Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение самооценки личности




Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Само­оценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она — регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооцен­ка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование са­мооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодей­ствия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит осо­бо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптаиииличности.

Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования 1.

На бланке (табл. 15) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2). Далее под­считывается сумма квадратов ( S d2) и по формуле

г =1- 0,00075 Sd2

определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0, 7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффици­ент при Sd2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

г=1-6Sd2/n(n2 -1)

1Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б. А.., 1979, Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др. 1984).

 

 

Таблица 15 Бланк методики изучения самооценки с помощью ранжирования

Идеал   Качества личности   «Я» Разница  
d d2 d
    Уступчивость              
    Смелость              
    Вспыльчивость              
    Настойчивость              
    Нервозность              
    Терпеливость              
    Увлекаемость              
    Пассивность              
    Холодность              
    Энтузиазм              
    Осторожность              
    Капризность              
    Медлительность              
    Нерешительность              
    Энергичность              
    Жизнерадостность              
    Мнительность              
    Упрямство              
    Беспечность              
    Застенчивость              

Здесь п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой фор­муле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых ка­честв. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т. е. п = 20), то коэффициент 6/n (n2 —1) становится равным 0,00075, а общая фор­мула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.