Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсосбережение в логистических цепях




Классификация и содержание логистических издержек

В общем виде издержки представляют собой выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием различных видов экономических ресурсов в процессе производства и продвижения промежуточной и конечной готовой продукции организациям-потребителям (товаров производственного назначения) или индивидуальным потребителям (товаров потребительского назначения). Общие издержки складываются, как правило, из расходов (затрат): переменных, величина которых зависит от объемов производства, количества транспортируемых грузов, объемов запасов материально-технических ресурсов, величины грузопереработки на складах; постоянных, величина которых не зависит от количественных составляющих производства и продвижения продукции, — содержание зданий и сооружений, долгосрочная аренда помещений и складов, оплата административно-управленческого персонала.

Различают издержки, непосредственно связанные с производством продукции, и издержки, связанные с процессом товародвижения, — логистические издержки. При этом полные (общие) издержки производства подразделяются на: прямые издержки изготовления конкретной продукции, которые могут быть отнесены непосредственно на ее себестоимость; издержки средние — средние величины издержек, приходящиеся на одно изделие или единицу продукции за определенный промежуток времени; издержки эксплуатационные — расходы, связанные с эксплуатацией оборудования, машин, различных технических устройств, инструмента и применением специфических орудий труда в производственном процессе.

Логистические издержки — издержки, связанные с процессом товародвижения на всех стадиях экономической и организационной деятельности, осуществляемых в функциональных логистических цепях (закупки, складирование, транспортировка, запасы, производство, продажи), в микрологистической цепи (движение продукции на предприятии или в организации), в макрологистической цепи (движение продукции между субъектами хозяйствования). Логистические издержки могут исчисляться: в процентах от суммы или количества продаж; в денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции; в процентах от стоимости продукции, выпускаемой промышленным предприятием.

В макрологистической цепи, объединяющей субъекты хозяйствования, различают издержки поставщиков и потребителей. В общем виде к этим издержкам относятся: издержки поставщиков (производителей продукции) включают затраты на содержание сбытового подразделения, на исследование товарных рынков, на проведение рекламных кампаний, на связь, транспортно-экспедиторские расходы, расходы по банковским операциям, стоимость банковских кредитов, выплата вознаграждений посредникам, расходы на предпродажный сервис и техническое обслуживание, представительские расходы; издержки потребителей включают транспортно-экспедиторские расходы, уплату таможенных пошлин, портовых налогов и сборов, расходы на от­крытие кредитов, предоставление банковских гарантий и других банковских операций, расходы на привлечение товарных экспертов, представительские расходы.

В логистические издержки составной частью входят потери как общие логистические, так и частные — в отдельных звеньях логистической цепи. Потери, в свою очередь, классифицируются па альтернативные издержки, потери, возникающие по объективным и субъективным причинам. Альтернативные издержки представляют собой стоимость оказываемой услуги логистического направления, измеряемой с точки зрения потерянной (упущенной) возможности в результате осуществления другой услуги, стоимость которой может быть ниже аналогичной (альтернативной),

К потерям, возникающим по объективным причинам, относятся: простои подъемно-транспортного и складского оборудования, транспортных средств (по вине поставщика или потребителя); недостаточная надежность или мощность средств труда; несоответствие параметров оборудования характеру выполняемых работ; сверхнормативные запасы или дефицит предметов труда, возникающих вследствие изменения спроса на готовую продукцию, износ оборудования и технических устройств, который приводит к его моральному устареванию; списание части хранящейся на складе продукции в связи с ее утруской или усушкой (усадка запасов — уменьшение со временем объема отдельных видов продукции).

К потерям, возникающим по субъективным причинам, относятся:

• простои оборудования (по собственной вине) — плановый ремонт или модернизация технических устройств, излишнее оборудование, неисправности и внеплановый ремонт оборудования, неукомплектованность рабочими, отсутствие топлива и вспомогательных материалов;

• физическое повреждение продукции в результате проведения погрузочно-разгрузочных работ, перемещения продукции по складу и, собственно, складирования (укладки в ячейки или стеллажи), транспортных операций, несоблюдения правил крепления груза на транспортных средствах, перевалки груза, несоблюдения регламентированных правил хранения продукции на складе и при транспортировке;

