Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение в России XVIII века




Создание Академии художеств и Эрмитажа

Тема 12. КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА

Список дополнительной литературы

Список обязательной литературы

 

1. Багновская Н.М. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004.

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М.: 4-е изд., 2005.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб.: 2005.

4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2001.

5. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина – М.: 2005.

6. Родионов Ю.И. Культурология. СПб.: Питер, 2007.

7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д. Издательский центр «МарТ», 2006.

 

 

1. Баландин Р.К. Всемирная история. 500 биографий: Знаменитые правители, полководцы, народные герои… - М.: Современник, 1998.

2. Большая советская энциклопедия.

3. Георгиева Т.С. Русская культура и современность: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 1998.

4. Империя пространства: Хрестоматия по геополитике и геокультуре России. – М.: 2003.

5. Культурология (конспект лекций в схемах) – М.: Изд-во «ПРИОР», 2001.

6. Посошков И.Г. Книга о скудности и богатстве.

7. Хрестоматия по культурологии. Т. Самосознание мировой культуры. / Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 1999.

8. Человек и общество (культурология). Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

9. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Изд-во «Центр», 1997.

 

Основные категории: Эрмитаж, принцип сословности, ценз, сатира, театр, купечество, монастырь, гуманитарные науки, классицизм, скульптура.

 

План:

 

1. Создание Академии художеств и Эрмитажа

2. Просвещение в России XVIII века.

3. Книгоиздательство в России.

4. Театр в жизни России XVIII века.

5. Русская культура во второй половине XVII века.

 

XVIII век – это было время, когда Россия громко заявила всему миру о своем существовании, когда продолжалось развитие русской культуры на основе, заложенной Петром Великим. Россия ворвалась в мировую культуру многими беспримерными достижениями культуры.

До создания Академии 3 художеств в России существовала Академия наук и художеств, где президентом был Разумовский. Она не испытывала недостатка в иностранных учителях в области рисования, гравировки, резьбы.

В 1757г. камергер Шувалов основывает новую Академию в Петербурге. Направления: живопись, структура и архитектура. Лучшие учителя переходят сюда из первой Академии. Академия была создана сначала при МГУ, затем Шувалов передает для нее свой дом, позже Академия получает здание на набережной Невы. Руководит Академией Кокоринов - профессор, архитектор. Идет отбор учеников со всей России, в повседневность входят меценатство и вспомоществование Академии. Императрица Екатерина II для Академии приобретает у Шувалова картины, гравюры, бюсты на 200 тыс. рублей. В Академии работают знаменитый Ротари, советник Ломоносов. Членами Академии хотели стать многие. Многих принимали как почетных членов за видные, бескорыстные, весьма важные дела на пользу Академии.

Через 10 лет для Академии было построено новое здание. На открытии была императрица и весь двор, послы, иностранные гости. Восемь дней спустя Академия принимала гостей, где их кормили-поили, показывали достояния работ, выставки.

В 1769г. Шувалов на двух кораблях из Италии отправляет для Академии собрание античных и современных произведений из мрамора. Естественно, при таком внимании Академия играла видную роль в подготовке национальных кадров по различным направлениям культуры.

Так, академик Кокоринов представлял царице особо усердных учеников, например, Чемисова Емельяна. Он гравировал на меди портреты императорских особ, а также граверов Панина, Швесникова.

Датой основания Эрмитажа считается 1764г. Однако Екатерина II не задавалась особой целью его создания. Хотя Вольтер не однажды подначивал ее на покупку, как коллекций, так и картин, однако Фальконе рассоветовал. Но соперничество с зарубежными правителями свою роль сыграло. В противовес Фридриху II (который тоже переписывался с Вольтером) Екатерина принимает в возмещение долга от берлинского купца Гацковского собрание 225 картин. Летом 1764г. собрание поступает в Петербург в ведение Бецкого. Затем по рекомендации Дидро она покупает собрание Брюля из Дрездена - 352 картины. Затем миссионеры в Париже скупают собрание у коллекционеров Аведа, Жюльена де Вилетта, Шуазеля, Кроза де Тьера.

Особую ценность для Эрмитажа имело последнее приобретение. В коллекции Кроза было 400 картин, 19 тыс. рисунков, 1500 резных камней.

