Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иконопись как особый вид искусства




 

Историю искусства и Руси в целом невозможно полно представить без иконописи, изучения ее содержания, назначения, отношения к ней части народа.

Действительно, в искусстве живописи существует много жанров. Но, пожалуй, одним из наиболее исторически обусловленных, распространенных и до конца не изученных, является иконопись. Она является особым родом искусства, не сводимым к простой живописи. Это вид древнейшей живописи, религиозной по темам, сюжетам и культовой по назначению. Иконопись - это художественная летопись религиозной духовной жизни общества. Она являлась прикладным искусством, то есть служила христианской жизни, духовному преобразованию человека. Отсюда икона считалась не произведением искусства, а культовым атрибутом. Перед иконой молились, возжигали свечи и лампады, ими благословляли, через них обретали исцеление. Поскольку религия была господствующей идеологией, то непременно в каждом доме была икона.

Икона - это произведение искусства особого рода, непохожее на обычную картину. Отцы церкви утверждают, что иконный образ восходит к первообразу, то есть представляет собой не личное восприятие художником евангельских лиц, событий, а запечатлевает образ божественный, сверхъестественный. Иконописец пишет икону якобы не от себя, а как бы от Бога. Нередко иконописцев воспринимают как художников второго сорта, потому что они твердо следуют канонам, якобы они не самореализуют себя, а как ремесленники просто переписывают друг у друга. Для этого, утверждали критики, не нужно глубоких познаний. Иконописцев обвиняли в том, что они слабо, а то и вовсе не знали анатомии человека.

Другие доказывают, что икона - очень сложное произведение искусства, исполненное в господствующих иконографических традициях. Примером этому являются "Троица" Рублева, которая почитается как величайшее творение человеческого гения.

В VIII веке под влиянием мусульман и иудеев, которые считали невозможным изображение невидимого Бога, в Византии был наложен запрет на иконописание. Пишущих иконы и почитающих их подвергали казням, мучениям, гонениям.

В 787 году на VII Вселенском соборе иконописание было восстановлено. Было утверждено, что в иконе почитается изображаемый Христос, или любой святой, а не материальная сторона. Здесь же были приняты основные толкования и догматические обоснования в иконописи.

Родиной иконописи была Византия, которая переняла у Египта технику изображения портретного типа. При этом написанные персонажи, даже при индивидуальных отличиях, походили друг на друга тонкими чертами, огромными глазами и печатью скорбной отрешенности на лицах. Такие портреты были частью погребального культа.

На Руси иконопись появилась с возникновением христианства. Христианская православная церковь, а с нею и православная икона постепенно утвердились в X-XI веках. Первые росписи в русских церквах и первые изображения лика и святых, дошедшие до нас или завозились из Византии, или писались византийскими художниками и первыми русскими иконописцами. Однако их имена остались безвестными.

И дело не в малочисленности исторических фактов. В летописи заносились только имена христианских деятелей, заказывающих икону. Имена иконописцев никогда не назывались, так как лик божий не мог быть, по церковным канонам, написан человеком. Икона, как утверждалось, сама "являлась миру", а рукой художника водил сам Бог. Нужно было обладать незаурядным талантом, чтобы имя художника было названо рядом с иконой как "живописец пресловущий паче всех". Но такие художники на Руси появлялись значительно позже, в XIV- XV веке, в годы русского Ренессанса.

По преданию, первой иконой был убрус. Это полотенце, которым был накрыт распятый Христос. На нем отпечатался лик Христа - "Спас нерукотворный". Следующие четыре иконы - портреты Богоматери - написал греческий врач и живописец Лука Евангелист. Эти иконы уже перенимали технику и приемы изображения фаюмского портрета. Под фаюмскими портретами понимались древнегреческие заупокойные живописные портреты 1-3 веков, которые были обнаружены в 1887г. Писались они на досках, изображали яркие жизненные образы.

Икона как предмет культа, выполняющая роль посредника между богом и человеком, считалась как бы мостиком между земным и небесным. Считалось невозможным изобразить небесное, бесплотное материальными средствами. Для этого разрабатывалась целая система приемов предельно четких и оговоренных церковью.

Автор книги "Святые иконы России" делит иконы на 4 типа:

1. Иконы чудотворные - Богоматерь Владимирская, Донская, Феодоровская, Смоленская, Одигитрия, Казанская, Тихвинская, Иверская, Знамение Новгородское.

2. Иконы - целительницы - Неупиваемая чаша, Всецарица, Козельщанская, Спорушница грешных, "Слово плоть быть".