• потери, обусловленные наличием сверхнормативных запасов или дефицитом материальных ресурсов, возникающих в результате несоблюдения норм расхода, рассчитанных на единицу продукции, ошибок и неточностей при осуществлении оперативного учета материальных ресурсов, хранящихся на заводских снабженческих складах и на складах производственных подразделений, неточности в планировании объемов запасов материально-технических ресурсов;

• потери, возникающие в результате образования неиспользуемых материально-технических ресурсов (неликвидов), — устаревание запасов определенной части материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, которые были заменены в производстве на более совершенные конструктивно надежные, или по которым закончился срок складского хранения, ограниченный конкретным периодом времени;

• потери, связанные с качеством продукции (низкое качество, производственные дефекты), что приводит к снижению объема продаж, возврату потребителями продукции, имеющей определенные дефекты, выявленные визуально или при подготовке продукции к работе, или во время ее эксплуатации, как следствие проведение последующего ремонта или восстановления продукции с привлечением дополнительных трудовых и материальных ресурсов;

• потери, связанные с неполным использованием подъемно-транспортного и складского оборудования (упаковочного, фасовочного) и транспортных средств по мощности и грузоподъемности, а также с использованием оборудования и технических устройств не по назначению, что приводит к снижению производительности используемого оборудования, недогрузке транспортных средств и наличию их порожних пробегов;

• потери рабочего времени сотрудниками при их использовании на работах, которые не соответствуют квалификации или профессиональной подготовке отдельных (группы) работающих, а также снижение производительности труда в результате невыполнения норм выработки рабочими при проведении транспортно-складских операций по причине низкой квалификации или отсутствия соответствующих трудовых навыков, потери рабочего времени по причине неполного использования способности сотрудников к труду.

Логистические издержки, как правило, определяются применительно к подсистемам логистики — функциональным блокам: материально-техническое снабжение, складское хозяйство, транспортное хозяйство, управление запасами, распределение материальных ресурсов по производственным подразделениям предприятия, производство, сбытовая деятельность. В свою очередь, логистические издержки могут рассчитываться как в целом по функциональным блокам отдельно, так и по процедурам, из которых состоит конкретный блок, а также по отдельным операциям определенной процедуры в зависимости от объекта приложения статьи логистических расходов. Одновременно логистические издержки, в зависимости от их характера и объекта приложения могут определяться в целом по всем направлениям логистической деятельности, осуществляемой на предприятии или в организации. В общем виде весь спектр логистических издержек с учетом их специфических особенностей, разнообразия вариантов приложения к объектам управления и выполняемых логистических функций можно классифицировать по отдельным их видам в соответствии со следующими признаками (рис. 6.1).

Каждый из классификационных признаков, приведенных на рис. 6.1, содержит определенные виды логистических издержек (табл. 6.1).

Таблица 6.1.

Классификация логистических издержек

№ п/п Классификационные признаки Виды издержек
  По принадлежности к товародвижению - прямые - косвенные
  По отношению к результатам - производительные - непроизводительные
  По способу расчета издержек - калькуляционные - удельные
  По структуре формирования - основные - трансакционные
  По виду распределения - единовременные - повторяющиеся
  По результатам работы - плановые - фактические
  По уровню стабильности - постоянные - переменные
  По степени дифференциации - полные - поэлементные
  По характеру содержания - экономические - организационные
  По месту возникновения - рабочее место - подразделение
  По используемым единицам измерения - абсолютные - относительные
  По источникам возмещения - себестоимость - прибыль


Рис.6.1. Основные признаки формирования логистических издержек

Фрагментарно рассмотрим каждый из признаков классификации логистических издержек и виды издержек по соответствующим признакам.

По принадлежности к товародвижению. Прямые логистические издержки представляют собой затраты, связанные непосредственно с процессом товародвижения: затраты на упаковку и маркировку продукции; затраты на входной контроль продукции, поступающей на предприятие или в организацию; затраты на передвижение продукции по складу; затраты на комплектование заказов и формирование транспортных партий потребителям; расходы на дополнительную подготовку продукции к отгрузке; расходы на транспортировку продукции (оплата тарифных ставок на перевозку); затраты на отгрузку продукции и ее продвижение по каналам распределения; затраты на продвижение продукции (материалов, заготовок, деталей, узлов, агрегатов) в производственном процессе; затраты на обслуживание и эксплуатацию подъемно-транспортного и складского оборудования, а также транспортных средств, участвующих в процессе товародвижения; затраты на проведение погрузочно-разгрузочных операций.

