Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное равновесие. Механизм взаимодействия спроса и предложения. Роль цены




Рынок находится в равновесии при условии:

QD = QS

Изменения в рыночном равновесии могут происходить как под влиянием ценовых, так и неценовых факторов. Если ценовые факторы влияют на изменение величины спроса или предложения, то неценовые влияют на сам спрос и предложение.

Представим, что цена равновесия на рынке курятины – 12 гривен за кг при кривой спроса D1. При такой цене величина спроса и предложения - сбалансированы, и равновесный, объем продукта на рынке -1млн. кг в месяц. Это рыночное равновесие соответствует точке Е 1 на рис. 6.

 

Теперь представим, что в следующем месяце резко сократились доходы потребителей. Это приведет к снижению спроса на курятину. Кривая спроса D1перемещается влево до положения D2. В последствии должно произойти снижение равновесной цены. Иначе, если бы цены остались на прежнем уровне, то при такой цене величина спроса, основанная на новой кривой D2, была бы меньше величины предложения. В результате, на рынке был бы излишек курятины, который давил бы на цену сверху и привел бы к ее снижению.

Новое равновесие будет соответствовать точке E2, где QS=QD, то есть при цене 10 гривен за килограмм положение равновесия смещается с точки Е1 в Е2, где количество продаж снижается до 0,8 млн. килограмм в месяц.

Влияние уменьшения спроса выражается в снижении рыночной равновесной цены, на которое продавцы отвечают снижением объемов предложения, передвигаясь вверх по кривой предложения из точки Е1 в точку Е2 (рис.6).

Аналогично, повышение спроса, при прочих равных условиях, повысит равновесную цену и объем предложения. Например, повышение цен на говядину при прочих равных условиях, может привести к повышению спроса на курятину, что приведет к повышению равновесной цены предложения.

Рыночное равновесие будет также изменяться в ответ на изменение предложения. На рисунке 7 рыночная равновесная цена и объем товара сначала соответствуют точке Е1, в которой цена равна 12 гривен за килограмм при количестве – 1 млн. килограммов в месяц.

 

 
 

 


Теперь представим, что в следующем месяце произойдет повышение цен на корм для птицы. Это уменьшает предложение курятины. Уменьшение предложения приведет к переходу в новое равновесное положение, в точку Е2. Цена равновесия поднимется до 15 гривен за килограмм, а объем спроса уменьшится до 0,8 млн. кг в месяц. Если бы цена не повысилась до данного уровня, то на рынке возник бы дефицит продукта. При новой равновесной цене, 15 гривен, объем предложения, основанный на новой кривой предложения S2, равен объему спроса (QS=QD).

Снижение предложения курятины приведет к повышению цены на них. Покупатели отвечают на повышение цены уменьшением объема спроса. То есть, при более высокой цене покупатели хотят купить меньше курятины, чем раньше.

Итак, рост предложения передает информацию о повышении доступности товаров путем понижающего действия на цену. Реакция потребителя на снижение цены товара выражается в повышении объема спроса. Связь между изменениями предложения и объема спроса происходит с помощью изменения цены.

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать такую цену, при которой решения о купле и продаже синхронизируются, называют уравновешивающей функцией цен. Любая равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов (экономия редкие ресурсы) и не создавая дефицит для покупателя.

Математическое выражение рыночного равновесия:

При этом равновесная цена

Равновесный объем

 

2.4. Государственное регулирование рынка и его влияние на рыночное равновесие

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

- Фиксированные цены:

- установление верхнего (потолка) уровня цен;

- установление нижнего (пола) уровня цены;

- Установление импортных квот.

- Налоги.

- Дотации.

- Установление верхнего уровня (потолка) цен.

Потолок цены представляет собой законодательно установленную максимальную цену, по которой продавцу разрешается продавать свой товар или услугу. Основанием для введения потолков цен на конкретные продукты служит представление о том, что ограничение цен позволит потребителям приобретать некоторые товары первой необходимости или услуги, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Примером может служить контроль за рентными платежами и законы о ростовщичестве, определяющие максимальную норму процента, которую разрешается взимать с должников. В широких масштабах потолки цен, или общий контроль за ценами, применяются для ограничения инфляционных процессов в экономике.

Увеличение доходов населения обусловливает перемещение кривой спроса на масло вправо, так, что равновесная цена равнялась 1,2 доллара за фунт. С одной стороны быстрый рост цен на масло способствовал инфляции, с другой - исключал из числа покупателей масла те семьи, чьи денежные доходы не поспевали за быстрым ростом стоимости жизни. Поэтому, чтобы противодействовать инфляции и сохранить масло на столах бедняков, правительство установило потолок цены на уровне 90 центов за фунт. (Установление потолка имеет смысл при условии, что он ниже равновесной цены).

Е
0,9
1,2

Как последствие введения потолка цен, способность свободного рынка к естественному регулированию была парализована.

То есть при цене 90 центов величина спроса на масло равна QD, а величина предложения только QS. Следовательно, возникнет устойчивый дефицит между QS и QD. Величина дефицита находится в прямой зависимости от эластичности спроса и предложения, иначе говоря, установление цены в 90 центов нарушает обычные процессы приспособления, когда конкуренция между покупателями привела бы к росту цены, тем самым одновременно стимулируя расширение производства и вытеснение некоторых покупателей с рынка до тех пор, пока дефицит не исчезнет при новом равновесном уровне цены и количестве продукции.

