Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность права




В вопросе о сущности права существуют два основных подхода, которые мы затрагивали в предыдущем параграфе: классовый и надклассовый (общесоциальный).

1. Классовый подход выражен в марксистско-ленинской теории. До недавних пор сущность права рассматривалась только с марксистско-ленинских позиций. Марксистско-ленинское понимание сущность права базировалось на определении, данном в «Манифесте Коммунистической партии» (1848 г.). В этом документе Маркс и Энгельс, обращаясь к буржуазии, писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Данное положение было положено в основу марксистско-ленинского понимания сущности права, и советская ТГП, исходя из этого положения, определяла право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса.

Таким образом, право рассматривалось как (сторонники марксизма-ленинизма выделяли следующие признаки, характеризующие сущность права):

а) право есть воля, т.е. целенаправленный интерес;

б) право – это не просто воля, а классовая воля, воля определенных классов (отсюда вытекал классовый характер права; право – классовое явление);

в) право – это классовая воля, возведенная в закон, т.е. получившая общеобязательное значение, навязанная всему обществу. Возвести в закон волю – это, значит, сделать её обязательной для всех. Таким образом, воля одного становится законом жизни всего общества;

г) право – это воля, обусловленная, в конечном счете, экономическим базисом общества (согласно марксизму-ленинизму именно производственные отношения определяют общественные отношения). В марксистско-ленинском понимании право является орудием классового господства.

2. Надклассовый. Современное право нельзя рассматривать с классовых позиций, т.к. современное право перестало быть орудием классового господства (борьбы). На сегодняшний день право выступает, как орудие социальных компромиссов и направлено на достижение согласия в обществе, оно пытается выразить и защитить общие интересы. Согласно мнению проф. Алексеева С.С., право – это явление культуры, оно вбирает в себя все достижения цивилизации, и, в первую очередь, впитывает в себя идеи нравственности, право базируется на определённых нравственных началах.

Представители нравственного (естественно-правового) подхода видят сущность права в мере свободы, мере справедливости.

Марксистско-ленинская трактовка не раскрывает богатства содержания права, т.к. любая правовая система отражает не только классовую волю, но вбирает в себя всё богатство достижений данной эпохи.

Право – единственный и мощный регулятор общественных отношений, и оно действительно может выступать орудием классового господства. Но только ли это составляет сущность права? Наука старается обогатить себя достижениями различных теорий, синтезировать их. Подходы в понимании права сводятся к различным пониманиям сути права. Таким образом, право можно рассматривать как ведущий регулятор общественных отношений, орудие социального управления.

Надклассовый подход в понимании сущности права выражен в различных немарксистских теориях: естественного права, юридического позитивизма, солидаризма, нормативизма, социологической юриспруденции, психологической теории права. Все эти теории по-своему объясняют сущность права.

В современной отечественной ТГП сущность права рассматривается по-разному. Одни исследователи считают, что сущность права имеет две стороны: классовую и общесоциальную. В различные исторические эпохи на первый план выступает либо классовая, либо общесоциальная сторона.

Другие исследователи полагают, что в прошлом право носило классовый характер, современное же право утратило классовый характер и превратилось, как и государство, из орудия классового господства в орудие социальных компромиссов. Общесоциальная сущность права выражается в том, что оно служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Так, право – это не просто свобода, а свобода, защищенная и гарантированная от посягательств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.