Косвенные логистические издержки включают в себя затраты на поддержание процесса товародвижения: затраты на создание соответствующих условий для нормальной работы сотрудников службы логистики предприятия или организации (оборудование рабочего места, обеспечение электроэнергией и температурного режима, профилактика и ремонт оргтехники); затраты на поддержание в рабочем состоянии зданий предприятия или организации, в которых располагаются в том числе отделы и группы службы логистики; затраты на систему и средства безопасности предприятия или организации; затраты на систему пожаробезопасности предприятия или организации; затраты на общую информационную систему коммуникаций и связи предприятия или организации.

По отношению к результату. Производительные расходы характеризуются конкретным результатом, получение которого сопровождается определенными издержками. Это затраты на перемещение продукта в конкретное место назначения; затраты на складирование продукции в определенные ячейки или стеллажи; затраты на отпуск конкретного объема материальных ресурсов производственным подразделением предприятия с заводских снабженческих складов; затраты конкретного объема готовой продукции потребителям со склада готовой продукции; затраты по затариванию продукции в складскую тару; затраты, связанные с сортировкой продукции и формированием складской грузовой единицы.

К непроизводительным издержкам относятся затраты на работы, которые не приносят конкретного результата по физическому перемещению продукта, но напрямую способствуют получению такого результата и являются обязательным атрибутом процесса товародвижения: затраты на обучение, подготовку и переподготовку сотрудников службы логистики; расходы на систему безопасности, пожаробезопасности и на средства пожаротушения заводских снабженческих складов и складов производственных подразделений предприятия; затраты на хранение материально-технических ресурсов на складах предприятия или организации; почтовые расходы и оплата телефона, факса и других средств связи; затраты, связанные со страхованием грузов в пути при доставке их потребителям различными видами транспорта; затраты на страхование транспортных средств и соответствующие налоги на них; налоговые затраты на продукцию, хранящуюся на складах.

По способу расчета издержек. Калькуляционные издержки представляют собой затраты, которые рассчитываются на основе калькуляций или смет, составленных исходя из реальных, нормативных, планируемых, прогнозируемых расходов в расчете на единицу выполняемой работы или услуги. Примером калькуляционных издержек могут служить статьи затрат на транспортировку продукции: заработная плата, топливо и смазочные материалы, износ и восстановление автомобильных покрышек, текущее обслуживание, текущий и капитальные ремонт, амортизация, общехозяйственные расходы. Рассматривая калькуляционные издержки с позиции возможности их расчетов, следует отметить, что к такого вида издержкам относятся, как правило, расходы, связанные непосредственно с техническими операциями, которые можно оценить количественно с помощью установленных норм выработки и норм расхода соответствующих материалов, — упаковка продукции, нанесение маркировки на грузы, расфасовка продукции, пакетирование грузов.

К удельным издержкам относятся затраты на такие логистические операции, которые не могут быть оценены количественно по соответствующим статьям трудозатрат и финансовых затрат. Поэтому логистические издержки по таким операциям рассчитываются в относительных показателях — в процентах, в виде удельных затрат, с использованием различных коэффициентов. Одним из вариантов в данном случае является определение логистических издержек в процентах к стоимости продукции (закупаемой, хранимой, реализованной) или грузов: налоговые затраты на запасы продукции, хранимой на складе (процент к стоимости продукции); страхование грузов (процент к стоимости транспортируемых грузов); затраты, связанные с реализацией продукции, оплата услуг посредников (процент от стоимости реализованной продукции). Возможно применение и других показателей, например: расходы по хранению продукции на складе в расчете на день использования одного квадратного или кубического метра склада; затраты по отбору продукции на складе и комплектованию заказа, отнесенные к количеству единиц отобранной продукции по одному заказу; затраты на ремонт оборудования, определяемые посредством коэффициента, зависящего от единицы ремонтной стоимости.