Собрания приобретались также в Брюсселе, Женеве, Венеции. В Лондоне - у лорда Уолполя, в Париже (1814г.)- у императрицы Жозефины (любовницы Наполеона). В 1785г. Эрмитаж насчитывал 2685 картин.

Особую заботу составляло их размещение. В 1764-1767г.г. архитектор Валлен-Деламот строит Малый Эрмитаж, с 1771 по 1787 г.г. архитектор Фельитен строит здание - "Старый Эрмитаж", Кваренги с 1783 по 1787г.г. строит Эрмитажный театр.

Но Эрмитаж как публичный музей открывается лишь в 1779г., после того, как по проспекту известного специалиста по постройке Музейных зданий архитектора Лео фон Кленце был возведен новый Эрмитаж. Помогали его строить русские архитекторы Стасов и Ефимов. Но наибольшее значение в размещении коллекций имело гигантское здание Зимнего дворца, который и сегодня является главным в Эрмитаже. Построен он был Растрелли в 1792г.

Сегодня в Эрмитаже несколько отделов, ведущих научную, искусствоведческую, реставрационную работы. Среди них:

1. Отдел истории первобытной культуры, хранящий 480 тыс. памятников со всей территории СССР.

2. Отдел античного мира, хранящий 119 тыс. памятников (расписные вазы, геммы, терракот)

3. Отдел истории западноевропейского искусства-604 тыс. памятников, 7800 картин, 2120 скульптур, 68 тыс. предметов прикладного искусства, 526 гравюр.

4. Отдел истории русской культуры, который включает в себя 315 тыс. историко-культурных и художественных памятников.

5. Отдел нумизматики - 1млн. 90 тыс. денежных знаков, медалей, орденов, 900 тыс. монет всего мира.

Ежегодно Эрмитаж посещают около 4 миллионов человек. Он является одним из лучших и крупнейших музеев и хранителей ценностей мира.

Но вместе с приобретениями, Эрмитаж понес и потери. Так, в 1854г. по повелению императора Николая I была устроена распродажа 1215 картин, часть он подарил частным лицам. В 1862г. 201 полотно, в качестве якобы копий, переданы в Румянцевский музей и другие. В течение ХIХ века множество картин переведно из Эрмитажа в пригородные царские дворцы. После революции их собрали, часть передали в Государственный музей искусств в Москве. Ряд картин оказались за рубежом.

 

Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII века пронизывали идеи Просвещения. То, что способствовало усовершенствованию человеческой натуры - наука, театр, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой деятелей Просвещения. Решающую роль в осуществлении идеалов большинство передовых и творческих людей отводили просвещенному монарху, способному законотворчеством создать новое общество, члены которого будут руководствоваться гуманными соображениями, свободой. Система образования, просвещения относилась к той области культуры, где теоретические положения просветителей имели наибольшую возможность воплощаться в практике.

В развитии просвещения отчетливо прослеживаются две тенденции:

1. Значительное расширение сети учебных заведений и усиление влияния принципа сословности.

2. Формируются методические и педагогические системы.

Значительная подвижка по первой проблеме заметна с 1786г. После

принятия устава народных училищ:

§ в губерниях (городах)- народные училища с 4 классами;

§ в уездах - малые народные училища.

Если к 1782г. было 8 народных училищ, 516 учащихся, то к 1800 -2888 училищ, 23 тыс. учащихся.

К концу XVIII века вместо одного кадетского корпуса создано 5. Среди них - Сухопутный Шляхетский корпус (1731), Пажеский корпус (1755). Под дирекцией П.И. Шувалова были объединенные школы Артиллерийская и Инженерная.

Многочисленными указами, установлениями, образование приобретает сословный характер. Дворянские дети 7 лет смотрелись, записывались у герольдмейстера в Петербурге, а в Москве - у губернатора. Часть детей учились дома, затем выбирали: либо учиться дома дальше, либо в государственных учреждениях. Затем в 16 лет Сенат свидетельствовал их знания и определял дальнейшее обучение дворянских детей. Во время учебы также неоднократно публично свидетельствовались их знания. Благодаря этому они поднимались на должность в армии, коллегиях, в Сенате.

Но многие учебные заведения были смешанные, то есть с совместным обучением. Однако, будучи в одном помещении, учащиеся по имущественному цензу обучались отдельно. Так, в Казанской гимназии комнаты делились периллами и в дворянской половине пол приподнимали выше. Или дворяне шли в заведение по желанию, а разночинцев направляли в ведомства или в духовенство с условием возврата учащегося по окончании учебного заведения.

