Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие 2 страница




93. Расторгуев С.П. Информационная война как целенаправленное информационное воздействие информационных систем // Информационное общество. М., 1997, № 1.

94. Викторов А.В. Информационная война в современных условиях // Информационное общество. М., 1997, № 1.

95. Грешневиков А.Н. Информационная война. М.: Русский мир — Рыбинское подворье, 1999.

96. Прокофьев В. ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ, 1999.

97. Алешенков М.С., Родионов М.Б., Ярочкин В.К. Энергоинформационная безопасность человека и государства: Введение в проблему.М.,1997.

98. Захаров В.Н., Игнатьев М.Б., Шейнин Ю.Е. Информационное общество // Сб. н. тр. «Системы и средства информации». М.: Наука, 1999. Вып. 9.

99. Колин K.K. На пути к новой системе образования. М,: Ин-т фундаментальной и прикладной информатики РАЕН, 1997.

100. Яковец Ю.В. Сохранение культурного потенциала России и информационные технологии // Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып. 8.

101. Халеева И.И. Основы теории обучения и понимания иноязной речи. М.: Высшая школа, 1989.

102. Растригин Л.А. Обучение как управление знаниями (новая концепция, алгоритмы, применение для обучения иностранным языкам) // Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып. 8.

103. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Вестник РФФИ. М., 1999, № 3 (17).

104. Сомик К.В. О «теневом» секторе компьютерного рынка / / Вестник РОИВТ, М„ 1996, № 4.

105. Федеральный Закон «О персональных данных» (проект) // Вестник РОИВТ. М., 1995, № 6.

106. ЧерешкинД.С., Курило А.П. Актульна ли для России проблема защиты персональных данных? // Вестник РОИВТ. М., 1995, № 6.

107. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юридическая литература, 1991.

108. Харламов С.Ф. Информатизация общества и проблемы борьбы с компьютерной преступностью // Вестник РОИВТ. М., 1996, №4.

109. Аносов В.Д., Ухлинов Л. М. Об основных направлениях государственной политики в области борьбы с компьютерной преступностью//Вестник РОИВТ. М., 1996, № 4.

110. Курило А.Л. Правовые основы предохранения компьютерных преступлений // Вестник РОИВТ. М., 1996, № 4.

111. Малюк А.А. Угрозы информации и информационные угрозы. Подготовка кадров в области информационной безопасности // Вестник РОИВТ. М., 1996, № 4.

112. Проблемы информационно-психологической безопасности: Сборник статей и материалов конференций. М.: ИП РАН, 1996.

113. Демирчоглян Г.Р. Компьютер и здоровье. М.: Лукоморье, 1997.

114. Колин К.К. Семантические проблемы информационной безопасности // Вестник БАЕ. М., 2000, №1.

115. Смолян ГЛ., Зараковский Г.М., Разин В.М. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). Препринт ИСА РАН. М., 1996.

116. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М.: Ин-т социально-полит. иссл. АСН, 1999.

117. Дмитрук М. Голосование под гипнозом // Не может быть. М., 2000, № 1 (99).

118. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М.: Ассоциация «Экология Непознанного», 1996.

119. Кондзуми С. Город Хэбитэт // Сегодня, 1995, 17 августа.

!20. Носов Н.А. Введение: перспективы виртуальной цивилизации // Сб. н. тр. «Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития». М.: Ассоциация «Экология Непознанного», 1996.

121. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.

122. Образование и XXI век. М.: Наука, 1999.

123. Колин К.К. Вызовы ХХI века и проблемы образования: Лекция-доклад. М.: Иссл. Центр проблем подготовки качества специалистов, 2000.

124. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // Alma mater (Вестник высшей школы). М., 1999, № 10.

125. Кол ил К.К. Социальная информатика: Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. М.: МИРЭА, 2000.

126. Кузнецов Н.А. Полонников П.И., Юсупов P.M. Состояние, перспективы и проблемы развития информатики // Проблемы информатизации. М., 2000, № 1.

127. Колин К.К. Региональные проблемы конверсии оборонного комплекса России // II Международный симпозиум «Открытое общество и устойчивое развитие». Зеленоград: Изд-во МИДА, 2000.