По структуре формирования. Основные издержки представляют собой весь комплекс логистических затрат, связанных с процессом товародвижения в микрологистической цепи предприятия или организации, — материально-техническое снабжение, складское и транспортное хозяйство, управление запасами, распределение материальных ресурсов между производственными подразделениями и их движение в технологических процессах производства, сбытовая деятельность. Кроме этих издержек к основным относятся затраты по доставке материальных ресурсов от поставщиков и готовой продукции потребителям.

Трансакционные издержки, как правило, состоят из операционных логистических издержек в виде дополнительных к основным затратам на логистическую деятельность — это сопряженные расходы, связанные с организацией товародвижения, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков и потребителей, заключением контрактов, обеспечением юридической защиты. Одним из направлений возникновения трансакционных издержек, составляющих наибольший удельный вес, является поиск новых источников снабжения (потенциальных поставщиков) и дальнейшая предварительная работа с ними: поиск необходимой информации; исследование и оценка потенциальных поставщиков; подготовка к переговорам и их проведение; заключение договора и возможная его корректировка; оформление технической и финансовой документации. Другое, не менее трудоемкое направление, заключается в поиске новых каналов распределения, сопровождающемся трансакционными издержками по поиску, проверке, в том числе на предмет платежеспособности, потенциальных потребителей. Затраты на рекламные кампании, осуществляемые предприятием или организацией, также относятся к трансакционным издержкам.

По виду распределения. Единовременные издержки включают в себя затраты, которые могут быть (при необходимости) распределены в дальнейшем на определенные плановые периоды. К ним относятся затраты на размещение заказа с организацией впоследствии длительных хозяйственных связей с поставщиками, затраты на приобретение складских и транспортных технических устройств и затраты на приобретение оргтехники с последующими амортизационными отчислениями, затраты на организацию новых каналов распределения, затраты на технические средства безопасности.

Повторяющиеся издержки представляют собой текущие затраты, связанные: с постоянной (периодической) доставкой материальных ресурсов на предприятие или в организацию, их складированием и выдачей в производство; с комплектованием заказов, формированием транспортных партий и отгрузкой готовой конечной (промежуточной) продукции потребителям; с погрузочно-разгрузочными операциями; со складской переработкой.

По результатам работы. Плановые издержки по целому ряду направлений логистической деятельности представляют собой планируемые затраты как по функциональным логистическим блокам, так и по отдельным процедурам и операциям. Фактические издержки определяются по результатам работы предприятия или организации, функциональным блокам за определенный плановый период. В качестве примера можно привести схему результатов работы сбытовых органов предприятия, когда по плану и факту сопоставляются затраты, связанные: с физической продажей (количество реализованной продукции), с выручкой от продаж (расходы и доходы), с доставкой продукции, с дополнительными процедурами (наладка и ремонт оборудования, возврат продукции и ее замена).

По уровню стабильности. Постоянные издержки представляют собой затраты, которые не зависят непосредственно от объема товародвижения, они не могут быть в течение короткого времени увеличены или уменьшены в связи с изменением грузопотока на всех стадиях товародвижения. Постоянные издержки, как правило, составляют расходы на содержание зданий и сооружений, в которых расположены отделы и группы службы логистики, расходы па содержание административно-управленческого персонала службы логистики (заработная плата и соответствующие начисления), расходы на амортизационные отчисления от эксплуатации подъемно-транспортного, складского оборудования и транспортных средств, оргтехники.

Переменные издержки зависят от изменения объемов потребления предприятием материальных ресурсов, объемов реализации готовой конечной (промежуточной) продукции (при увеличении или снижении выпуска изделий). Это затраты: на транспортировку сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных изделий, на погрузочно-разгрузочные работы, на передвижение продукции внутри склада; на комплектование заказов, на формирование транспортных партий продукции; на отгрузку и доставку готовой продукции потребителям; на движение промежуточной продукции в производственном процессе, на гарантийное обслуживание реализованной продукции.

По степени дифференциации. Полные издержки характеризуют деятельность логистики на предприятии или в организации в целом и, соответственно, выражаются в виде общих логистических затрат. Поэлементные издержки относятся или к функциональным блокам (подсистемам) логистики, или к определенным процедурам, или к конкретным операциям, выполняемым в звеньях микрологистической цепи. Сумма поэлементных издержек логистических операций представляет собой издержки на осуществление процедуры, в которую входят данные операции, и, соответственно, сумма издержек на выполнение процедур — издержки по конкретному функциональному блоку (подсистеме) логистики, а сумма издержек по всем функциональным блокам составляет полные логистические издержки по предприятию или организации.

