Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная власть и государственное управление




Понятие и классификация органов государства

Основным элементом механизма государства является орган государства.

Орган государства – это организация или единоличное должностное лицо, составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни (по осуществлению определенных задач и функций государства) и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Признаки:

1. Орган государства – это организация или единоличное лицо.

2. Имеет в соответствии с законом строго определенные властные полномочия. Каждый орган государства наделяется определенными полномочиями или компетенцией (компетенция – возможность решать те или иные государственные вопросы).

3. Орган государства обладает в соответствии с законом собственной структурой и организационным единством.

4. Выполняет присущие только ему задачи и функции (осуществляет определенные задачи и функции государства; в целом все задачи и функции государства осуществляются государственным механизмом; функции органа государства не совпадают с функциями государства, каждый орган выполняет либо часть какой-то функции государства, либо несколько функций государства сразу).

5. Образован и действует на основе правовых актов.

6. Имеет материальную базу, финансовые средства, источник финансирования.

7. Обладает определенной самостоятельностью.

В науке ТГП принято классифицировать органы государства по нескольким основаниям.

1. По форме реализации государственной деятельности (характеру выполняемых ими задач):

· представительные (законодательные);

· исполнительные;

· судебные;

· контрольно-надзорные (органы прокуратуры, государственные инспекции);

· силовые структуры: армия, полиция, разведка, пенитенциарные органы;

· глава государства (президент, монарх).

2. По источнику (способу) формирования:

· первичные (избираются населением, народом);

· производные (образуются первичными органами).

3. По сфере действия:

· высшие (действуют в масштабах всего государства);

· местные (действуют в масштабах соответствующих административно-территориальных единиц).

В федеративном государстве (по территориальной сфере деятельности):

· общефедеральные (или федеральные);

· органы субъектов федерации;

· органы местного самоуправления (местные органы).

4. С учетом принципа разделения властей:

· органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);

· органы местного самоуправления.

5. По характеру компетенции:

· общей компетенции (правительство);

· специальной компетенции (министерства и ведомства).

6. По порядку осуществления компетенции:

· коллегиальные (парламент);

· единоначальные (президент, председатель правительства).

7. По срокам полномочий:

· постоянные;

· временные.

3.7.1. Понятие, структура и методы осуществления государственной власти

Данный вопрос тесно связан с вопросом о государстве. Понятия «государственная власть» и «государство» нередко отождествляются и это не случайно, т.к. государственная власть не может существовать без государства, а государство не может существовать без государственной власти. Государство – есть государственная власть, организованная определённым образом. В целом эти понятия очень близки, но их не стоит отождествлять. Существующие в науке определение понятия «государственная власть» имеют некоторые недостатки, но, несмотря на это, можно дать следующее определение:

Государственная власть – это осуществляемое при помощи государственного аппарата (государственного механизма и иных средств) политическое руководство обществом в интересах каких-либо социальных групп, классов или народа в целом.

В науке выделяется три основных признака государственной власти:

1) Государственная власть – это политическое руководство обществом (это изначальный признак, который говорит о том, что есть власть). Вообще, в государстве существует много властей (общественная, власть в семье и т.д.), но только государственная власть носит политический характер и является разновидностью политической власти. Достаточно продолжительное время государственную власть отождествляли с политической властью, но современная наука в настоящее время проводит различие между этими понятиями и указывает, что понятие «политическая власть» шире, нежели понятие «государственная власть». Помимо государственной власти существуют и другие разновидности политической власти, т.к. в обществе действует множество различных политических организаций (например, политические партии имеют свою политическую власть, но сна не является государственной властью, т.к. эти организации не являются государственными). Таким образом, государственная власть – это всегда политическая власть.

2) Государственная власть – это политическое руководство обществом, которое осуществляется при помощи государственного аппарата, при помощи определенных органов; она претворяется в жизнь с помощью органов государства (государственного механизма и других средств). Нередко государственный аппарат рассматривают как государство, полагают, что государство выступает как средство, через которое государственная власть претворяется в жизнь. Государственный механизм состоит из различных государственных организаций и, прежде всего, из органов государства. Государственная власть может осуществляться и через негосударственные (общественные) организации.

3) Государственная власть всегда осуществляется в чьих-либо интересах (либо в интересах народа, либо в интересах каких-либо классов или социальных групп).

Помимо этих трёх основных признаков выделяется ещё несколько дополнительных признаков, зачастую совпадающих с признаками государства:

1) Государственная власть носит территориальный характер (как и государство); она, как правило, осуществляется в пределах территории государства, а за пределами государства она действует только в отношении своих граждан.

2) Государственная власть обладает суверенитетом, что означает верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и за ее пределами.

3) Государственная власть обладает легитимностью. Легитимность государственной власти имеет две стороны:

а) первая сторона выражается в законности (правомерности) государственной власти (государственная власть должна формироваться на законных основаниях в соответствии с действующим законодательством и осуществляться в рамках закона);

б) вторая сторона выражается в поддержке государственной власти населением, народом, т.к. источником власти является народ; именно народ вручает государственную власть определенным представителям общества, которые должны осуществлять ее, в принципе, в интересах народа, и именно поэтому государственная власть должна иметь поддержку у народа. Таким образом, если государственная власть формируется обществом на законных основаниях, то она носит легитимный характер (т.к. общество само формирует государственную власть, следовательно, она находит поддержку в обществе).