128. Мизин И.А., Колин К.К. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России //' Сб.н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып. 8.


Словарь основных терминов

 

Настоящий Словарь содержит наиболее распространенные в современной научной литературе толкования основных терминов, использованных в тексте данной книги.

Термины расположены в Словаре по главам, т. е. в той последовательности, в которой они впервые встречаются в тексте книги.

В конце определения каждого термина даны ссылки на первоисточники, а также на те разделы книги, в которых содержание данного термина раскрывается более полно.

Аннотация, Предисловие, Введение

Социальная информатика наука о закономерностях и формах движения информации в обществе. Раздел информатики, представляющий новую междисциплинарную область научных исследований. См. 1.3, [23,24].

Информатизация организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. См. 2.2, [32].

Информатизация комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности [33].

Инфосфера информационная сфера общества. Включает в себя всю искусственно созданную человеком знаковую среду, которая окружает людей в современном обществе.

Информационное общество — общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Отличительными чертами информационного общества являются: доступность необходимой информации для всех членов общества, способность общества производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию, а также обеспечить всех членов общества средствами доступа к этой информации. См. 5.1, [32].

Информатика наука о закономерностях и формах движения информации в природе и обществе. Комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер. См. 1.2, [2, З].

Информатика в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. См. 1.2, [17].

Информационное неравенство новая проблема развития цивилизации, суть которой заключается в том, что возникающая в процессе информатизации общества новая высокоавтоматизированная информационная среда оказывается в различной степени доступной для отдельных людей, организаций, регионов и стран мирового сообщества. См. 6.2, [66].

Информационная война открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной, военной, политической или же идеологической сферах. См. 5.8, [89].

Информационные ресурсы отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). См. 3.1, [32].

Информационный потенциал общества совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы. См. 4.1, [69, 70].

Глава 1. Предмет и задачи учебного курса

«Социальная информатика»

Информационный подход фундаментальный метод научного познания. Суть этого метода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, определяющие их состояние и развитие. См. 1.3, [5].

Биологическая информатика наука, изучающая общие закономерности и особенности реализации информационных процессов в биосфере — живых организмах и растениях. Раздел фундаментальной информатики, получивший свое развитие в России в конце XX века. См. 1.2, [2, 3, 25].

Социальная когнитология наука о закономерностях формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала общества. См. 1.2, [3, 54].

Общая теория информации наука об общих свойствах информации и информационных процессов в природе и обществе. Одна из перспективных фундаментальных областей научного знания о наиболее общих закономерностях проявления информационной реальности, которые лежат в основе развития природы и общества. См. 1.2, [2, 3, 25].

Средства информатизации инструментальные аппаратные и программные средства, а также информационные технологии, используемые в процессе информатизации общества. См. 1.2, 4.2, 4.3, [4, 80].

Электронная библиотека документальная автоматизированная информационная система, в которой документы (статьи, монографии, отчеты, рефераты и т. п.) хранятся, как правило, в полнотекстовом виде на электронных машинных носителях и могут представляться пользователям по их запросам в автоматизированную систему также в электронной форме, например, путем передачи текстов этих документов по электронной почте. См. 3.1, [57, 58].

Информационная инфраструктура общества совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам. См. 3.2.

Информационная техносфера инструментально-технологическая среда общества, представляющая собой совокупность технических средств информатизации общества и информационных технологий, обеспечивающих возможности их социального использования. См. 4.2.

Информационная культура общества способность общества эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в

области развития средств информатизации и информационных технологий. См. 4.4, [33].

Информационная экономика — новый сектор экономики, возникший благодаря развитию глобального процесса информатизации. Включает в себя производство средств информатизации, а также информационных продуктов и услуг и информационный рынок. См. 5.2, [52, 63].

Глава 2. Роль информации в развитии общества

Технологическая революция радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада под воздействием развития научно-технического прогресса, в результате которого коренным образом изменяются не только способы организации общественного производства, приемы и методы труда, но и его инструментальная основа — орудия производства. См. 2.1, [31].

Информационная революция радикальное изменение инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. См. 2.1, [31].