Нарушая процессы саморегуляции рынка, ценовой потолок создает проблемы, вытекающие из отсутствия рыночного равновесия.

Так, правительству приходится устанавливать определенную систему нормирования продукции для потребителей путем выпуска потребительских карточек. Однако использование карточной системы не снимает другой проблемы. Кривая спроса может показать наличие множества покупателей, стремящихся купить масло по цене, превышающей установленный потолок. Поэтому, несмотря на значительные усилия бюрократического аппарата по введению контроля за ценами, появляются нелегальные черные рынки, на которых дефицитные товары продаются по ценам выше установленных.

- Установление нижнего уровня (пола) цены:

Нижний уровень цены - минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия, - обычно применяется в тех случаях, когда свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. Наиболее известным примером установления правительством нижнего уровня цен - законодательство о минимуме заработной платы, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию

Предположим, что текущая рыночная цена на пшеницу составляет 12 грн за кг, которая не покрывает расходы производителей. Правительство принимает решение оказать им помощь, законодательно установив цену на уровне 13 грн на кг.

При любой цене, превышающей цену равновесия, объем предложения окажется больше объема спроса на продукцию, то есть, возникнет устойчивый излишек предложения. Фермеры будут стремиться производить и предлагать на рынке больше продукции, чем то ее количество, которое захотят приобрести покупатели по данным ценам. Размеры этого излишка будут пропорциональны эластичности спроса и предложения. Чем выше эластичность, тем больше излишек.

 

 

Рис. 9. Эффект нижнего уровня цен

 

Так же как и в случае с потолком цен возможность свободного рынка к нормированию будет парализована введением регулируемой цены. При этом в распоряжении правительства имеются два подхода к решению этой проблемы. Во-первых, оно может ввести в действие конкретные программы ограничения производства (например, определить предельное количество птицы под данную культуру) или стимулирование спроса (например, изучить новые возможности использования курятины), с тем, чтобы сократить разрыв между ценой равновесия и минимальной ценой, а следовательно, и величину излишка. Если эти усилия оказываются не вполне успешными, правительство должно закупить излишнюю продукцию (тем самым, субсидируя фермеров) и заложить ее на хранение, или как-то иначе распорядиться ею.

Таким образом, ценовые потолки и нижние уровни цен лишают механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения присущей ему способности устанавливать соответствие между решениями производителей о поставках и решениями покупателей о приобретении товара. Свободно устанавливающиеся цены автоматически нормируют продукт для покупателей, регулируемые цены этого не делают. Соответственно, правительству приходится брать на себя решение проблемы нормирования, порождаемую установлением ценовых потолков, а также проблем закупки или уничтожения излишков, возникающих вследствие введения минимальных цен. Государственное регулирование цен имеет противоречивые последствия. Предполагаемые выгоды от введения ценовых потолков и нижних уровней цен для потребителей и производителей в отдельности следует сопоставлять с потерями, проистекающими из возникающих в связи с этим дефицитов и товарных излишков.

- Установление импортных квот:

Импортные квоты защищают национальную промышленность от иностранной конкуренции. Квота на импорт устанавливает предел предложения после достижения годовой квоты и препятствует росту предложения в ответ на рост цен. В 1981 г. правительство США установило импортную квоту на японские автомобили QL = 1.68 млн. в год. Равновесие на рынке японских автомобилей соответствовало точке Е1.

 

 

S
Sкв

Рис.10. Влияние квот на рыночное равновесие

 

В 1983 году вследствие выхода из кризиса и увеличения потребительского дохода, спрос на японские автомобили увеличился. Кривая спроса сдвинулась в положение D2.. Если бы не было квоты, объём предложения повысился бы до Q′ и цена поднялась бы до Р \ . Но квоты не позволили увеличить предложение, в результате цены увеличились до Р2. Новое равновесие было достигнуто в точке Е2. Из-за квот американские потребители заплатили за японские автомобили на 1000 долл. дороже, а доходы японских производителей и их дилеров выросли на 2 млрд. долларов.

- Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий субъектов рынка и не нарушают функционирование рыночных процессов.

Влияние налогов на рыночное равновесие можно рассмотреть на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог выплачивают продавцы;

б) налог выплачивают покупатели.

 

Первый вариант. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т грн. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1 а линия предложения - S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж - Q1 (рис.11).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, так как для получения той же сумы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т грн.. Линия предложения займет положение S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж, сократился с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с P1 до Р2. Общая сума налога, поступающая в госбюджет будет равна площади прямоугольника P2ABP. Налог согласно условию этого варианта, выплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1 CBP, а взнос покупателей- P 2ACP1.

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т грн ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис.12) Новый объем продаж Q2, цены P2 и P будут аналогичными, что и в варианте, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 12 видно, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линии спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса, и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая на продавцов. (рис.12.) Из рис. 12а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника P2ACP1, а взнос продавцов- P1CBP. На рис 12б. Иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов, а меньшая на покупателей.

 

 

 
 
Рис. 12 Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателям.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.