КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности становления российской цивилизации и культуры
В российской действительности культура играла роль духовного объединяющего, интегрирующего начала. Поскольку в обществе в процессе его становления возникало множество причин, ситуаций для его расслоения, дифференциации. Ученые отмечают, что в самой российской культуре достаточно устойчиво присутствуют некоторые элементы, черты, придающие ей диалектичность, неоднозначность. В их числе, прежде всего, можно назвать противоречия: § между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным началам; § между природно-языческим началом и высокой религиозностью; § между всеохватной государственностью и анархической вольницей; § между стремлением к свободе и подчинением государству; § между "западничеством", как образцом прогресса, свободы личности и "восточничеством" как образцом духовности, стабильности, упорядоченности и консерватизма. В теориях становления российской цивилизации существуют также самые различные взгляды на ее особенности, место в мире, предназначение. В их числе имели место: § идея России как важнейшего, необходимого элемента мирового сообщества; § идея универсализма русского духа; § идея России как синтеза Востока и Запада; § идея самобытности России в рамках христианского мира; § идея России как только Востока или только Запада; § идея России как Евразии, отличной от Запада и Востока; § идея исключительности России в мировой истории и культуре; § идея России как особой славянской цивилизации. На формирование российской цивилизации и культуры, как отмечает С.М. Соловьев, особенно влияли силы, которые в противоборстве двигали развитие России. Борьба как движущее начало проявлялась:
§ между идеалами христианства как высшей цели исторического развития и ограниченными возможностями их достижения; § между старыми родовыми и новыми государственными отношениями; § между лесом и степью, т.е. между народами оседлыми и кочевыми; § между передовыми началами европейской цивилизации и отживающими формами и нормами местной общественной жизни. При этом надо отметить, что С.М. Соловьев, будучи крупнейшим историком и мыслителем, не признавал теории о борьбе производительных сил и производственных отношений как движущей силе развития и прогресса, о борьбе классов, скачкообразных революционных переходах. Революция принималась им как нарушение нормального исторического хода, как перерыв постепенности эволюционного исторического развития. В обобщенном виде особенности становления российской культуры можно представить следующим образом: § постоянная ассимиляция народов, их обычаев и культур, составляющих славянство; § постоянная адаптация россиян к суровым природным и климатическим условиям, их покорение, что накладывало отпечаток на содержание и формы проявления культуры; § наличие длительного существования общины и других референтных групп, служащих фундаментом формирования коллективизма, соборности, соучастия, взаимопомощи; § родовое наследование власти; § постоянное разграбление войнами, нахождение в геноциде, что замедляло темпы развития культуры, а также формировало, с одной стороны, терпение, с другой - протестность, стремление к свободе и выживанию; § двоеверие - религиозный синкретизм, обозначающий наличие в духовной жизни славянских народов, их традициях, обрядах, обычаях, привычках элементов язычества при официальном православии; § повышенная роль государственной власти; § чувствование других культур, терпимое отношение к ним, понимание, восприятие их, заимствование и переработка из них элементов, приемлемых в свою культуру, традиции;
§ развитие окраин за счет метрополии, вытекающее из великодушия, совестливости, обязательности большого народа перед малыми; § борьба с европейскими началами, привносимыми в Россию, порой противоречащими культурным устоям, традициям, опыту; § наличие революционных начал, как способа быстрого реформирования системы, борьбы с угнетением и зависимостью (революции, восстания, мятежи, путчи, реформы).
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |