Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые




Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1336), поэта, гуманиста Франческо Петрарку (1304-1374), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1374), архитектора Филиппо Брунелески (1377-1446), скульптора Донателло (1386-1466), живописца Мазаччо (1401-1428), писателя Лоренцо Валлу (1407-1457), писателя Пико делла Мирандолу (1462-1494), философа Марсилио Фичино (1433-1494), живописца Сандро Боттичелли (1447-1510), живописца, учёного Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти (1475-1564), живописца Рафаэля Санти (1483-1520) и многих других выдающихся личностей.

Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Бокаччо. Петрарка бросил вызов схоластической науке, противопоставил ей научное знание, основанное на жизненном опыте.

В «Граде Божьем» он показал возвышенную, земную любовь к женщине, тем самым как бы умалив духовную любовь к Богу.

В «Декамероне» («Десятидневом» через рассказы десяти юношей и девушек (в течение десяти дней на загородной вилле – 100 новелл) Бокаччо показывает жизнелюбие, азарт, смелость, находчивость, прославляет земные радости, равенство людей независимо от происхождения.

В конце жизни Бокаччо отрёкся от своего творения. Это говорит о переходном характере эпохи, о сомнении даже величайших личностей в правильности выбранного пути.

Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е годы). Это изобретение позволило многократно увеличить издание книг, вывести из под монополии церкви новые тиражи.

Церковь, особенно в XV-XVI века, переживает наступление критики, сомнения, недоверие. Так, Эразм Роттердамский в работах «Похвала глупости», «Оружие христианского воина» формирует место церкви в обществе, отдаляет её от власти, формулирует нравственные принципы государя, меру его ответственности. И как следствие этого мировоззрения – ряд государств отпадают от католицизма и проявляют различные формы протестантизма.

Размышления о справедливом устройстве государства произвело на свет различные суждения. Так против единовластия духовенства открыто в книге «Государь» выступил Николо Макиавелли. Он утверждал, что республика, как прогрессивная форма правления, в то время неприемлема, поскольку в Европе раздор, разъединение. Объединить народ может только сильный государь, наделённый безраздельной властью. Он должен «кнутом и пряником» завоевать любовь народа, заставить его уважать силу. А церковь должна заниматься духовным, нравственным воспитанием. Он чудом избежал костра инквизиции.

Среди представителей культуры Возрождения есть писатели, художники, архитекторы, религиозные деятели, которые наиболее полно выражали характерные черты того или иного периода. В их числе можно назвать Данте Алигьери – автора автобиографического произведения «Новая жизнь», философского трактата «Пир», трактата «О народном языке», «Комедии», - названной Божественной. В ней Данте изображает себя, путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю в сопровождении давно умершего Римского поэта Вергилия. Произведение содержит картины современной ему Италии насыщено символическими образами, иносказаниями, символами.

Многие критики, аналитики «Божественной комедии», философских произведений, кантонов, сонет Данте утверждали, что являются началом новой эпохи, наполненной интересом к человеку, его жизни, помыслам и желаниям.

В числе художников, которые остро чувствовали новое, перемены уже имеющие место или предполагаемые, пытались их возможностями и дарованием донести до современников духовное содержание эпохи можно назвать Сандро Ботичелли. Его картины «Весна» и «Рождение Венеры» несут в себе порывистость движений, изящество образов, вытянутость фигур, характерное изменение пропорций, рельефность изображений, линейную и воздушную перспективу, интимность внутренних переживаний. Но картины Ботичелли более чем других художников насыщены глубочайшим психологизмом.

Ботичелли как художника Возрождения характеризуют и другие черты, отмечаемые позднее художественными критиками. Восхищаясь его манерой письма, называя его самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником, отмечали его болезненность, раздвоенность, трагизм, тайные тончайшие душевные движения, тоску, не допускающие никакой классической завершённости и законченности.

Северное Возрождение (Нидерланды, Германия) основой своей имело развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности, товарно-денежных отношений, включённость в общеевропейские рыночные процессы. Век Северного Возрождения недолог и связан он в основном с Реформацией и Крестьянской войной.

Германия того времени была раздробленным государством. Наипервейшим объединяющим началом была ненависть к католической церкви, её поборам, регламентациям духовной жизни. Борьба с папством велась за реформирование церкви.

Началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык, который совершался в течении двадцати лет. Прогрессивные люди и круги Германии его поддержали: мыслители, художники, священники, литераторы, предводители народных движений.

Непосредственным результатом Реформации явилось отпадение от католицизма разновидности христианства – протестантизма, что ограничило власть римско-католической церкви, а также притязания любой церкви на могущество. Конфессиями протестантизма явились: лютеранство, кальвинизм, англиканство. А также секты: баптисты, методисты, адвентисты, пресвитериане, пуритане, конгрегационалисты и др. Ценности протестантизма были созвучны духу капитализма, независимости личных суждений в вопросах веры, нравственности и свободы совести.