Технология представленное в проектной форме, т. е. в виде формализованных представлений (технических описаний, чертежей, схем, инструкций, представлений и т. п.), концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющие рациональным образом организовать производственный, социальный или информационный процесс с целью экономии затрат труда, энергии, материальных ресурсов или же социального времени. См. 2.4, [12, 35].

Информационная технология представленное в проектной форме (т. е. в формализованном виде, пригодном для социального использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. См. 2.4, [12].

Новые информационные технологии информационные технологии, для реализации которых используются последние достижения в области развития средств информатизации общества, в том числе — электронная вычислительная техника, информационно-телекоммуникационные системы, методы искусственного интеллекта. См. 2.4, [38].

Социальное время универсальная мера затрат общественного труда, предложенная академиком В. Г. Афанасьевым для использования в области экономики с целью получения объективных количественных оценок экономических процессов. В работе[12] предложено использовать эту меру в качестве общего количественного показателя для количественной оценки любых видов технологий. Таким показателем является экономия социального времени, достигаемая при использовании данной технологии. См. 2.4, [12, 36].

Когнитивные технологии информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Характерным примером такой технологии является когнитивная компьютерная графика, позволяющая в пространственной форме представлять на экране компьютера не только различные геометрические фигуры, но и различные математические формулы. Такие представления развивают пространственное воображение человека и его ассоциативное мышление. См. 2.4, [18].

Эвоинформатика — новое научное направление в области теоретической информатики, имеющие целью создание новых информационных метатехнологий для решения задач глобального моделирования сложных природных явлений на основе эволюционного подхода. См. 2.4, [39].

Дистанционное обучение новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществлять «обучение на расстоянии» без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимися. См. 2.5, [50, 51].

Дистанционное образование современный комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на основе использования способов дистанционного обучения. См. 2.5, [49,50, 51].


Глава 3. Информационные ресурсы общества

Информология — наука будущего, объектом изучения которой являются информационные ресурсы общества, а предметом — основные свойства этих ресурсов, закономерности их формирования и эффективность использования. См. 3.1, [3, 27].

Информография наука будущего, изучающая топологию распределения информационных ресурсов в пространстве мирового сообщества, а также на территории той или иной страны, их особенности, принадлежность, доступность, возможности эффективного использования. См. 3.1, [3, 27].

Информационный продукт совокупность данных, подготовленная производителем для последующего распространения в вещественной документальной или электронной форме в качестве товара или услуги. См. 3.3, [70].

Информационная услуга предоставление в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов в документальной или электронной форме, а также распространение по информационным сетям принадлежащей пользователям информации или информационных продуктов. См. 3.3, [70].

Информационный рынок система экономических, правовых и организационных отношений в обществе, которая обеспечивает торговлю средствами информационной техники, информационными технологиями, информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям. См. 3.4, [59].

Информационный бизнес новое направление деловой активности общества, связанное с реализацией функций торговли и посредничества на информационном рынке, а также организацией производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств массовой информатизации общества. См. 3.4, [61].

Глава 4. Информационный потенциал общества

Сеть связи совокупность каналов связи (проводных, радио- или оптических), каналообразующей аппаратуры, а также центров и узлов связи, обеспечивающих функционирование данной сети. См. 4.3, [73].

Телекоммуникационные технологии способы рациональной организации работы телекоммуникационных систем. См. 4.3, [73].

Информационная супермагистраль высокоскоростной тракт передачи информации, используемый в современных информационно-телекоммуникационных системах и обладающий повышенными характеристиками надежности и качества передачи информации. См. 4.3, [73].


Глава 5. Информационное общество

Постиндустриальное общество общество, в котором сфера услуг получила приоритетное развитие и превалирует над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. См. 5.1, [78].

Глобальная информационная инфраструктура качественно новое информационное образование, формирование которого началось в 1995 году группой развитых стран мирового сообщества. По их замыслу будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. См. 5.3.

«Всемирная паутина» (WWW) гипертекстовая информационная подсистема международной информационно-телекоммуникационной сети Internet. Обеспечивает возможность поиска информации по ключевым словам и ссылкам во многих базах данных, подключенных к сети Internet и находящихся в различных странах мира. См. 5.3.