Ведущими направлениями в системе образования можно выделить следующее:

1. Создание новых учебных заведений, определяющих пути создания и формирования так называемой "новой породы людей", жаждущих процветания в России.

В 1755г. создан Московский университет, где сформировался круг прогрессивных ученых: Ломоносов, Третьяков, Поповский, Десницкий, Аничков, Барсов. Впервые преподавали на русском языке математику, геометрию, арифметику, русскую историю, географию. Лишь философию преподавали на латинском языке. Университет имел 3 факультета - естественно-математический, русского языка и литературы, русской истории. Борьба велась за открытие факультета Богословия. Ученые были против. Они выступали за светское образование и ликвидацию сословий.

Открытие университета стало гордостью, появилась возможность готовить своих ученых, двигать науку, разорвать круг национальной ограниченности.

Об этом свидетельствует и то, что кроме университета были открыты:

§ училище при Академии художеств (1764г);

§ воспитательные дома в Москве (1864) и в Петербурге (1770);

§ воспитательное общество благородных девиц (1764) (Смольный монастырь, Смольный институт, который положил начало женскому среднему образованию в России). Отделение в нем для мещанских девиц (1765);

§ коммерческое училище (1772).

Все эти училища были закрытого типа, для них были разработаны уставы, которые утверждала императрица. Эти уставы котировались в качестве официальных документов. Во все училища брались дети 5-6 лет, пока они не были еще испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Находились они в учебных заведениях до 18-20 лет, с родственниками встречались в присутствии воспитателей.

2. Второе направление- попытка создать организационно и методически систему образования и воспитания.

С приходом к власти Екатерины II, глубоко верившей в силу воспитания, на поприще просвещения приглашаются видные зарубежные педагоги и просветители.

Так, Иван Иванович Бицкой - внебрачный сын Трубецкого, попавшего в плен при Нарвском поражении, разработал в 1764г. "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", которое взято на вооружение в России. Позже внимание Екатерины привлекает австрийская школьная система. По рекомендации австрийского императора Иосифа II приехал создатель школ в Австрии серб Янкович де Мириево (1714-1814г.г.)

С 1782г. создается комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором Завадовским. План реформы и основные документы составлены Янковичем. Согласно им создавались народные училища. Главные - в губернских городах-4х годичные и малые - в уездах (2 классные).

В 1783г. создается книга "О должностях человека и гражданина" -189 страниц для учащихся, 250 страниц для учителей. Годом позже издаются "Правила для учащихся в народных училищах" - в 24 страницах о том, как должны поступать учащиеся перед богом и в церкви, в училище, вне училища.

В 1783г. издано "Руководство учителям первого и второго класса" - краткий перевод Янковичем книги австрийского педагога Фельбигера.

Предшествовавший опыт показал, что рассчитывать на успех школьного дела невозможно без подготовки учительских кадров. По предложению Янковича в 1783г. в Петербурге открывается первое главное народное училище. Сюда пригласили 35 студентов Московской и Петербургской духовных семинарий. Их Янкович обучает сам в качестве будущих учителей народных училищ. Через 3 года в 25 губерниях открываются главные училища - в них учились 10 тыс. чел. С 1789г. они открыты во всех губерниях.

К концу XVIII века в России открыто 288 училищ главных и малых, где обучались 22 тыс. человек (1,5 тыс. девочек).

В конце XVIII века по почину Новикова частные лица основывают училища для бедных детей и сирот в Петербурге, Москве, Твери, Иркутске, Владимире, Курске, Туле. Через журналы, им издаваемые, Новиков организует сбор пожертвований на училища, семинарии, на посылку студентов в заграничные университеты.

Таким образом, к концу XVIII века система народного образования, начатая Петром I, в основном была почти вся подчинена правительственному контролю и влиянию, образование и воспитание было сословным, главными усилиями воспитания считались: профессиональное, физическое, нравственное и разумное.

В продолжение развития науки при содействии и активности княгини Екатерины Романовны Дашковой во время Екатерины II создается Академия Российской словесности, цель которой была - очищение, сбережение, пополнение русского языка. Также была создана Академия 3 знаменитых художеств при непосредственном участии Шувалова И.И., под руководством архитектора Кокоринова.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.