По характеру содержания. Экономические издержки состоят из расходов, связанных с физическим движением материально-технических ресурсов, и включают, в частности, налоговые и таможенные сборы, страхование продукции в местах ее хранения и транспортируемых грузов. Организационные издержки представляют собой совокупность затрат, связанных с организацией, диспетчированием, контролем и мониторингом логистической деятельности, экспедиторским обслуживанием, оказанием сервисных услуг потребителям. К данного вида издержкам относятся, в частности: оформление документации на доставку материальных ресурсов от поставщиков, на приемку ресурсов на складе, на отпуск готовой продукции потребителям, на продукцию, имеющую определенные дефекты (рекламации); составление спецификаций потребности предприятия в материальных ресурсах, отгружаемой потребителям продукции, движения промежуточной продукции в производственном процессе.

По месту возникновения. Логистические издержки на рабочих местах возникают в процессе проведения конкретных логистических операций и процедур и рассчитываются в зависимости от применяемых рабочих движений, времени функционирования технических устройств, трудоемкости выполнения организационных операций. Логистические издержки в подразделениях службы логистики характеризуются суммарными издержками логистических операций и процедур, осуществляемых на кон­кретном складе, на транспорте (транспортном средстве), в производстве продукции (в конкретном производственном подразделении предприятия).

По используемым единицам измерения. Абсолютные издержки определяются исходя из выполняемых логистических операций, процедур и функций, по которым можно установить абсолютные показатели, характеризующие осуществление конкретных работ, объемы перевозимых грузов, объемы грузов, подлежащих погрузке и разгрузке, объемы складской переработки продукции, объемы промежуточной продукции, находящейся в производственном процессе, объемы материальных ресурсов, распределяемые по производственным подразделениям предприятия, тарифы и таможенные пошлины на перевозимые грузы. В качестве абсолютных показателей могут быть использованы величины трудоемкости выполнения отдельных логистических операций и процедур — время регистрации и обработки заказа, время комплектования заказа, время проведения визуального или лабораторного контроля поступающей на предприятие продукции.

Относительные издержки характеризуются тем, что часть логистических операций и процедур не может быть оценена расходами в абсолютном выражении, а рассчитывается в процентах к более общим показателям, например: амортизационные отчисления (в процентах к стоимости зданий, сооружений, технических устройств, оргтехники); физическое повреждение продукции (в процентах к стоимости всей реализованной продукции в течение планового периода); обслуживание и ремонт технических устройств (в процентах к их стоимости с учетом амортизационных отчислений); налоги на продукцию и оборудование (в процентах к их стоимости); моральное устаревание части продукции (в процентах к общей стоимости хранимой на складе продукции на момент проведения инвентаризации); затраты на природоохранительные мероприятия (в процентах к общим логистическим издержкам или общим расходам предприятия);расходы на хранение единицы продукции па складе (в процентах к общескладским расходам); расходы на содержание рекламных запасов (в процентах к общим расходам на содержание запасов); затраты на сортировку продукции (в процентах к общему объему поступившей продукции); расходы на отопление, электроэнергию и воду конкретного офиса (в процентах к общим расходам предприятия на коммунальные нужды).

По источникам возмещения. Логистические издержки возмещаются из двух источников; первый — включение большей части издержек в себестоимость производимой промышленным предприятием продукции; второй — возмещение части издержек из прибыли, получаемой предприятием. Для торгово-посреднических организаций существует только один источник возмещения логистических издержек — прибыль.

Расчет логистических издержек по каждому функциональному блоку (подсистеме) логистики в общем виде осуществляется в следующей последовательности.

На первом этапе определяются затраты но отдельным операциям, входящим в конкретную процедуру функционального блока. При условии, когда эти затраты измеряются в стоимостном выражении, они суммируются. Возможен вариант, при котором операционные затраты определяются трудоемкостью, в этом случае величина трудоемкости в часах (нормочасах) умножается на соответствующую почасовую ставку сотрудника (рабочего) — в результате определяются издержки в стоимостном выражении.

