КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мифосемантика древних богов
МИФОВОЗЗРЕНИЕ ТЕОГОНИИ М. Элиаде. Священное и мирское.M,1994, с 86 14. Там же, с. 56. 15. Там же, с.57. 16. Там же. 17. Ж.Пиаже. Речь и мышление ребенка. М.,1994,с.91. 18. См.: там же, с. 93. 19. Там же.. 20. Там же. 21. Там же. 22. Цит. по: Коллингвуд Р.Дж. фия. М., 1980, с.14. 23. Там же, с. 15. и 24. Там же. 25. Там же, с. 17-18. ГЛАВА 4.
Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисунку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подробное описание системы родственных связей между богами, более или менее подробное описание последовательности происхождения богов: кто, от кого и при каких обстоятельствах был рожден, и к каким последствиям во взаимоотношениях между богами это привело. При том каждая развитая культура древности предлагает свой вариант божественной генеалогии, свой вариант последовательности событий, находящихся в начале истории, и этот теогонический вариант является в каком-то смысле определяющим для исторических судеб данной цивилизации. А из этого следует, что общее количество различных вариантов теогонии в древних культурах может быть крайне велико. Да к тому же есть основания полагать, что возникновению общекультурного теогонического канона той или иной древней цивилизации предшествовал доканонический период, когда происходило формирование теогонических последовательностей на уровне отдельных городов-поселений и трудный процесс их собирания в некий единый псевдоисторический конструкт. Однако только общекультурный теогонический канон является знаком оформленной государственности и служит духовной предпосылкой собственно исторического развития.
Такие теогонические генеалогии, несущие на себе отпечаток синтетической сборки и представляющие собой незыблемый мифологический канон, создает каждая культура, претендующая на государственно-историческое самоосуществление. Вообще это крайне существенно, что феномен бога в культуре возникает как некая генеалогическая последовательность богов, а не как божественная единичность. Это позволяет понять саму суть древней религии, в которой важна не та или иная фигура бога сама по себе, а именно идея истории, которая оказывается представлена здесь в двух взаимодополнительных аспектах. С одной стороны, боги РОЖДАЮТСЯ друг от друга, и, следовательно, находятся между собой в отношениях родствен- ной зависимости, что является основанием идеи исторической преемственности, идеи связи времен. А, с другой стороны, они вступают между собой в драматически-конфликтные отношения и ПРЕОДОЛЕВАЮТ друг друга, что является основанием идеи исторической изменчивости, открывает широкие возможности для тех или иных форм исторических деяний. Это именно то, что позволяет человеку древних цивилизации обрести столь необходимую для совершения истории меру свободы от собственной мифологии, но при этом не впасть в исторический беспредел. Вместе с тем, общим местом современного мифоведения является точка зрения, согласно которой в теогонических последовательностях богов оказываются озвучены космогонические воззрения древнего человека, т.е. представления о порядке возникновения окружающего человека мира. Имеет ли право на существование подобная точка зрения? Наверное, да. Действительно, сюжетные ходы теогонии могут быть расшифрованы в качестве рассказа о том, как что возникло и откуда что пошло. Однако при этом надо иметь в виду одно важное обстоятельство теогонического сценария происхождения. Само возникновение Вселенной, которое, казалось бы, должно выступать здесь абсолютной точкой начала, оказывается предъявлено в этом сценарии не с ясностью естественнонаучной модели, а, скорее, в виде весьма и весьма смутного образа, который едва прорисовывается в драматургии божественных деяний. Ведь непосредственным сюжетным содержанием теогонии является никакое не создание Космоса, а более или менее подробный рассказ о взаимном происхождении богов и о различных перипетиях взаимоотношений этих богов друг с другом. А это и означает, что космогонический смысл божественных систем родства и совершаемых богами поступков совершенно неочевиден, и должен еще специальным образом реконструироваться, извлекаться, вытаскиваться из теогонических сюжетов на свет божий с помощью аналитических процедур. При том вариантов интерпретаций может быть множество, и всегда будет сохраняться опасность, что космогоническое содержание теогонического сюжета не столько извлекается из него, сколько ему навязывается.
Дело в том, что космогоническая расшифровка генеалогии богов предполагает отождествление богов с теми или иными природными силами, стихиями и явлениями: скажем, отождествление бога земли с землей, бога неба с небом, бога солнца с солнцем и так далее. Только в этом случае чреда божественных рождений обретает действительно космогонические очертания. Однако где гарантии, что такого рода натурализация древних богов корректна? Где гарантии того, что боги древних народов, которых эти народы связывали по каким-то причинам с теми или иными природными явлениями и стихиями, именно представительствовали эти природные стихии, а не находились с ними в более сложных и неоднозначных взаимоотношениях? Увы, даже столь тонкий исследователь мифа, как А.Ф.Лосев склонен к натурализации греческого мифа. Скажем, на основании характеристик, которые древнегреческая мифология дает Гее, он делает вывод, что именно так человек того времени... представлял саму землю. "Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое он тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей" '. Заметно, как в этой лосевской реконструкции первобытной греческой архаики отчетливо прорисовывается богиня Гея: именно с нее пишется портрет того, как, якобы, выглядела сама земля в представлениях первобытного человека. И, следовательно, сам образ Геи, по Лосеву, есть персонифицированные представления древнего грека о том, что есть земля. И, следует сказать, что такая позиция является общим местом современного мифоведения: мол, древние боги метафорически выражают представления человека о природе.