Технология «ТВ—Информ» телекоммуникационная технология, основанная на уплотнении телевизионного сигнала уже существующих телевещательных центров дополнительной цифровой информацией, которая подается в составе телевизионного сигнала и может восприниматься компьютерными системами. См. 5.4, [81].

Электронный архив архив документов, представленных в электронной форме, пригодной для использования в автоматизированных информационных системах. См. 5.5, [57].

Информационная безопасность состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. См. 5.7, [8б].

Интеллектуальная безопасность состояние защищенности интеллектуальной сферы общества, его когнитивных структур (научных школ, исследовательских центров, лабораторий, университетов и т. п.), а также интеллектуальных способностей человека от разрушительных воздействий. См. 5.6, [83].

Информационная угроза факторы и совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества. См. 5.7, [86].

Информационное оружие средства и методы, которые позволяют осуществлять информационные воздействия на противника в информационной войне. См. 5.8, [89].


Глава 6. Человек в информационном обществе

Информационное надомничество выполнение производственных заданий в домашних условиях с использованием современной информационной техники и информационных технологий. См. 6.1.

Телеработа производственная деятельность на дому или же в специальных локальных телецентрах сотрудников одной организации, при которой обеспечивается их взаимодействие посредством использования телекоммуникационных систем. См. 6.1, [98].

Виртуальное предприятие совокупность территориально удаленных друг от друга структурных подразделений одной и той же организации, взаимодействующих между собой по информационно-телекоммуникационным сетям. См. 6.1, [98].

Виртуальная реальность новое направление развития информационных технологий, которые позволяют создавать у людей иллюзии наблюдения и даже ощущения некоторого искусственного (виртуального) мира, создаваемого при помощи средств информатики и кибернетики. См. 6.6, [118—120].

Социальный интеллект — совокупный творческий потенциал общества, определяющий способности

людей производить и усваивать новые знания, формы и методы организации труда и новые технологии. См. 6.1, [54 ].

Информационная свобода личности возможность человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию, а также выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе. См. 6.4.

Информационная преступность противоправные действия в информационной сфере общества, нарушающие установленные законом права личности, организаций или государства и наносящие им моральный или материальный ущерб. См. 6.5, [107, 108,109].

Компьютерные преступления противоправные действия, связанные с использованием новых возможностей по доступу к информации через информационно-телекоммуникационные сети, а также с нарушением функционирования компьютерных систем. См. 6.5, [107—111].

Информационно-психологическая безопасность состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий. См. 6.6, [112, 115].

Информационно-энергетическая безопасность состояние защищенности человека и общества, а также всей биосферы планеты от негативного воздействия энергетических, электромагнитных полей природного и техногенного происхождения, способных оказывать вредное влияние на биологические процессы в живых организмах и растениях, а также на их генетическую основу. См. 6.6, [96, 112—114].

Психотропное оружие средства и методы, которые позволяют осуществлять целенаправленное разрушительное дистанционное воздействие на психологические функции и работу физиологических органов и систем человека. См. 6.6, [96].

Нейролингвистическое программирование метод манипулятивного воздействия на подсознание людей при помощи особых форм словесного внушения, которые создают у них достаточно устойчивые психологические установки, побуждающие впоследствии ко вполне определенным действиям. См. 6.6, [112, 115, 117].

Система виртуальной реальности техническая система, обеспечивающая формирование виртуальной реальности в сознании человека. См. 6.6, [118].

Технологии виртуальной реальности новые информационные технологии, обеспечивающие формирование виртуальной реальности в сознании людей при помощи средств информатики и кибернетики. См. 6.6, [118],

Киберкультура новое технократическое направление в развитии культуры, основанное на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. См. 6.6, [118,119].

«Компьютеромания» патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, вызванная привыканием к воздействию на его психику компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. См. 6.6, [118—120].

«Киберболезни» новые виды заболеваний людей, вызванные вредным воздействием на их психику и физиологические функции технологий виртуальной реальности. См. 6.6, [117, 118].


Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.