На втором этапе затраты по отдельным операциям суммируются — в результате определяются суммарные издержки па конкретную процедуру. Возможен вариант, когда отдельные затраты определяются в целом на процедуру (в процентах или в виде удельных затрат), тогда суммарные издержки на процедуру исчисляются с учетом этих затрат.

Третий этап заключается в определении издержек по каждому функциональному блоку логистики. Здесь также возможен вариант, при котором отдельные направления затрат могут относиться в целом к функциональному блоку, в этом случае процедура расчета издержек аналогична предыдущему этапу.

На заключительном, четвертом, этапе осуществляется расчет полных логистических издержек предприятия или организации за определенный период времени. При этом часть затрат, которые не могут быть выражены абсолютной величиной (стоимостью, трудоемкостью), определяются посредством коэффициентов, удельных затрат пли процентов к полным издержкам с последующим их суммированием.

Рассмотрим в общем виде логистические издержки по каждому функциональному блоку (подсистеме) логистики: материально-техническому снабжению, складскому хозяйству и запасам, транспортному хозяйству, производственному процессу, сбытовой деятельности.

Издержки в подсистеме материально-технического снабжения складываются из трех составляющих: затрат на процедуры нормирования расхода материальных ресурсов, определения потребности в них, закупочной деятельности.

Первая составляющая — логистические издержки, связанные с нормированием расхода материальных ресурсов, — подразделяется на затраты по разработке норм расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, покупных готовых и комплектующих изделий для основного и вспомогательного производства на единицу выпускаемой продукции, осуществляемой работы или выполняемой услуги. Данные затраты складываются из единовременных (разработка методик по расчету норм расхода материальных ресурсов) и текущих (собственно расчет норм расхода и их корректировка) издержек.

Вторая составляющая — логистические издержки, связанные с планированием материально-технического снабжения, — состоит в формировании потребности по всему спектру материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием или организацией в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, и корректировке рассчитанной потребности при возможном изменении конъюнктуры рынка.

Третья составляющая — логистические издержки, связанные с организацией закупки материально-технических ресурсов: поиск потенциальных поставщиков, сбор необходимой информации, оценка и техническое обеспечение качества потенциальных источников снабжения, проведение переговоров, заключение договора и размещение заказов, мониторинг выполнения поставок продукции и возможная корректировка объема поставок, доставка материально-технических ресурсов на склады предприятия или организации.

Издержки по складской деятельности можно подразделить на две составляющие затрат; на собственно складское хозяйство (приемка продукции, ее складирование, отпуск потребителям) и на хранение запасов материально-технических ресурсов.

Первая составляющая — логистические издержки, связанные с функционированием склада, включают в себя затраты па: приемку продукции от поставщиков по количеству по соответствующей документации, ее визуальную проверку или лабораторный контроль качества (физические свойства, химический состав), распаковку продукции и ее сортировку с последующим формированием складских грузовых единиц, укладку в складскую тару и внутризаводскую транспортировку продукции, складирование продукции в ячейки или стеллажи, комплектование заказов и формирование транспортной партии при отгрузке продукции потребителям.

Вторая составляющая — логистические издержки, связанные с хранением запасов материально-технических ресурсов на складе, которые складываются из затрат на амортизацию и эксплуатацию здания (зданий) и складских сооружений (отопление, вентиляция, электроэнергия, вода, температурный режим, режим влажности), на экс­плуатацию подъемно-транспортного и складского оборудования (амортизационные отчисления, расходы на обслуживание, ремонт и запасные части). Кроме этих издержек данная составляющая включает затраты по соблюдению специальных требований, предъявляемых к хранению некоторой номенклатуры материальных ресурсов, отслеживанию сроков складского хранения определенных видов продукции, а также затраты на налоги, взимаемые на хранимую продукцию.

В транспортной подсистеме логистики имеют место издержки, связанные как с подготовкой продукции к транспортировке, так и с собственно ее транспортировкой различными видами транспорта и типами подвижного состава. При этом существует два подхода к определению транспортных издержек. Первый подход предусматривает наличие собственных транспортных средств, что, естественно, включает затраты на их содержание и эксплуатацию. Второй подход использование при транспортировке транспортных средств поставщиков или независимой транспортной компании (оплата тарифов на перевозку грузов). В общем виде классификация транспортных издержек представлена в табл. 6.2.

