Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет культурологии




Идеи В. Гегеля, О Шпенглера, Н. Бердяева, З. Фрейда, Э. Тайлора

Как системы знаний о культуре.

Формирование и становление культурологии,

План

КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Основные категории: культурология,культура, цивилизация, артефакт, логос, хаос, знак, символ, субкультура, контркультура, миф, нравственность, искусство, ценность, духовность, генезис, гармония, религия, наука, культурные процессы, культурные свойства, культурные функции, культурные модальности, культурные значения, культурные обозначения, культурные нормы, культурная среда, субъекты культуры и их устойчивые коллективы, процессы и результаты усвоения культуры индивидами, культурная мотивация, культурные институты, межкультурные взаимодействия.

 

1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи Ф. Гегеля, О. Шпенглера, Н. Бердяева, З. Фрейда, Э. Тайлора.

2. Понятия: культура, цивилизация, субкультура, контркультура - диалектика взаимоотношений.

3. Основные категории культурологии.

4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука.

5. Типы культуры, её функции и закономерности развития.

6. Типы культурных изменений.

Учёные утверждают, что исторический процесс преобразования жизни, развития культуры и творчества людей есть самый интересный, содержательный, познавательный, поучительный. Через него открывается смысл существования человека, его духовность, благости, драма.

Культурология - это наука о культуре, ее формах и типах это система знаний о становлении культуры, закономерностях её существования и развития, о человеческом значении в создании и достижении культуры, о механизмах, лежащих в основе взаимодействия культуры, общества и человека.

Культурология – наука молодая, поэтому естественно, что ученые еще оспаривают проблему: что же является ее объектом и предметом.

Многие утверждают, что объектом культурологии является культура как историческое явление, периоды и содержания ее формирования, становления, развития. Предмет определяется как различные формы и типы культуры, отдельные закономерности ее развития, особенности ее создателей и носителей, основные функции культуры.

Американский ученый Лесли Уайт (1900-1975) отмечал, что когда-нибудь открытие культуры по своей значимости будут сравнивать с открытием гелиоцентрической системы. Л. Уайт считал, что термин «Культурология» должен выражать отношение между человеческим организмом, с одной стороны, и экстрасоматической традицией (культурой) – с другой стороны (экстрасоматическая означает «сверхтелесная», «внетелесная»). Он разъяснял, что объектом исследования культурологии должно стать человеческое поведение, общественные поведенческие реакции на вызовы традиции.

При этом подходе предметом культурологии является зарождение и развитие того, что вкладывается в понятие «Культура».

Культуролог Л.А. Черная утверждает, что объектом изучения культурологии является человек, а предметом – система связей и отношений, формируемое вокруг того или иного решения проблемы человека.

Понятие «Культуры» связано с понятием «Человек»: либо на уровне социальных общностей (народ, нация, сословие, класс, возрастная или социальная группа), либо на уровне отдельных сфер человеческой деятельности, либо на уровне оценки поведения отдельного индивида. Культура определяет человека, их взаимосвязь нерасторжима и постоянна.

Поэтому логично предположить, что объектом культурологии являются культура и человек, как ее создатель, носитель и хранитель. Предметом культуры можно предположить формы и типы культуры, создаваемые в различные исторические периоды человеческой деятельностью от материальной до духовной сущности.

 

Основные периоды становления культурологии:

- этнографический – 1800-1860

- эволюционистской – 1860-1895

- исторический – 1895-1925

 

В рамках периодов шло накопление знаний, формировались представления о предметах, выделялись ключевые категории культурологии. Исследования носили вначале академический характер, далее они приобретали прагматическую ценность. Знания начали востребоваться в различных сферах жизни.

 

Основные этапы становления культурологии:

1. Донаучный этап, содержащий ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Заканчивается этот этап возникновением Нового времени.

2. Научно-исторический этап продолжался до середины XIX века. В этот период еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.

3. Научно-философский этап характеризуется историческим подходом к культуре, который сохраняется и усугубляется, но проявляется различие между историческим и культурным развитием. Различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности. Поэтому не случайно отличается, что культура – это когда у человека получается то, чего он хотел достичь.

 

На становление и развитие культурологии как науки о культуре оказали влияние многие мыслители, учёные, аналитики, исследователи.

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель - немецкий философ, идеалист.

Культура - есть реализация мирового разума или мирового духа, который сущность свою развёртывает в судьбе целых народов, в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного устройства и государственной жизни. Этим самым Гегель обнаружил надындивидуальные закономерности мировой культуры, в основе которых лежат бытие, разум, всемирная мысль. Гегель не игнорирует многообразия национальных культур, но каждая из них лишь ступень в саморазвёртывании мирового духа, стремящегося к своему полному осуществлению.

 

2. Освальд Шпенглер - немецкий учёный. Он утверждал, что единой мировой идеи, как и единой мировой культуры нет. Есть мощный спектакль множества различных культур, каждая из них чеканит на человечестве их собственную идею, форму, страсти, чувствования, жизнь и смерть. Культура, отмечает Шпенглер, есть форма выражения души отдельного человека в его трудах, жестах, языке, символах, творчестве.