Однако не все, что является в науке общим местом, следует признавать истинным. И первый вопрос, который должен решить современный исследователь древних теогонии, - это не вопрос о природе и устройстве Космоса, который будто бы в них представлен, а вопрос о природе богов, которые в этих теогониях фигурируют. Ведь каждый бог представлен в теогонии как загадка, как тайна - и догадываться о сущности каждого бога можно лишь на основе достаточно скудной информации. И оттого любые попытки космогонической интерпретации содержания теогонии похожи, скорее, на весьма и весьма условные схемы, в которых боги низводятся до уровня природных стихий, и, тем самым, мировоззрение древнего человека непоправимо модернизируется. Так что же на самом деле представляют из себя боги, выстраивающиеся в некоей генеалогической последовательности в этих теогониях? С высокой долей достоверности можно было бы интерпретировать каждого бога как своеобразный мифосемантичес-кий комплекс, персонифицированно представляющий более или менее обширную группу мифов. Поясню, что я подразумеваю под мифосемантическим комплексом. Напомню, что мифологическое мышление первобытного человека носит глубоко конкретный характер, и каждая отдельная вещь окружающего мира наделяется в этом мышлении своим персональным именем (а, значит, и своим персональным мифом). Но, таким образом, первоначальное количество скрытых мифов в сознании первобытного человека просто фантастически велико и совпадает с количеством слов его языка: каждое слово - это не просто знак предмета или предметного действия, а МИФ, навязываемый человеку предмету, действию или явлению.
Понятно, что, чем более велико количество персональных имен, которыми человек наделяет предметы окружающего мира, тем более актуальным становится формирование у человека логико-обобщающих процедур, осуществляющих какую-то группировку этих мифологических имен в соответствии с какими-то предметными основаниями. Дело в том, что наделение предметов мифологическими именами, и, следовательно, создание у каждого предмета своей мифосемантической надстройки инициирует у человека (об этом подробно писалось в предшествующих главах) познавательный процесс, сутью которого является движение от субъективности к объективности, от мифологичности к предметности. И потому наряду с процессом наделения предметов все новыми и новыми персональными именами и придумыванием субъективной мифосемантики, возникает встречный процесс: предметы окружающего мира все более и более обнажают свою объективность, что становится принципиальным основанием для возможности их классификации на основании каких-то объективных параметров. Каждый предмет оказывается, таким образом, сложным переплетением субъективной мифосемантики и совокупности каких-то объективных качеств. А последние становятся все более рельефными по мере нарастания познавательной деятельности первобытного человека или познавательной деятельности ребенка, которая строится на принципиально тех же механизмах. Эти-то объективные качества предмета, открываемые человеком в процессе познавательной деятельности и становятся основанием для логико-обобщающих процедур группировки. Скажем, человек формирует обобщающую группу "растения" или "животные", опираясь не на мифосемантику, которой он наделил отдельные растительные и животные персоналии, а на некие объективные качества этих живых существ, открытые им в процессе своего познавательного поиска. Однако мифосемантическое пространство каждой предметной персоналии неотрывно следует за своим хозяином. И хотя группировка происходит, казалось бы, по объективным основаниям, группировать приходится не просто объективные предметы, но их ИМЕНА, а, значит, и мифосемантические структуры, скрывающиеся за каждым именем. Но, таким образом, формирование элементарных структур логического обобщения у первобытного человека и приводит к формированию того, что можно было бы назвать мифосемантическими комплексами. Поэтому совершающий логико-обобщающие операции первобытный человек создает не просто класс растений или класс животных в естественно-научном смысле. Он создает нечто совершенно иное - класс растительных мифов и класс животных мифов, т.е. классифицирует на самом деле не предметы как таковые, а... свою мифологию, но классифицирует ее по объективно-предметному основанию. И это следует рассматривать как фундаментальный парадокс возникновения обобщающих структур. В сущности говоря, боги ранних религий - это не просто доминантные символы прежних, дорелигиозных мифологий, но, так сказать, персонифицированные процедуры предельного обобщения. Каждый бог - это не просто имя, а целый мифологический комплекс, скрывающийся за этим именем. Имя каждого бога содержит в себе в упакованном, сжатом, свернутом виде всю ту обширную группу мифов, которая ассоциируется в данной культуре с этим именем. Любые боги ранних религий - это именно мифологические КОМПЛЕКСЫ, каждый из которых стягивает в одну точку, точку того или иного божественного персонажа достаточно обширную группу мифов. Так, древнеегипетский Геб - это не просто земля, а мифосемантический комплекс, объединяющий в себе всю совокупность мифов, касающихся предметов, находящихся на земной поверхности. Нут - это не просто небо, а мифосемантический комплекс, объединяющий всю совокупность мифов, связанных с небом. И совершенно аналогичным образом можно проинтерпретировать любого другого бога древнеегипетской или какой угодно иной мифологии. Любой древний бог - это не столько метафора каких-то природных сил, сколько символ логической процедуры обобщения, стягивающей в некоторые точки сгущения, точки целостности всю совокупность хаотически разбросанных в сознании первобытного человека мифов. Эти мифомыслительные сгущения, образующиеся в человеческом сознании, представляют собой не что иное, как первичную понятийно-категориальную структуру этого сознания, т.е. становятся несущим каркасом его мировосприятия. Таким образом, появление столь глобальных, божественных фигур в мифологическом мышлении древнего человека свидетельствует о процессах категоризации этого мышления, а процесс теогонии выглядит в таком случае как упорядочение по временной оси мифологизированных категорий. Категорий, которые УЖЕ являются структурами рационалистического мышления, но ЕЩЕ имеют мифологическую оболочку.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |