Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затраты на приобретение того или иного фактора




Особенности спроса на факторы производства

Рынок факторов производства во многом похож на рынок товаров и услуг и поэтому к нему применим подход с точки зрения теории спроса и предложения и методов предельного анализа. Однако особенность рынка факторов заключается в том, что здесь роли участников обмена меняются на противоположные: фирмы становятся покупателями, а потребители товаров и услуг — продавцами. Поэтому cпрос на факторы производства определяется предложением товаров и услуг и является производным от спроса на товары и услуги, а предложение факторов определяется потребительским выбором.

Предъявляя спрос на факторы производства, фирма, максимизирующая прибыль, должна учитывать три основных момента:

- количество продукции, выпускаемой на единицу данного фактора;

- доход от продажи выпущенной продукции;

Показателем количества продукции, приходящейся на единицу приобретаемого фактора, (L,K) является предельный физический продукт труда (MРPL) и капитала (MPPK). Он означает изменение в количестве выпуска, вызванное использованием каждой дополнительной единицы какого-либо фактора производства, при условии, что все остальные факторы остаются неизменными.

Если, например, дополнительный час работы на электроламповом заводе дает возможность увеличить выпуск на пять лампочек, это и будет предельный продукт трудового фактора. (MРPL=5)

Как уже отмечалось выше, динамика данного показателя отражает закономерность снижения предельной производительности фактора, использование которого последовательно возрастает при неизменном количестве прочих факторов. Если последовательно увеличивать количество занятых рабочих, то количество выпускаемой продукции будет возрастать, но в убывающем темпе: привлечение пятого рабочего позволит увеличить выпуск на 15 единиц, в то время как привлечение шестого - на 14 единиц. В конце концов будет достигнута такая точка, после которой привлечение следующего рабочего вообще не повлечет за собой увеличения выпуска (предельный продукт фактора будет равен нулю). После этой точки дальнейший рост выпуска станет возможным только при дополнительном привлечении других факторов.

Чтобы определить, какое количество каждого фактора необходимо для обеспечения максимума прибыли, фирма должна учитывать не только физические размеры предельного продукта, но и доход, который приносит продажа продукции, произведенной каждой дополнительно привлеченной единицей фактора. Это выражается показателем предельного дохода от продукта данного фактора. (MRR)

В условиях совершенной конкуренции, когда предельный доход равен цене (MR=P), одинаковой для каждой единицы выпуска, предельный доход от продукта какого-либо фактора представляет собой стоимость предельного продукта, т. е. произведение предельного продукта в физическом выражении на цену единицы выпуска:

MRR=MPP×P

Если фирма оказывается в условиях несовершенной конкуренции, цена продажи продукции будет варьироваться в зависимости от изменения объема выпуска. При сокращающемся спросе фирма должна будет снижать цену, для сохранения или увеличения объема продаж. Поэтому предельный доход на единицу выпуска всегда будет меньше цены, а следовательно, предельный доход от продукта данного фактора будет меньше стоимости предельного продукта.

MRR<MPP×P

 

Это означает, что по мере увеличения использования какого-либо фактора при падающих ценах, доход, который оно приносит, будет сокращаться быстрей, чем будет уменьшаться предельный продукт в физическом выражении и на каком-то этапе исчезнет вообще. После этого момента предельный доход от фактора будет принимать отрицательные значения, хотя величина предельного продукта может оставаться положительной.

Третий момент, который должна учитывать фирма определяя, какое количество фактора должно быть использовано для обеспечения максимума прибыли, это затраты на каждую дополнительную единицу привлекаемого фактора — предельные факторные издержки. (MRC)

Если фирма приобретает факторы на рынке совершенной конкуренции и является принимающей цену, то ее предельные факторные издержки будут равны рыночной цене данного фактора.MRC=P

Стремясь максимизировать прибыль, фирма будет сравнивать предельный доход от продукта данного фактора с предельными издержками на его приобретение. Если предельный доход превышает предельные факторные издержки, каждая дополнительная единица привлекаемого фактора добавит больше к доходу, чем к затратам, и тем самым увеличит прибыль. Если предельные издержки превысят предельный доход, сокращение привлекаемого фактора на одну единицу повлечет уменьшение затрат в большей мере, чем уменьшение дохода, и таким образом тоже увеличит прибыль. Только при равенстве издержек и дохода изменение в использовании фактора не влечет за собой изменения в прибыли.

MRC=MRR

 

Это правило максимизации прибыли, которым руководствуется фирма при покупке факторов производства, справедливо как для совершенной, так и для несовершенной конкуренции. На графике (рис.76) эта ситуация представлена в виде пересечения кривых предельного дохода от продукта данного фактора и предельных факторных издержек в условиях совершенной конкуренции.

 
 

 

 


Рис.76 График предельных факторных издержек и предельного факторного дохода

Кривая предельного дохода будет представлять собой линию с отрицательным уклоном вниз, поскольку увеличение использования фактора влечет за собой убывающую отдачу. Кривая предельных факторных издержек имеет вид горизонтальной линии, так как в условиях совершенной конкуренции цена единицы фактора не зависит от фирмы и остается неизменной.

Поскольку кривая предельного дохода от производительности данного фактора в данной ситуации показывает, какое количество фактора фирма использует при каждой из возможных цен, эта кривая совпадает с кривой спроса данной фирмы на упомянутый фактор производства.

Если учесть спрос всех фирм на данный фактор при той или иной цене на него, то мы получим рыночную кривую спроса на этот фактор. Как уже указывалось раньше, особенностью рыночного спроса на факторы является то, что он представляет собой производный спрос, поскольку он представляет интерес для покупателя не сам по себе, а как возможность производить потребительские товары и услуги. Именно спрос на эти последние и определяет в конечном счете спрос на факторы производства. Так, спрос на землю определяется спросом на с/х продукцию, которую на ней можно вырастить, либо на здания, которые на ней можно построить.

Как и спрос на товары, спрос на факторы изменяется в зависимости от изменения цен. Изменение цены какого-либо фактора влечет за собой уменьшение или увеличение количества, в котором он используется в производстве. На графике (рис.) это будет отражаться движением вдоль кривой спроса на данный фактор (D0).

Изменение экономических условий, не связанных с ценами, приводит к сдвигу кривой спроса на фактор. Это могут быть изменения троякого рода.

 
 

 


 

Рис 77. Кривые спроса на фактор

 

Во-первых, увеличение спроса на продукт, выпускаемый с помощью данного фактора, ведет к сдвигу кривой спроса вправо (D1), а снижение спроса на этот продукт — влево (D2). Во-вторых, рост цены на заменяющий фактор имеет приводит к сдвигу кривой спроса вправо, а на дополняющий — влево.

В-третьих, любые изменения в технологии, ведущие к росту предельной производительности фактора, сдвигают кривую спроса вправо, а падение предельной производительности — влево.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.