4) Взимание налогов и осуществление государственных займов. Некоторые ученые считают, что этот признак присущ государству, но большинство все же склоняется к тому, что это признак государственной власти.

Как уже отмечалось выше, понятие «государственная власть» очень тесно связана с понятием «государство», но эта связь носит неоднозначный характер. Все зависит от того, что понимается под государством. Если государство рассматривается как определенная политическая организация общества, то государственная власть выступает как определенный атрибут государства. Если же государство мыслится как определенный аппарат, т.е. система общества, то государство выступает как средство осуществления государственной власти. Если государство понимается как определенная организация политической власти, то понятия «государство» и «государственная власть» отождествляются.

Структуру государственной власти необходимо рассматривать с различных точек зрения: во-первых, с точки зрения структуры любой власти, во-вторых, с учетом принципа разделения властей и, в-третьих, с учетом собственной структуры (структуры властеотношений).

1) С учетом структуры любой власти в структуре государственной власти выделяют два элемента: волю и силу. Эти элементы составляют основу государственной власти, являются её субстанциональными элементами. Государственная власть всегда выступает как единство воли и силы. Воля превратится в ничто, если не будет опираться на силу. Власть – это всегда выражение чьей-то воли, воли определенной группы людей, чтобы распространить эту волю на всех, её нужно подкрепить силой (таким образом, как и любая власть, государственная власть опирается на силу, и существовать без неё практически не может, воля всегда подкрепляется силой). Государственная власть нередко понимается как организованное насилие.

2) С учетом принципа разделения властей в структуре государственной власти можно выделить три основных элемента: законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть.

Данная структура имеет место только там, где государственная власть строится с учетом принципа разделения властей. Об этом принципе начали говорить в XVII–XVIII в.а. Основоположником теории разделения властей является Ш.Л. Монтескье. Выступая против абсолютизма, он говорил о том, что власть не может сосредотачиваться в руках одного человека, т.к. в этом случае последний рано или поздно узурпирует власть. В связи с этим Монтескье предложил разделить власть на три ветви:

а) законодательную (сосредотачивается в представительных органах, в руках парламента);

б) исполнительную (сосредотачивается в руках правительства);

в) судебная (органы правосудия).

Идеальной обстановки, когда все органы чётко подразделены на три ветви, не бывает. В настоящее время во многих странах произошло обособление президентской власти, которая координирует функционирование всех трёх ветвей власти.

Согласно мнению некоторых ученых, в государстве могут существовать органы, не относящиеся к той или иной ветви власти, например, указывается на существование контрольно-надзорных органов и, соответственно, контрольной власти.

3) С учетом собственной структуры государственной власти можно выделять пять элементов (с этой точки зрения структура государственной власти рассматривается более подробно):

а) субъекты государственной власти (в качестве субъекта выступает тот, кому принадлежит государственная власть, её носитель; субъектами государственной власти могут быть народ в целом, определенные классы, определенные социальные группы – привилегированные слои населения, отдельные индивиды, например, при абсолютной монархии);

б) объекты государственной власти (в качестве объекта государственной власти выступают все те, в отношении которых осуществляется государственная власть; к объектам государственной власти можно отнести народ в целом, определенные классы, слои, социальные группы, государственные и негосударственные организации, отдельных индивидов; подвластные лица – объекты государственной власти);

в) содержание государственной власти. Оно выражается во властеотношениях, которые возникают между субъектами и объектами государственной власти. Во властеотношениях имеются две стороны: с одной стороны властеотношения – это передача, навязывание воли субъекта государственной власти объектам государственной власти, а с другой стороны, властеотношения выражаются в подчинении объектов власти субъектам. Властеотношения оформляются в определенные правовые формы; чаще всего они регулируются правом (государственным, административным) и становятся правовыми отношениями. В то же время властеотношения могут и не иметь юридической формы (например, при государственном перевороте);

г) средства осуществления государственной власти – это то, при помощи чего осуществляется государственная власть. Государственная власть, прежде всего, осуществляется при помощи государственного аппарата, органов государства (при помощи государственного механизма, т.е. государственных организаций). В отдельных случаях в качестве средств могут выступать негосударственные (общественные) организации, СМИ. Государство в качестве средств может также использовать террористические организации. К средствам государственной власти следует отнести право, т.к. через право, правовое регулирование государственная власть претворяется в жизнь, идет от субъекта к объекту;

д) методы (способы) осуществления государственной власти. Иногда их выделяют отдельно. Методы говорят с том, как осуществляется государственная власть, при помощи каких способов, приёмов. Основными методами осуществления государственной власти являются: метод убеждения и метод принуждения. Метод убеждения чаще всего выражается в проведении воспитательной работы, а также в виде определенного вознаграждения, награды, поощрения. Метод принуждения может выражаться в виде легального принуждения или в подавлении своих противников, связан с применением организованных сил государства в различных формах. Как правило, государственная власть сочетает эти методы; в конкретных исторических условиях предпочтение может отдаваться различным методам, например, т.н. «политика кнута и пряника».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.