3. Иконы - утешительницы в скорбях и печалях - "Утоли моя печали", "Взыскание погибших", "Всех скорбящих радость", "Утешительница скорбящих".

4. Иконы в неволе - иконы, изъятые из церковного обихода по причине кражи, атеизма, иконоборчества. - Тихвинская, Толгская, Донская.

В качестве тематики изображения на иконах Церковь рекомендовала библейские сюжеты. Непременно: образы Христа, Богоматери, апостолов, архангелов, евангелистов, святых, канонизированных русской церковью, воинов - святых. Немного позднее в иконы вписывали виды церквей, природу, членов семей тех, кто икону заказывал. Церковь установила жесткие каноны иконописи и бдительно следила за их соблюдением. Требования церкви к культовому изобразительному искусству фиксировались в церковном каноне, строго регламентировавшем содержание и форму икон в храме.

В качестве основных положений в написании икон утверждались следующие:

1. Грубо материальная осязаемая основа, на которой изображена икона, должна раствориться в потоке сверхчувствительной энергии Божества. Этому способствовало покрытие фона золотом. Оно символизировало божественный свет, создавало мерцающую среду, нечто зыбкое, эфемерное, колеблющееся между тем и этим миром. Икона с золотым фоном, озаренная лампадой, как бы изолировалась, вырывалась из реального, земного окружения.

2. Образы сверхъестественных существ на иконах: Иисуса Христа, Богоматери, пророков, апостолов, святых должны подчеркивать их неземной, сверхъестественный характер. Голова, как средоточие духовной выразительности, становится доминантой фигуры. Тело отступает на второй план. Лик представляет для иконописца наибольший интерес в силу возможности выразить в нем некоторое бестелесное и мысленное созерцание. Умелый художник изображает не только тело, но и душу. В стремлении к максимальному выявлению этой души лицо получает крайне своеобразную трактовку. Глаза выделяются своими большими размерами, тонкие губы лишены чувственности, нос вырисовывается в виде вертикальной линии, лоб написан подчеркнуто высоким.

3. Поскольку сверхчеловеческий лик - мир вечный, постоянный, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными.

4. Поскольку в иконах отсутствует единая линейная перспектива в изображении предметов, иконописцы соединяют несколько точек зрения, несколько проекций. Размеры изображаемых на иконе фигур определяются не их пространственным положением, а их религиозным значением. Поэтому фигура Христа всегда по размерам превосходит апостолов.

Время, передаваемое в иконах, носит условный характер. Временная последовательность событий не имеет значения. Поэтому на одной и той же иконе изображается определенный персонаж в разных ситуациях, отделенных друг от друга по времени.

5. Существовали определенные в иконописи требования и к цвету. Цвет имел символическое значение. Золото было символом божественного света, пурпур - символом царской власти, белый цвет - символ целомудрия и чистоты, черный цвет символизировал смерть, ад, зеленый - юность, цветение, красный - цвет мученичества. Если указания по изображению лица соблюдались неукоснительно, то одежда писалась по-разному. Неизменным оставались лишь одеяния: у Христа - вишневый хитон и голубой плащ, у Богородицы - темно - синий хитон и вишневое покрытие.

6. Строгое следование определенным иконографическим типам. Для этого на Руси иконописный канон реализовывался в так называемых "подлинниках", где содержались рисунки - иллюстрации. Лицевые подлинники представляли собой схемы - рисунки, в которых фиксировалась основная композиция иконы и использовавшиеся при этом цветовые характеристики персонажей. "Толковые подлинники" давали словесное описание основных иконографических типов. Например, рекомендовалось евангелиста Матфея изображать с ангелом. Марка - со львом, Иоанна - с орлом, Луку - с тельцом, Апостола Петра - с ключом от рая, Павла - с мечом, Георгия Победоносца - в алом плаще и на белом коне.

Создание иконы - дело длительное, хлопотное, искусное. Церковно-догматические нормы и положения также регламентировали технику подготовки доски как основу иконы.

Доску деревщики изготовляли в основном из липы, иногда из сосны, ели, лиственницы. Доску тщательно выглаживали топором с обеих сторон, а на лицевой стороне вырубали прямоугольную выемку. Получались поля и средник. На обороте набивались или врезывались планки - шпоны, чтобы доска при высыхании не коробилась. Затем лицевая сторона оклеивалась холстиной - поволокой, а поверх ее накладывался грунт - левкас. Для грунта варили клей из кожи, толкли мед, просеивали, смешивали с клеем до тех пор, пока не будет похож на сливки. А затем его накладывали на холст в несколько слоев, выглаживали лопаткой, ладонью, пемзой, хвощом. При готовности холста начиналось изображение на нем портретов.

