из книги "Священное и мирское", где Элиаде рассказывает о сущности ритуала врачевания у одного из древних тибето-бирманских народов. "Ритуал врачевания заключался буквально в торжественной декламации мифа о Сотворении Мира, за которым следовали мифы о происхождении болезней..., затем появлялся шаман-целитель и давал людям необходимые лекарства" 1S. Объяснение такой процедуры врачевания в устах Элиаде выглядит вполне убедительно: "лечебная эффективность заклинаний основывается на том, что, будучи произнесенным в ритуальной форме, они восстанавливают в настоящем Мифическое Время "начала", начала Мира, а соответственно и природу заболевания, и природу лечения" 15. Однако при этом - но уже без аргументов! - он переносит ту же объяснительную схему на поведение первобытного (донеолитического) человека. "В примитивных и традиционных методиках врачевания считалось, что лекарство приобретает свою силу лишь после того, как в ритуальной форме рассказывается о его происхождении в присутствии больного" ". И понятно, что у читателя Элиаде возникает полное ощущение того, что любой первобытный врачеватель ритуально рассказывает миф того или иного лекарства, аппелируя к моменту космогонического рождения Вселенной. Однако на самом деле в практике донеолитических народов мы не встречаем ничего подобного. Здесь действительно ритуально изображается миф лекарства или миф болезни, - но никак не возникновение Вселенной. Увы, ритуальные "рассказы" о лекарствах в практике первобытных сообществ вовсе не имеют какой бы то ни было космологической аранжировки. Это рассказы, опирающиеся на ритуал, просто-напросто актуализирует память, актуализирует всю совокупность информации, имеющейся в глубинах сознания врачевателя, и не претендует ни на какое восстановление мифического времени начала. Тем не менее, у читателя Элиаде остается безусловное ощущение того, что ритуал первобытного, донеолитического человека и ритуал человека, знакомого с цивилизацией - это по сути своей один и тот же ритуал, и суть его - во все новом и новом воспроизведении Времени Начала Мира. Нужно всячески и многократно подчеркнуть: миф и ритуал донеолитического человека - это совсем не то же самое, что космологический миф и ритуал человека постнеолитического. В первом случае ритуал - это наиболее непосредственный и естественный способ трансляции культурной семантики; он обеспечивает культурную связь времен, связь поколений, т.е. выполняет те функции, которые в развитых культурах берет на себя школа. Сама суть донеолитической мифологии заключается в том, что она несет в себе совокупность информационных кодов к ок- ружающей человека реальности. Человек донеолитической эпохи, воспроизводя ритуально так называемый "миф происхождения" какого-то предмета или явления, актуализирует тем самым всю совокупность культурной информации относительно этого предмета или явления. И оттого овладение миром ритуалов для человека этой эпохи равносильно овладению миром культуры. Культуры, в которой нет учителей, и где роль верховного и единственного учителя выполняет сам ритуал как единственно возможный способ трансляции культурной семантики. И не удивительно, что по мере развития рефлексивной способности человека этот "учительствующий" ритуал, являющийся фундаментальным способом бытия культуры во времени, обретает персонификацию в имени Бога. Что же касается космогонического ритуала, то его суть совершенно в ином. Космогонический миф дает постнеолитическому человеку чувство психологической опоры перед лицом распадающегося мира через актуализацию точки всеобщего творения и формирование чувства сопричастности этой точке. Постнеолитический человек, воспроизводя космогонический миф мира, обретает чувство уверенности в условиях культуры, теряющей традиционную устойчивость. Следовательно, с известной долей условности можно было бы сказать, что в первом случае ритуал - педагогичен, во втором - психотерапевтичен. В первом случае ритуал есть, так сказать, непосредственное бытие Бога, или, точнее, непосредственное бытие того, что впоследствии будет названо Богом. Во втором случае ритуал - это способ ДИАЛОГА с Богом, который персонифицирует феномен отчужденной культуры. В первом случае ритуал - это непосредственный способ бытия культуры, во втором случае ритуал - это способ спасения человека в. культуре, которая уже приобрела для этого человека облик чуждого и далекого Бога. Но и в том, и в другом случаях действия человека, воспроизводящего миф, носят глубоко прагматический характер. Хотя очевидно, что это - разная прагматика. И если для первобытного человека ритуал и обряд - это знаки повседневности, не представляющие из себя ровным счетом ничего особенного, то ритуал, отправляемый жрецами в пространстве храма, - это действительно СОБЫТИЙНАЯ процедура в жизни древнего человека, процедура, находящаяся за границами его повседневного опыта, процедура, представляющая особое, внечеловеческое пространство сакральности. И, думается, что различение этих двух принципиально различных форм исторического бытия мифа -существенное условие методологически корректного анализа архаики.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |