Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Видные русские историки и их труды




 

Сейчас многие ученые задумываются о значении государства в наше время. Как же подходили историки к этой проблеме в XVII-XVIII веках?

Вопрос о взаимоотношении народа и государства служил темой статьи С.М. Соловьева «Начала русской земли": «правительственное начало сплачивало для «общей цели» население, рассеянное по неизмеримым пространствам и лишенное «внутренней централизации». Соловьев считал роль государства в России значительно более активно определяющим направление исторического процесса, чем в странах западной Европы. «Централизация, - указывал Соловьев, - восполняет недостаток внутренней связи, условливается этим недостатком и, разумеется, благодетельна и необходима, ибо без нее все бы распалось и разбрелось». Идеалистически рассматривая государство, как фактор просвещения народа, через приобщение его к европейской цивилизации, Соловьев подчиняет свою историческую концепцию политическому идеалу либеральной буржуазии с ее программой реформ, которые содействовали бы превращению феодальной монархии в монархию буржуазную.

В.О. Ключевский считал государство примеряющим звеном между классовыми противоречиями.

Одной из причин образования крепкого государства историки считали сохранение монархии и самодержавия в России. В.О. Ключевский критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основ буржуазно-помещичьего строя, а с конца XIX века начал поддерживать монархию.

Н.М. Карамзин писал: «Самодержавие есть палладиум России». Он всегда был верным идее, что только самодержавная власть принесет благо России. «Монархическое правление наиболее пригодно для больших государств, а республиканское – для малых». Карамзин рассматривал историю русской земли, как становление единого мощного государства, занявшего свое место в ряду других государств мира. Эта идея проходит красной нитью через все летописи, ее воспринял Карамзин, она пронизывает все его повествование. В работах Н.М. Карамзина читаем: «русский народ, кажется, всегда чувствовал необходимость повиновения и ту истину, что своевольная управа граждан есть великое бедствие для государства. Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».

С.М. Соловьев «История государства Российского»

В жизни ученого и писателя главные биографические факты – это книги, важнейшие события, мысли. В истории российской науки и литературы было не много жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь С.М. Соловьева, крупнейшего русского историка.

С.М. Соловьев родился 5 мая 1820 года в Москве. Окончил Московский университет, историко-филологический факультет. Он занимался исследованием истории России. В 1845 году он защитил магистерскую диссертацию «Об отношении Новгорода к великим князьям», через год докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». Обе диссертации создали автору громкую известность не только в узком кругу ученых, но и в во всем читающем обществе. Успех обеих диссертаций объясняется не только талантом автора, но и серьезной подготовкой. В первых своих ученых опытах начинающий историк выступил уже с обдуманными историческими понятиями, с определенным взглядом на задачи и приемы исторического изучения.

В 1845 году Соловьев начал читать лекции в Московском университете. Он был питомцем этого университета: 34 года преподавал в нем, 6 лет стоял во главе как ректор, наконец, в его аудиториях получил первую обработку главный труд жизни Соловьева.

О преподавании Соловьевым русской истории пишет его ученик и последователь Василий Осипович Ключевский: «Чтение Соловьева не трогало и не пленяло, не било не на чувства не на воображение, но оно заставляло размышлять, с кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый размышляющий вслух в своем кабинете».

Соловьев в своих лекциях большое внимание уделял истории Новгорода, эпохе Петра I и Александра II, внешней политике России, историографии. Усиленной научной деятельностью приготовлялся Соловьев к труду, который стал главным делом его жизни и связал его имя с успехами русской исторической науки и русского общественного сознания.

В августе 1852 года вышел первый том «Истории государства Российского» и затем через год в течении 27 лет появлялся каждый последующий том, с точностью, которую не могла победить даже предсмертная болезнь автора. Умирая, он сдал 29-ый том в типографию почти законченным.

Приступая к работе над «Историей России» С.М. Соловьев ставил перед собой чисто практическое задание: «Выучиться самому, чтоб в состоянии читать сколько-нибудь достойный университетский курс русской истории и дать средство другим знать основательно свою историю».

«История России с древнейших времен» построена автором на громаднейшем фундаменте исторических источников: летописи, древнерусские поучения, сказания, жития, былины, иностранные хроники, государственные грамоты, договоры, архивные материалы, письма русских царей и другие источники. «При недостатке твердых оснований Соловьев скорее готов был обойти вопрос, подвергаясь упрекам критики, чем решить его какой-либо остроумной догадкой, которая могла быть лишним камнем на пути других исследователей» - пишет В.О. Ключевский в своей работе «Памяти Соловьева». Что же изучал историк? Экономику государства, социальный строй, внутреннюю и внешнюю политику. Мыслитель скрывался в нем за повествователем, в его рассказах на историко-философской основе. Поэтому исторические явления стоят у него на своих местах, освещенные естественным светом, а не искусственным.

Значение трудов С.М. Соловьева, особенно его «Истории России с древнейших времен», очень велико. В изучении истории России XVIII века Соловьев был в значительной мере пионером. Его заслуга заключается в том, что он ввел в научный оборот громадное количество нового материала и изложил его в систематическом порядке, правда, ответив преимущественно на вопросы внешней и внутренней политики и сравнительно мало показав социально-экономические процессы. Но даже при этом, никогда прежде, в продолжении трех десятилетий в историческую литературу, не вливалось так последовательно и так много свежих знаний.

Но, не смотря на достоинства, работа ученого имела некоторые недостатки. Как отмечают его современники, Соловьев не поднялся до уровня классового анализа явлений, хотя бы в пределах того понимания классов и классовой структуры общества, до которого дошла европейская буржуазная историография его времени.

Задолго до смерти С.М. Соловьев высказывал уверенность, что в недалеком будущем напишут историю лучше его. За собой он удерживал заслугу первой тяжелой расчистки пути, первой обработки сырого материала. Но даже при успешном ходе русской исторической критики в нашем научном обороте надолго удержится значительный запас исторических фактов и положений, в том самом виде, как их впервые обработал и высказал С.М. Соловьев. Исследователи долго будут их черпать прямо из его книг, прежде чем успеют проверить их сами по первоисточникам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.