По техническому исполнению иконы различаются: восковые (экзаустика), темпера, мозаика, масляная живопись.

Экзаустика - это техника живописи, где в качестве вещества, связующего краски, используется воск.

Темпера - живопись красками, связующим веществом которых служат натуральные эмульсии (желток яйца, соки растений) или искусственные (раствор клея с маслом).

Мозаика - изображение, выполненное из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), керамических плиток и т.д., которые укреплялись на слое цемента, мастики.

Масляная живопись - непосредственно писание маслом на деревянных досках, холсте, металле.

Краски при написании икон использовались, в основном, естественного происхождения - минеральные и органические. Их тщательно растирали в плошках на яичных желтках. Особенно ценилась синяя лазурь, которую готовили из полудрагоценного материала лазурита. Привозили лазурь из Персии или Средней Азии. Если заказчик иконы был богат, то нимбы, т.е. изображение сияния вокруг головы, а также детали одежд, фон иконы, покрывали тончайшим слоем сусального золота.

Писание икон требовало величайшей тщательности, умения, осмысления и сосредоточенности. Это было не обычное ремесло, вроде сапожного, кузнечного. Перед началом работы иконописец как бы очищался: месяц постился, не брал в рот хмельного, шел в баню, надевал чистую рубаху, молился и только после этого приступал к работе.

Сначала он намечал цвета и отношения между ними, потом клал тени, выделял объем. Затем писал одежды, пейзаж, архитектуру, а уж затем лики. Нередко живописцы специализировались, то есть одни писали только лики, другие - одежды, третьи - пейзажи. Живописец глубоко верил в то, что писал, для него это были не мифы, а реальность. Благодаря этой вере живописцу открывались в ликах возвышенные непреходящие моральные ценности: доброта, милосердие, всепрощение, смирение, духовность, стойкость, верность идеалам. Поэтому иконы часто были исполнены большого духовного содержания.

Законченную икону художник покрывает слоем олифы. Пленка олифы загустевает, придавая краскам ясные и чистые тона.

Люди перед иконами благоговели, поэтому иконы никогда не продавали, не покупали, а дарили, либо выменивали, это было ритуалом. Старые "облинявшие" иконы нельзя было выбрасывать или сжигать. Их можно было зарывать в землю или пускать по воде. В случае пожара из дому, прежде всего, выносили икону, а если ее брали завоеватели, то за большие деньги "пленницу" выкупали. Иконопочитание иногда принимало крайние меры. Каждый молящийся приносил в храм свою икону и запрещал другим молиться перед ней, считая ее персональной святыней. Поговорка "Без Бога нет порога" отражала реальное бытование иконы, ибо она была обязательной в крестьянской избе, боярской усадьбе и царском дворе.

Наиболее излюбленными и почитаемыми иконами на Руси считали иконы с изображением Христа Спасителя: защитника, грозного, справедливого судии. Сюжеты в иконописи Христа были различны: "Рождество Христово", "Восшествие в Храм", "Распятие", "Воскресение с сошествием в ад", "Снятие с креста", "Спас нерукотворный", "Бог Вседержитель" и др.

Широко на Руси был распространен культ Богородицы Девы Марии. Изображение женщины с ребенком на руках стало символом преданной материнской любви. Богородица почиталась как всемогущая владычица, сердобольная, милостивая народная заступница перед небесным престолом своего сына. Она традиционно многие века считалась символом России, ее заступницей и помощницей. По-видимому, это связано с тем, что одной из первых икон, появившихся на Руси, была византийская икона с изображением Божьей Матери. Икона Богоматери обычно помещалась с левой стороны от Спасителя, с правой - Иоанн Предтеча. Среди икон Богородицы существуют много типов с различными композициями и деталями. Наиболее известная, дошедшая до сегодняшнего дня - это икона под названием Владимирской Богоматери.

Икона Владимирской Богоматери хорошо известная и почитаема в России. На иконе изображен младенец Иисус, сидящий на правой руке Богоматери, крепко прижавшись щекой к ее щеке, Пресвятая Дева Мария левой рукой касается сына, удерживая его. Глаза матери полны чувства радости и святой печали. Мать знает - свершится предначертанное. Дитя вырастет и примет мученический венец, будет распят за человеческие грехи во имя спасения людей. Художник И. Грабарь определили это как "несравненную, извечную, чудесную песнь материнства - нежную, беззаветную любовь матери к своему ребенку. В испытующем взоре есть и смутная тайна, и невыразимая словами боль, и загадочная, влекущая сила, намного более глубокая и выразительная, чем в общеизвестном образе Сикстинской Мадонны" (картина Рафаэля, изображающая Богоматерь с младенцем, хранится в Дрезденской картинной галерее).