 

3. Н.А. Бердяев - крупнейший русский философ, утверждал, что культуру творит не абстрактный разум, а разум отдельного конкретного человека. Культура- есть остывшая свобода личного духа, отделившиеся от человека результаты его личного творчества. Трагедия культурного творчества в том, что дух вынужден воплощаться в символы, предметы, формы, сковывающие свободу и устремлённость в будущее. Культура с точки зрения Н.А. Бердяева осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах; добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту в книгах стихов и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях.

 

4. Зигмунд Фрейд - австрийский психоневролог, открыл в человеческой душе бессознательное, как самостоятельное, независимое от сознания безличное начало, которое функционирует в виде влечений, желаний, побуждений, порою не поддающихся контролю. Культура, по мнению Фрейда, есть способ и система обуздания человеческой агрессивности и деструктивности.

 

5. Эдуард Бернетт Тайлор – известнейший английский историк культуры XX века, делая попытку дать определение понятия культуры утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путём высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.

Ученые - культурологи считают, что культурология в числе общественных наук постигает человека более глубоко и качественно.

Существуют несколько культурологических школ:

1. Общественно- историческая школа (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский) рассматривает всемирно-культурный процесс как зарождение, становление, функционирование и угасание различных цивилизаций.

2. Натуралистическая школа (З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц) объясняет биологическую обусловленность культуры, зависимость ее от психологической природы человека.

3. Социологическая школа (Н. Бердяев, П. Сорокин, А. Вебер, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм) объясняет истоки культуры не божественным началом человеческого духа, не его психикой и биологической природой, а общественной природой, структурой общества и организацией его деятельности. Культура в данном случае выступает организующим и преобразующим началом, позволяющим культурнотворческим силам оберегать общество от хаотического пути развития. Это – ценности общества, правила и нормы поведения, верования.

4. Символическая школа (Ф. де Соссюр, Э. Кассирер, Клод Леви-Стросс) рассматривает культуру как систему символов, знаков, обозначающих окружающий человека мир и передачу их во времени и пространстве. Культура выступает здесь как способность человека к символизации, взаимной информации, коммуникации.

5. Антропологическая школа (Э. Дюркгейм, Ф. Боас, М. Мид, Р. Лоуи, В. Тернер) делает акцент на содержании культуры разных народов, основываясь на результатах археологических, этнографических, лингвистических, социологических, психологических исследований. Чаще всего полученная информация используется для установления статистически значимых связей между социальной организацией, образом жизни, религией, ритуалами, обычаями и традициями. Затем через сравнение культур различных народов выявляются связи.

6. Асиологическая школа (Г. Риккерт, М. Шелер, М. Вебер, Т. Парсонс) предлагает понимать культуру по содержанию как основную ценность общества, которая имеет исключительное значение для бытия человека и общества. Культура понимается как результат творческой работы сознания, ценности же образуют идеальный независимый от человека вечный мир. Придаётся особое значение пробуждению нравственной ценности в сознании индивида.

7. Философская школа (И. Кант, Ф.Шеллинг, П. Сорокин, Н.А. Бердяев, Л.Н. Коган) связывает культуру с поиском смысла, открытия духа, с результатами деятельности человека прежде всего в духовной жизни, в создании его внутреннего мира. Многие философы при этом также утверждали, что культура создана человеком, это вторая (рукотворная) природа. Культура в целом, в понимании философов, это итог духовной, производственной, интеллектуальной деятельности людей.

8. Русская культурологическая мысль обусловливалась историками, философами, классиками русской литературы, религиозными и политическими деятелями (П. Чаадаев, Н. Данилевский, К. Леонтьев, В. Соловьев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, Г. Федотов, Н. Гумилев).

П. Чаадаев с его неоднозначными взглядами на духовное и культурное начало утверждал, что в основе культуры лежит способность поколений передавать и воспринимать всемирно-исторический опыт. Он полагал, что эгоизм, личный интерес, индивидуалистические стремления ведут ко злу, а подчинение всечеловеческому началу, разумному общественному устройству, рациональным нормам жизни ведут к всеобщему братству и справедливости.

Н. Данилевский считал, что смена культурно-исторических типов есть история, в которой они проходят путь от появления этноса до уровня цивилизации. Проявляется культурно-исторический тип в религии, культуре, политике, экономике, социальной жизни.

Взгляды В. Соловьева на культуру связаны с пониманием им смысла существования России во всемирной истории. Культура как эволюционное, прогрессивное развитие человечества включает, по В. Соловьеву: всеединство, нравственность (стыд, жалость, благоговение), превращение человека разумного в человека духовного, очищенного от эгоизма, потребительства, национальной и религиозной ненависти.

Л. Толстой считал составляющими культуру: церковь, государство, суд, собственность, отводя им как положительную, так и отрицательную роль. Главным носителем культуры, нравственности Л. Толстой считал народ. Изменить человека может его воспитание, самосовершенствование. Искусство, полагал Л. Толстой, является одним из главных средств объединения людей и условий человеческого существования.

Ф. Достоевский выделял несколько факторов, характеризующих русский народ и его культуру: способность воспринимать опыт и культуру других народов, способность к единению, отзывчивость, высокая духовность и сердобольность как сердцевины национальной культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.