Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы культуры, её функции и закономерности развития




Оснований для определения типов культуры существует много. В основном в зависимости от хозяйственного уклада, вида деятельности, связи с территорией, специализацией, уровнем мастерства, с учётом региональных и этических особенностей. Типы культуры – это есть совокупность правил, норм, моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. К типам культуры часто относят не только религиозно-этнические образования, но и исторические и хозяйственные. Отсюда в качестве основных типов культуры можно выделить следующие: культура земледельческая, промышленная, индустриальная, постиндустриальная, информационная, материальная, духовная, техническая, художественная, элитарная, массовая, классическая, мировая, античная, архаическая, доосевая, осевая, культура средневековья, культура эпохи Возрождения, Просвещения, современная, культура нации, народа, человека, человечества, культура труда, поведения, управления, образования, воспитания, информационная и др.

Кроме типов культуры существуют ещё виды культуры – это совокупности правил, норм и моделей поведения людей, которые являются разновидностями более общей культуры.

Виды культуры: доминирующая (общенациональная) культура, этническая культура, национальная культура, субкультура и контркультура; сельская и городская культура; обыденная и специализированная культура и др.

Многогранная, многоуровневая и сложная структура культуры определяет и разнообразие её функций в жизни общества.

Исходя из этого выделяются основные функции культуры:

· человекотворческая или гуманистическая - развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности. Это так называемая креативная функция, так как она заключается в преобразовании и освоении мира человеком. Именно эта функция показывает, что человек, преобразовывая природу, преобразовывает и себя, овладевая внутренними силами психики. Как технология деятельности культура является средством: преобразования мира; общения; познания; управления поведением, оценки системы ценностей. Все остальные функции культуры связаны с креативной (творческой) и вытекают из неё;

· гносеологическая -культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

· информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего. Она включает передачу информаций в любом виде – устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи;

· коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

· ценностно-ориентационная -культура задаёт определённую систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей", в которых существует и на которые ориентируется человек;

· нормативно - регулирующая - культура выступает средством социального контроля за поведением человека, его деятельностью;

· рекреативная -способность культуры восстанавливать духовные силы человека, обновлять его потенциал, делать профилактику души.

· функция продуцирования и накопления духовных ценностей -созданиедуховного богатства, сохранение общественной памяти человечества;

· преобразование общества - наращивание через культуру в нём терпимости, добра, справедливости, нравственности, порядочности;

· способность переориентации человека, его целей, идеалов, мировоззрения по отношению к природе, т.е. создание культуры экологической деятельности, установление экологической самодостаточности человека;

· релаксационная – (ослабление), функция культуры заключается в искусстве физического и психического расслабления, разрядки, которую даёт культура. Естественные и индивидуальные средства разрядки: смех, плач, приступы гнева, крик, объяснение в любви, исповедь. Для снятия коллективного напряжения служат стилизованные формы: увеселение, ритуалы, праздники, фестивали.

· установление и поддержание системы ценностей, ценности устанавливаются как добро и зло, допустимое или запретное, как предпочтение интересов отдельных людей, так и социальных групп.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры:

· Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и её обратное влияние на их изменение.

· Преемственность в развитии культуры – означает передачу наработанных ценностей от поколения к поколению, она может быть пространственной, временной, позитивной, негативной.

· Неравномерность развития культуры – имеет аспекты: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах жизни общества; б) сами виды культуры развиваются неравномерно.

· Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе, в созидании культурных ценностей.

· Рациональность и гуманность – культура в своём содержании имеет жизнеутверждающие начала: жизнь, труд, любовь, семья, здоровье.

· Специфическая роль традиционных начал в развитии культуры – устного народного творчества, нравов, обычаев, обрядов, ритуалов, образа жизни, символов, стандартного поведения.

· Интернациональность – проявляется в появлении письменности, изобретении книгопечатания, использовании достижения науки и техники

· Обратнопропорциональная зависимость между культурным и материальным уровнем населения: быстрое повышение уровня жизни масс сопровождается уменьшением их духовных запросов.

Таким образом, культура функционирует согласно собственным законам развития, которые иногда с позиций социальных причин трудно объяснимы. Культура никогда не переставала и не перестаёт развиваться во времени и в пространстве. В различные времена видоизменялись формы культурных явлений, но при этом ни одна новация в культуре не проходила без преемственности.

Отсюда культура содержит в себе традиционное и прерывное. Она выступает как единство прерывности и непрерывности, что позволяет видеть в развитии культуры определённые периоды, этапы, эпохи, их своеобразие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.