Таблица 6.2.

Классификация транспортных издержек

№ п/п Операции Содержание операций
Процедура: оформление документации
  Перевозочные докумен-ты Согласование с железной дорогой заявки на перевозку грузов, передача заявки грузо-отправителю, оформление накладной, оформление квитанции о приёме груза к пере-возке и передача её грузоотправителю
  Финансовые документы Оформление и оплата провозных платежей, сборов и тарифов, расчетные операции за перевозку, перевалку, погрузку и разнрузку грузов, проведение расчетных операций, связанных с претензиями и таможенными сборами
  Таможенные документы Проведение декларирования грузов, оформление грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов, консультации грузоотправителей и грузополучателей по таможенным операциям
  Страховые документы Подготовка и заключение договора страхования, оформление документов при наступ-лении страхового случая, получение страхового возмещения, оплата страховых взно-сов
Процедура: подготовка к перевозке
  Предъявление груза Сдача груза на станции отправителя приемосдатчику, установка запорно-пломбиро-вочных устройств, прием порожних и сдача груженых вагонов приемосдатчику
  Подача транспорта Подача транспортных средств на проездной путь грузоотправителя, расстановка ва-гонов по грузовому фронту, подборка вагонов для подачи на грузовой фронт, очистка транспортных средств от остатков груза
  Дополнительное обору-дование Обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования, установление съемного оборудования на транспортном средстве, обеспечение грузоотправителей запорными устройствами и материалами, необходимыми для погрузки и перевозки
Процедура: перевозочный процесс
  Завоз груза Доставка груза автомобильным транспортом от склада грузоотправителя до скалада, расположенного на местах общего пользования станции отправления
  Погрузочные операции Погрузка грузов на складах отправителя и на станциях отправления, определение массы груза, хранение груза на складах экспедитора, комплектование отправок, укрупнение грузовых единиц
  Транспортировка грузов Доставка грузов грузополучателю магистральным транспортом, крепление грузов в вагонах и контейнерах, упаковка, увязка, обшивка грузов
  Разгрузочные операции Разгрузка грузов на складах грузополучателя или на станции назначения, расформи-рование грузовых пакетов
  Получение груза Получение у приемосдатчика груза на местах общего пользования станции назначе-ния, прием груженых вагонов и сдача порожних вагонов при выгрузке на метах необ-щего пользования, съем запорно-пломбировочных устройств
  Вывоз груза Доставка грузов автомобильным транспортом от склада, расположенного в местах общего пользования станции назначения, до склада грузополучаетля

Издержки в производственном процессе подразделяются на три составляющие.

Первая составляющая - логистические издержки, связанные со складированием на складах производственных подразделений предприятия материальных ресурсов, доставляемых с заводских снабженческих складов, и отпуском их в производство со всеми сопровождающимися затратами на складские процедуры и операции. Вторая составляющая — логистические издержки, связанные с продвижением промежуточной продукции по технологическим операциям, включающим механообработку, нанесение защитных покрытий, промежуточную и окончательную сборку. Третья со­ставляющая — логистические издержки, связанные с хранением запасов в незавер­шенном производстве, включая весь перечень затрат, сопровождающих процесс хранения запасов промежуточной продукции (по аналогии с хранением материальных ресурсов на заводских снабженческих складах).

Издержки в сбытовой деятельности подразделяются также на три составляющие. Первая составляющая связана с затратами на выбор новых каналов распределения - поиском каналов, сбором необходимой информации, оценкой потенциальных потребителей и емкости рынка. Вторая составляющая — затраты на комплектование заказов на готовую продукцию и формирование транспортных партий продукции на соответствующем складе, предназначенной для отгрузки потребителям, а также затраты на упаковку продукции (выбор упаковки в зависимости от климатических условий эксплуатации продукции и характеристики перевозимого груза). Третья составляющая состоит из затрат на доставку готовой продукции потребителям.