История Владимирской Богоматери не менее удивительна, чем ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях и легендах запечатлено множество чудодейственных эпизодов, связанных с Богородицей. К ней обращались люди в минуты, часы, годы наибольших страданий человеческих. Никакая икона в этом с ней сравниться не может.

На Руси автором Владимирской Богоматери считали евангелиста Луку. Евангелист Лука славился высоким образованием. Он был не только врачом, но и искусным художником. Русские иконописцы считали Луку своим покровителем и часто изображали его на иконах. Как не поэтична легенда о Луке как авторе Владимирской Богоматери, но это только легенда. Икона написана через IX столетий после смерти Луки, в начале XII века неизвестным талантливым византийским художником.

В Киев икона была доставлена в самом начале XII века и хранилась в тайной резиденции киевских князей в Вышгороде, недалеко от Киева, где хранились наиболее ценные сокровища князей.

Князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, в годы междоусобной смуты тайно перевез икону Богородицы во Владимир, где для нее был построен Успенский храм - Дом Богоматери. Во Владимире икона хранилась несколько веков, что и послужило причиной названия ее - Владимирская Богоматерь. За эти годы четырежды икона подвергалась разграблению. Древние летописцы повествуют, что: "Святую Богородицу разграбища, чудесную икону ордаша, украшену златом, серебром и каменьем драгим". Во время междоусобных схваток и нашествий татар, четырежды спасали ее в монашеских пустынях в глухих муромских лесах и четырежды икона "являлась миру" в первозданном виде.

Среди легенд о воздействии иконы на ход событий существует и такая. В 1395г. на Русь вторглись несметные полчища Тамерлана и двинулись на Москву. Князь Василий, сын Дмитрия Донского, обратился к митрополиту Киприану, чтобы он разрешил временно, для охраны и покровительства Москвы, привести в столицу икону Владимирской Богоматери. В 1395г. 26 августа вся Москва с надеждой о защите встречала чудотворную икону. Ее возместили на высокое место, ликом в сторону наступающих полчищ. Вдруг на следующий день приходит весть, что Тамерлан развернул свои войска и выступил за пределы московского государства. В народе еще более укрепилась вера в чудотворные свойства Владимирской Богоматери. Затем позднее историки показывали, что Тамерлан повернул войска назад еще и потому, что получил известие от гонца о рождении у него сына - наследника.

Естественно, что московским князьям хотелось оставить в столице икону - спасительницу, однако владимирцы пригрозили восстанием и расколом, если икону не вернут на свое законное место. Князь Василий вынужден был пригласить именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, чтобы украсить владимирский Успенский Собор образом взамен Богородицы. В 1408 году в один из дней служители Успенского собора в Москве открыли храм и неожиданно увидели, что миру явились две совершенное схожие Владимирские Богородицы. Князь Василий повелел на радостях и в умилении выбрать владимирцами любую из икон. Одна из икон была возвращена во Владимир. Увезенная во Владимир Богородица оказалась подлинником. Шли годы, в 1480 году Владимирская Богоматерь окончательно переселилась в Успенский собор Московского Кремля и несколько столетий не покидала его. Только во время Великой Отечественной войны икона хранилась в Новосибирске, в 1945 году вернулась в Третьяковскую галерею.

Считается, что за прошедшие столетия икона Владимирской Богоматери не раз спасала Русь от нашествий, болезней, неурожаев и смуты, время сделало ее символом русской православной веры и русской культуры. Много раз подвергалась она опасности уничтожения, разграбления, изгнания, однако вновь и вновь Владимирская Богоматерь являлась миру в нетленном виде. И в наше смутное время икона Владимирской Богоматери вновь привлекла наше внимание. Указом Президента икона передается из Третьяковской галереи, где для нее созданы надлежащие условия, в церковь. Многие представители культуры с тревогой полагают, что без необходимых условий и систематической реставрации икона Владимирской Богоматери может погибнуть.

Чудотворная Первоикона Пресвятой Божьей Матери явилась образцом для написания многих икон Пресвятой Девы Марии. Это была излюбленная тема всех иконописцев, и многие из реплик (авторское повторение иконы) Богородицы стали шедеврами русской культуры. На Руси сложилось несколько канонизированных стилей изображения Божьей матери с ребенком.

