Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности становления российской цивилизации и культуры




В российской действительности культура играла роль духовного объединяющего, интегрирующего начала. Поскольку в обществе в процессе его становления возникало множество причин, ситуаций для его расслоения, дифференциации.

Ученые отмечают, что в самой российской культуре достаточно устойчиво присутствуют некоторые элементы, черты, придающие ей диалектичность, неоднозначность. В их числе, прежде всего, можно назвать противоречия:

§ между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным началам;

§ между природно-языческим началом и высокой религиозностью;

§ между всеохватной государственностью и анархической вольницей;

§ между стремлением к свободе и подчинением государству;

§ между "западничеством", как образцом прогресса, свободы личности и "восточничеством" как образцом духовности, стабильности, упорядоченности и консерватизма.

В теориях становления российской цивилизации существуют также самые различные взгляды на ее особенности, место в мире, предназначение. В их числе имели место:

§ идея России как важнейшего, необходимого элемента мирового сообщества;

§ идея универсализма русского духа;

§ идея России как синтеза Востока и Запада;

§ идея самобытности России в рамках христианского мира;

§ идея России как только Востока или только Запада;

§ идея России как Евразии, отличной от Запада и Востока;

§ идея исключительности России в мировой истории и культуре;

§ идея России как особой славянской цивилизации.

На формирование российской цивилизации и культуры, как отмечает С.М. Соловьев, особенно влияли силы, которые в противоборстве двигали развитие России. Борьба как движущее начало проявлялась:

§ между идеалами христианства как высшей цели исторического развития и ограниченными возможностями их достижения;

§ между старыми родовыми и новыми государственными отношениями;

§ между лесом и степью, т.е. между народами оседлыми и кочевыми;

§ между передовыми началами европейской цивилизации и отживающими формами и нормами местной общественной жизни.

При этом надо отметить, что С.М. Соловьев, будучи крупнейшим историком и мыслителем, не признавал теории о борьбе производительных сил и производственных отношений как движущей силе развития и прогресса, о борьбе классов, скачкообразных революционных переходах. Революция принималась им как нарушение нормального исторического хода, как перерыв постепенности эволюционного исторического развития.

В обобщенном виде особенности становления российской культуры можно представить следующим образом:

§ постоянная ассимиляция народов, их обычаев и культур, составляющих славянство;

§ постоянная адаптация россиян к суровым природным и климатическим условиям, их покорение, что накладывало отпечаток на содержание и формы проявления культуры;

§ наличие длительного существования общины и других референтных групп, служащих фундаментом формирования коллективизма, соборности, соучастия, взаимопомощи;

§ родовое наследование власти;

§ постоянное разграбление войнами, нахождение в геноциде, что замедляло темпы развития культуры, а также формировало, с одной стороны, терпение, с другой - протестность, стремление к свободе и выживанию;

§ двоеверие - религиозный синкретизм, обозначающий наличие в духовной жизни славянских народов, их традициях, обрядах, обычаях, привычках элементов язычества при официальном православии;

§ повышенная роль государственной власти;

§ чувствование других культур, терпимое отношение к ним, понимание, восприятие их, заимствование и переработка из них элементов, приемлемых в свою культуру, традиции;

§ развитие окраин за счет метрополии, вытекающее из великодушия, совестливости, обязательности большого народа перед малыми;

§ борьба с европейскими началами, привносимыми в Россию, порой противоречащими культурным устоям, традициям, опыту;

§ наличие революционных начал, как способа быстрого реформирования системы, борьбы с угнетением и зависимостью (революции, восстания, мятежи, путчи, реформы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.