Для получения величины полных логистических издержек предприятия или организации издержки по всем функциональным блокам логистики суммируются. К сумме этих издержек добавляются: общие административные расходы, включающие в том числе прямые затраты на оплату труда и соответствующие отчисления на социальные нужды, формируемые по каждой подсистеме логистики; затраты на обучение, подготовку и переподготовку сотрудников службы логистики также по каждой подсистеме логистики; затраты на канцелярские принадлежности, используемые службой логистики в целом; затраты на командировочные, почтовые расходы и опла­та телефона и факса; затраты на информационную систему, функционирующую на предприятии или в организации; затраты на приобретение периодических публикаций, рекламной продукции и па пополнение библиотеки предприятия или организации новой литературой.

В качестве источников снижения логистических издержек следует выделить направления организационного, планового и управленческого характера. Организационное направление связано с долгосрочными соглашениями-договорами с поставщиками материально-технических ресурсов и с потребителями готовой продукции и совместными программами по снижению логистических издержек. Плановое направление включает точность планов и прогнозов выпуска и реализации готовой продукции. Управленческое направление связано с оптимизацией организационной структуры службы логистики и соответствующими рациональными принципами управления. Кроме этого важным фактором в снижении логистических издержек является техническое направление, связанное с развитием научно-технического прогресса в области информационных связей, систем и технологий, совершенствованием технических устройств в части экономичности, применяемых в складском и транспортном хозяйстве.


Ресурсы представляют собой вспомогательные средства или источники средств для достижения определенных целей. Различают: экономические ресурсы (материальные, трудовые, финансовые); природные (естественные) ресурсы; технические ресурсы. Рассмотрим понятие и краткую характеристику каждого из приведенных видов ресурсов.

Экономические ресурсы: материальные ресурсы — важнейшая часть производственных ресурсов, совокупность предметов труда (вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения потребностей общества), предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта; трудовые ресурсы — часть населения страны, обладающая совокупностью физических и духовных способностей, общеобразовательными и профессиональными знаниями, необходимыми для работы в производственной и непроизводственной сферах; финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, объединений, предприятий, организаций и учреждений. В состав финан­совых ресурсов входят прибыль, амортизационные отчисления, взносы в бюджет государственного страхования, средства населения, мобилизуемые государством в финансовую систему.

Природные ресурсы — часть естественной природы (ее объектов, процессов, условий), используемая или возможная для использования в целях удовлетворения потребностей общества. Природные ресурсы классифицируются на солнечную энергию, энергию приливов и отливов, внутреннее тепло Земли, земельные, растительного и животного происхождения, водные, лесные, атмосферный воздух, минеральные (топливно-энергстические). В свою очередь, природные ресурсы подразделяются на практически неисчерпаемые и исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые). В природных ресурсах особо выделяются энергетические ресурсы — носители энер­гии (солнечная, водная, минеральная, земная). Энергетические ресурсы классифици­руются: по видам — уголь, нефть и нефтепродукты, торф, газ, гидроэнергия, электро­энергия, солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутри земное тепло; по спо­собам подготовки к использованию — природные, облагороженные, обогащенные, переработанные, преобразованные (изменение физико-химической основы и агрегатного состояния); по способам получения — со стороны (с другого предприятия), собственного производства; по кратности использования — первичные, вторичные, многократного использования; по направлениям использования — в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в быту.

Технические ресурсы — наработка технических устройств (машины, оборудование, системы) до достижения ими предельного состояния, при котором их дальнейшая эксплуатация невозможна или нежелательна, так как резко снижается эффективность их работоспособности или создается опасность для окружающей среды. Технические ресурсы характеризуются долговечностью различных устройств — свойством сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания, профилактики, мелкого и среднего ремонта. Предельное состояние устройств определяется в зависимости от: их схемоконструктивных особенностей; материалов, применяемых при их изготовлении; режима эксплуатации устройств; их сферы применения; влияния на состояние окружающей среды. Различают так называемый назначенный технический ресурс-наработку, по выполнению которой технические устройства снимаются с эксплуатации и подлежат списанию или специальному обследованию для определения его технического состояния.

Практически по всем видам ресурсов в настоящее время при существующих технологиях и организации процесса товародвижения в логистических цепях возникают потери, связанные с использованием ресурсов в производстве, их хранением, перемещением и потреблением. Основные виды потерь, возникающие при воспроизводстве основных производственных фондов, материальных благ и рабочей силы, представлены в табл. 6.3.

Таблица 6.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.