Яркой личностью Северного Возрождения являлся Т. Мюнцер, призывавший к уравнительному разделу земли, создавший в Тюринго-Саксонском районе центр крестьянской войны, пытался объединиться с повстанцами других стран, потерпел поражение от объединённых войск князей, попал в плен и в 1525 году принял мучительную смерть.

Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров живописи: Ван Дека, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля, художниками из немецких земель – А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего.

Среди поэтов Германии особо выделялся Ханс Сакс, предложивший наиболее совершенные образцы поэзии того времени, которые признаны основой современного языка. В Нидерландах наиболее известным прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшее произведение «Похвала глупости» вышло в 1509 году и сегодня читается с неподдельным интересом.

 

В эпоху Возрождения с убедительной силой, смелостью, порою жертвенностью утверждает себя наука. Многие открытия меняли жизнь человечества, расширяли межкультурные коммуникации. Открытие Америки Колумбом в 1492 году и другие географические открытия создали предпосылки для колонизации Африки, Азии и развития торговли с ними.

Эпоха позднего Возрождения явила миру в совершенстве одаренных людей, создающих произведения на пределе возможного, которые оставили философски умные, жизнеутверждающие, бессмертные произведения.

Так, например, Уильям Шекспир (1564-1616) создал в своих произведениях сильные, противоречивые, страстные натуры, умеющие яростно ненавидеть и беззаветно любить («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Сон в летнюю ночь»).

Итальянский поэт, скульптор, композитор, живописец, архитектор Микеланджело Буонаротти (1475-1564) три года высекал из монолита мрамора образ Давида библейского, что стоит на главной площади Флоренции. Расписал в Ватикане Сикстинскую капеллу, соорудил гробницу Медичи с аллегорическими фигурами Ночи, Утра, Дня, Вечера; изменил проект строящегося собора св. Перта в Риме, возвёл купол и т.д.

Идеи Реформации распространились по всей Европе и привели к огромным изменениям в общественной жизни, а идеи гуманизма остались лишь мнением сравнительно небольшого кружка учёных. Потому что основной массе людей было не до философских размышлений. Они занимались ремеслами, пахали, торговали, но им мешали притеснения католического духовенства. Поэтому они требовали сильного и быстрого средства против папского произвола. Однако это возмущение не распространялось на веру в бога. Именно учению Лютера верили недовольные католицизмом.

В целом же можно отметить, что Реформация ослабила католицизм, но переделав церковь в практическом духе, на самом деле только укрепила её позиции. Жизнь показала, что учения Лютера и Кальвина, основанные на вере, быстро достигли уровня фанатизма, тогда рядом с кострами католической инквизиции запылали костры защитников новой веры.

Но вместе с тем, Возрождение заложило основу для формирования светской культуры. Её основы выражены в творчестве итальянского художника Рафаэля Санти (1483-1520). Ещё обучаясь анатомии и проекции во Флоренции он написал «Мадонну Грандука», которую приобрёл герцог Тосканский. В Риме Рафаэль расписывал Ватиканский дворец. Он папой Юлием II был назначен главным художником. Крупная его фреска посвящена «Афинской школе», где изображены образы Платона, Аристотеля. После его кончины остались замечательные росписи, портреты современников, образы библейских персонажей в том числе самый светлый, чистый и возвышенный – «Сикстинская Мадонна».

Наиболее творческий, многоодаренный итальянец эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи (1452-1519 г.). Он – художник, скульптор, архитектор, анатом, мыслитель. Леонардо придумывал необыкновенные машины, механизмы, конструкции. Будучи в Милане при дворе герцога архитектором, живописцем, скульптором, военным инженером создал фреску «Тайная вечеря», картины «Мадонна в скалах», «Мадонна Литта». Во Флоренции пишет «Мадонну Лизу» (Джоконду). Леонардо принадлежат научные трактаты, где он опровергает гипотезу всемирных потоков, не считает душу особой «воздушной» флюидной субстанцией, ценил эксперименты и наблюдения. Он писал «Мудрость есть дочь опыта», сочинял басни, самая короткая такова: «Басня о языке, кусаемом зубами».

Известнейшим представителем Возрождения является испанский писатель Сервантес Мигель Сааведра (1547-1616). Судьба его необычна. Участвуя в войне против турок в 1570 году попал в плен к алжирским пиратам, был продан в рабство и лишь через 10 лет был выкуплен друзьями. Сила его духа, воображения, жизнелюбия проявлялись в том, что будучи несколько лет в тюрьме Сервантес начал писать, развлекательный по замыслу роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий», в котором показал лукавую наивность крестьянина-оруженосца Санчо Пансы и Рыцаря Печального образа – мечтателя, благородного идеалиста, который смешно и нелепо выглядит в мире жестокости, пошлости, подлости и корысти.