Один из них, наиболее близкий к Владимирской Богоматери стиль, получил название "Богоматерь Умиление". Иисус, сидя на правой или на левой руке Марии, прижимается к ней своей щекой. К этому стилю относится икона Богородицы Донской, которую, по преданию, брал с собой на Куликовскую битву Дмитрий Донской. Явилась она миру в Коломенском монастыре, написана неизвестным автором. К стилю "Богородицы Умиление" относится также Богоматерь Яхромская (XIV век) и реплики Владимирской Богоматери Андрея Рублева и Даниила Черного.

Второй канонизированный стиль иконы Богоматери - Одигитрия (напутствующая, путеводительница, благословляющая) На иконах этого стиля Иисус сидит на левой руке Богоматери со свитком в левой руке, а правой рукой напутствует молящегося. Пресвятая Мария обращена лицом к сыну. К этому стилю относятся, из наиболее известных, работы иконописца Дионисия и икона Казанской Божьей матери.

Икона Казанской Божьей Матери, наряду с Владимирской Первоиконой, хотя и явилась миру значительно позже, в XVII веке в Седмиезерском монастыре близ Казани, самая почитаемая русская икона. Именно она, как полагают, привезенная Мининым и Пожарским в Москву, спасла Русь от смуты и польских завоевателей. Именно икона Казанской Божьей Матери повсюду сопровождала Кутузова в войне с Наполеоном. И сегодня эта икона самая распространенная и чтимая среди православных. В честь ее сооружен Казанский собор в Санкт - Петербурге после победы над французами в 1812 году.

Кроме указанных выше стилей изображения Пресвятой Богоматери специалисты выделяют следующие: Богоматерь Толгская, Косунская, Федоровская, Смоленская, Грузинская, Калужская, Тихвинская, Афонская, Валаамская, Одигитрия, Страстная, Троеручица, Богоматерь Знамение, Всех скорбящих радости, Оранта, Взыграние, Млекопитательница, Благовещение, Успение, Житие, Деисусный ряд, святое дерево, Покрова.

Почитались на Руси иконы святых. Каждый христианин имел своего покровителя небесного. Считалось, и сейчас считается, что святые способствовали, содействовали, помогали, сопутствовали, оберегали. На севере чтили Зосиму и Савватея, основавших Соловецкий монастырь, Георгий Победоносец помогал воинам, Николай Угодник (чудотворец) - странникам, мореплавателям, плотникам, хранил от пожаров. Илья Пророк ведал дождями, Параскева Пятница помогала пахарям, рукодельницам, торговцам. Косьма и Демьян опекали лекарей, кузнецов, ювелиров. Христофор хранил от мора и эпидемий. Флор и Лавра - хранители коней. Федор Тирона оберегал рогатый скот. Кир, Пантелеймон, Косьма, Дамиан - целители недугов. Сергей Радонежский, Серафим Саровский - просители перед Богом о прощении грехов.

К XV столетию в русской православной церкви сложилась структура иконостасов. Они также составлялись по строгим канонам и правилам.

В простейшем виде иконостас представлял несколько продольных балок - тябя, на которых располагались иконы. В больших церквах и соборах это были сложные архитектурные сооружения, украшенные позолотой, резьбой по дереву, чеканкой из серебра, живописью. Иконостас, в основном, состоял из 5 рядов:

1. Праотеческий чин - олицетворяющий дохристианскую, ветхозаветную церковь. В центре - бог - отец Саваоф, по сторонам - ветхозаветные праотцы Адам, Авель, Ной, Авраам и др. персонажи библии.

2. Пророческий чин, изображающий библейских пророков, предсказавших появление Христа. В их руках развернутые свитки с начертанными пророчествами.

3. Праздничный чин, повествует о земной жизни Марии и Христа, состоит из многофигурных композиций.

4. Деиусный чин (моления). В центре - Христос на престоле, слева Богородица, справа - Иоанн Креститель, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, отцы церкви. Изображаются они в молитвенных позах, ибо в день страшного суда все они молят Христа за грешных людей.

5. Местный чин, где помещались иконы наиболее чтимых святых данной местности. А также изображались местные церковные праздники.

Пятирядный иконостас наличествовал в небольших церквах. В крупных церквах, соборах иконостасы были и есть многорядные, занимающие большие пространства удобных стен. Выглядят они красиво, убедительно и успешно воздействуют на души верующих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.