Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная структура предметной области социальной информатики




Научная методология социальной информатики

 

Что же касается собственной научной методологии социальной информатики, то здесь следует признать, что в настоящее время она еще находится в стадии своего формирования. Важным отличительным свойством этой методологии является использование совокупности различных видов научного подхода к проблемам анализа и синтеза рассматриваемых проблем и процессов.

Основными из них являются информационный, системный, коэволюционный и социальный подходы.

Сущность информационного подхода заключается в том, что при изучении некоторого процесса или явления в первую очередь выделяются его информационные аспекты. Опыт показал, что очень часто это позволяет увидеть многие, казалось бы, привычные и хорошо знакомые нам процессы и явления в совершенно новом свете, раскрыть их глобальную информационную сущность, которая во многих случаях и является главной причиной того или иного развития этих процессов [5].

Сущность и плодотворность системного подхода общеизвестны и не требуют дополнительных комментариев. Что же касается коэволюционного подхода, который был предложен в качестве одного из основных методов социальной информатики академиком А. Д. Урсулом [23], то его смысл заключается в необходимости учета неразрывного единства и взаимовлияния процессов развития общества и его информатизации, их коэволюции.

Социальный подход к проблемам, изучаемым социальной информатикой, состоит в том, чтобы ориентировать эти исследования главным образом на социальные аспекты процесса информатизации, его гуманистическую направленность. Сюда относятся, в первую очередь, проблемы становления и развития информационного общества, новые возможности и проблемы его демократизации, обеспечения информационной свободы и информационной безопасности человека и т. п.

Методологический аппарат социальной информатики, помимо указанных выше подходов, включает в себя и методы информационного моделирования рассматриваемых процессов, а также традиционные для социологических наук методы социального мониторинга, прогнозирования и управления.

Можно предположить, что состав и мощность методологического аппарата социальной информатики будут в ближайшие годы быстро развиваться по мере расширения и углубления ее предметной области и появления необходимости в решении новых задач, выдвигаемых) социальной практикой развития общества.

 

 

Детальная структуризация предметной области социальной информатики как самостоятельной научной дисциплины впервые была проведена в работах [3], [26] и [27]. Обсуждение этих результатов неоднократно проводилось на заседании Президиума Российской академии естественных наук, на общем собрании секции «Информатика и кибернетика» РАЕН, а также на ряде научных семинаров и конференций по проблемам информатики, в частности, на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». В национальном докладе России на этом конгрессе раздел «Социальная информатика» был включен в качестве одного из четырех основных разделов нового перспективного курса «Фундаментальные основы информатики», который был рекомендован для системы опережающего образования.

Модульная структура этого курса была предложена автором настоящий работы в качестве основы для проведения под эгидой ЮНЕСКО специального комплексного международного проекта «Информатика—2000» [21]. Что же касается более детальной структуризации предметной области проблем социальной информатики как фундаментальной науки, то она была разработана и представлена в работе [27]. Здесь были выделены следующие четыре основных направления научных исследований.

1. Информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология. Изучение потребностей общества в информационных ресурсах для достижения целей общественного развития (проблема достаточности информации).

2. Информационный потенциал общества, определяющий его возможности по формированию и эффективному использованию информационных ресурсов. Сюда следует отнести все проблемы, связанные с формированием информационной инфраструктуры и информационной среды общества, т. е. создания и функционирования центров генерации, хранения и распространения информационных ресурсов, а такжеразвития информационной техносферы— комплекса инструментальных средств, обеспечивающих активизацию и эффективное использование информационных ресурсов, решение проблемы доступности информации.

Существенное значение для решения этих проблем имеет развитие интеллектуального потенциала общества, т. е. его способности продуцировать и усваивать новые знания, а также развитие информационной культуры общества, характеризующей возможности его адаптации к развитию в условиях новой информационной среды существования человека.

3. Информационное общество, закономерности и проблемы его формирования и развития. Сюда входят проблемы развития информационной экономики, а также проблемы изменения структуры занятости населения в информационном обществе. С новых — информационных позиций рассматривается здесь и проблема демократизации общества, в которой особую роль будет играть доступность для всех его членов необходимой информации и ее достоверность как важнейшие условия практической реализации гражданских прав и свобод.

4. Человек в информационном обществе. Новые возможности и новые проблемы развития личности в информационном обществе, информатизации процессов образования и воспитания человека, развития его творческих способностей на основе использования достижений информатики и креативных информационных технологий. Проблема информационной свободы и обеспечения информационной безопасности человека в информационном обществе, преодоления им технологического и лингвистического барьеров в новом информационном пространстве.

Прошедшие с момента публикации работы [27] годы показали, что предложенная в ней структуризация проблемной области социальной информатики как самостоятельного междисциплинарного научного направления оказалась достаточно удачной, а перечисленные выше основные проблемы, составляющие эту область, до сих пор продолжают оставаться весьма важными и актуальными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.