В целом XVII век называют «веком гениев». Не только потому, что это была эпоха буржуазных революций в Нидерландах (1566-1609), Англии (1640-1688), расцвета абсолютистской монархии во Франции, завершающей стадии Контрреформации, усиления позиций церкви, требующих концентрации воли, умения, исторического понимания. Но прежде всего потому, что начался научный прогресс, возникновение научных обществ (Лондонское Королевское общество, Парижская естественная академия).

В обществе утверждался новый взгляд на человека, его разум, возможности.

В XVII веке сделано огромное число открытий и изобретений в химии, физике, астрономии, математике и механике.

Р. Декарт (1596-1650) утверждал, что человек постигает мир посредством разума.

Ф. Бэкон (1561-1626) утверждал, что главным источником знаний является опыт, а не божественное откровение. Недаром он выдвинул тогда лозунг «Знание-сила».

Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон объявили эксперимент важнейшим методом научного познания, гипотезы, модели.

Г. Галилей, И. Кеплер с помощью телескопа развили гелиоцентрическое учение Н. Коперника, открыли закон движения планет. Как отмечалось ранее Г. Галилей сконструировал подзорную трубу с 32-кратным увеличением, обнаружил на Луне вулканы и кратеры, увидел спутник Юпитера, увидел скопление звёзд Млечного пути, чем подтвердил мысль Дж. Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной. Заслуженно Г. Галилея называли «Колумбом неба».

И. Ньютон (1943-1727) – математик, механик, физик, астроном. Его открытия в области оптики (дисперсия света, интерференция и дифракция) сделали возможным конструирование мощного отражательного телескопа.

И. Ньютон также разработал дифференциальное и интегральное исчисления, открыл закон классической механики, закон всемирного тяготения. Но вместе с тем, он считал источником гармонии во вселенной в намерениях и власти «могущего и премудрого существа».

Р. Декарт – философ, математики, физик, физиолог: как математик заложил основы аналитической геометрии; как физик сформировал закон сохранения количества движения, ввёл понятие «эфира» - всеобщей среды (ныне вакуум); как физиолог ввёл представление о рефлексе. Основные его произведения «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Размышление о первой философии», «О сострадательных состояниях души». Считал, что душа сотворена Богом. Единство материи и сознания выразил так «Мыслю – значит существую».

Декарт писал: «Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить всё по сомнение». Б. Паскаль – французский писатель, религиозный философ, физик, математик (1623-1662) доказал наличие атмосферного давления, установил закон распределения давления и жидкости, принцип действия гидравлического пресса. Написал труд «Письма провинциалу», направленный против иезуитов, и свой знаменитый труд «Мысли», где в частности писал, что человек – самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начала нравственности.

Основные художественные стили европейской культуры Нового времени – классицизм, ампир, барокко, рококо.

Классицизм (лат. Classicus - образованный) – художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре XVII - начала XIX в., основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства. Характерными чертами классицизма являются рационализм, симметрия, гармоничность, монументальность, уравновешенность композиции, соответствие содержания произведения его форме.

Признавая высшим образцом античное искусство и традиции Высокого Возрождения, искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства мира, подчинения индивидуальности интересам общества и государства. Кроме того, рационалистическая черта классицизма предполагала рассматривать любое художественное произведение как создание искусственное, т.е. сознательно сотворенное и разумно организованное (принцип «подражания природе»). Согласно такому методологическому подходу искусство призвано воспроизводить идеальную закономерность мироздания. Объективно существующая в мире красота – симметрия, пропорция, гармония, мера и т.п. – должна воссоздаваться искусством в совершенном виде и по античным образцам. В зависимости от своей способности выразить идею совершенства все жанры искусства находятся в определенной иерархии по отношению друг к другу. Они делятся на «высокие» (трагедия, ода, живопись), мифологические (религиозные и исторические темы) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет).

В истории классицизма принято выделять два этапа: 1) классицизм XVII в. и 2) классицизм второй половины XVIII в. (неоклассицизм).

Классицизму XVII в. были присущи возвышенная отвлеченность художественных идеалов, идеализированные образы природы и человека, отказ от изображения индивидуальных черт и бытовых сторон во имя величия и героики. Поэтому художественные формы классицизма XVII в. характеризуются уравновешенностью, четкостью, пластической ясностью и гармоничностью. Выдающимися художниками классицизма XVII в. были: в живописи – Никола Пуссен, Клод Лоррен, Шарль Лебрен (Ле Брен); в литературе – Вольтер, Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте; в музыке – Франц Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен.

В классицизме второй половины XVIII в. господствующими были образы мужественных борцов против тирании, борцы за права человека с их миром чувств и переживаний. Но на рубеже XVIII-XIX вв. поздний классицизм приобретает черты парадности и пышности, наиболее полно выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве (Шарль Персье, Пьер Фонтен).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.