Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы планирования и оборудования комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований




Комплексная дистанция контрольных соревнований – это в обычном случае маршрут определенной протяженности, проведенный на местности с естественными (искусственными) препятствиями, включающий вышеуказанный ряд технических этапов (упражнений).

По каким критериям выбирают район проведения учебно-контрольных соревнований и каковы основные принципы планирования комплексной дистанции соревнований? При выборе местности для постановки дистанции, преподаватель (тренер) руководствуется в общем случае следующим.

  • Выбор местности определяется наличием на данный район цветной спортивной карты масштаба 1: 10 000-1:20 000 (для постановки этапа ориентирования).
  • Местность должна содержать, необходимый «набор» естественных препятствий: склоны, водные препятствия.
  • Местность (параметры естественных препятствий, сложность ориентирования и, соответственно, карты соревнований) должна соответствовать начальным навыкам и умениям участников в технике туризма.
  • Район постановки дистанции (особенно в район этапа ориентирования) не должен включать потенциально опасных участков: железнодорожных путей, автомагистралей, труднопроходимых болот и пр.

Непосредственно при планировании дистанции учебно-контрольных соревнований надо стремиться к следующему.

  • Содержание дистанции (технических этапов) должно соответствовать вышеуказанным (таблицы 1,2) параметрам и требованиям по оценке туристской техники у школьников разных возрастных групп. Все ее этапы по определению должны быть преодолимыми для прошедших соответствующуютуристскую подготовку участников.
  • Дистанция должна быть предельно безопасной.
  • Дистанция должна обслуживаться минимумом судей (преподавателем и судьями, выбранными из числа учащихся).

Дадим некоторые комментарии к вышеназванным принципам планирования дистанции.

Какова обычная структура комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований? Подчеркнем, что дистанция учебно-контрольных соревнований не является цельной в принятом на других туристских соревнованиях смысле. Фактически группы учащихся последовательно выполняют заданные упражнения на местности, при этом они же по очереди выступают или в качестве участников, или в качестве судей. Время прохождения дистанции в целом никак не оценивается; учитывается лишь время преодоления участниками и командами отдельных этапов дистанции. Соответственно дистанция не содержит общепринятых участков старта, финиша для дистанции в целом. Старт и финиш осуществляется на месте выполнения каждого отдельного упражнения.

Сама схема расположения этапов на дистанции диктуется местонахождением подходящих естественных препятствий и подходящих участков для постановки этапов ориентирования. Контрольные соревнования направлены, прежде всего, на оценку технической, а не физической подготовленности учащихся. Поэтому протяженность дистанции не играет существенной роли (четко должны соблюдаться лишь параметры протяженности этапов ориентирования). Остальные упражнения могут выполняться на ограниченном участке местности, если соответствующие естественные препятствия располагаются вблизи друг от друга. В целом, не следует увеличивать протяженность дистанции свыше трех километров для детей старшего школьного возраста и свыше полутора километров для младших школьников. Обычно для оценки туристской техники достаточно простой последовательности заданных технических этапов, компактно расположенных на местности (полоса препятствий). Последовательность выполнения упражнений может быть произвольной. В принципе, не исключается работа команд одновременно на различных этапах дистанции, если есть возможность организации соответствующего судейства.

Как правильно спланировать и поставить на местности технические этапы учебно-контрольных соревнований? Технические этапы располагаются на естественных или искусственных препятствиях в соответствии с техническими заданиями. Например, этап преодоления склона – на склоне оврага, на искусственной скальной стенке; этап преодоления водного препятствия – на ручье, на реке и т.д. Важно, чтобы параметры выбранных для установки этапа препятствий соответствовали подготовке тестируемых участников (их потенциальным умениям и навыкам) и целям соревнований. Для этого каждой возрастной группе тестируемых определены средние параметры различных технических этапов (протяженность этапа, количество КП, крутизна и протяженность склона, примерная длина бревна при переходе через реку и т.д.). Важно, чтобы и сами технические задания соответствовали возрасту и уровню готовности участников соревнований (таблицы 1,2).

Технические этапы планируются с обязательным учетом требований по безопасности. С этой точки зрения, важно, как мы уже подчеркивали выше, во-первых, удачно выбрать место постановки этапа и соблюсти принятые параметры соответствующих естественных препятствий (таблицы 1,2). Во-вторых, следует провести тщательную предварительную подготовку этапов с точки зрения их безопасности. Особое внимание следует обратить на выбор местности для постановки этапов ориентирования. В данном случае участники с разным уровнем начальной подготовки работают на протяженном участке дистанции «безнадзорно» со стороны преподавателя и могут элементарно заблудиться. Чтобы этого избежать для установки КП следует выбрать район с очевидными ориентирами-ограничителями движения на этапе, и довести соответствующую информацию до участников. Перед стартом этапа участникам следует так же указать «аварийное» направление движения, пользуясь которым они неминуемо выйдут на ясный линейный ориентир (дорогу, просеку и пр.), ведущий до места старта этапа. На этапах преодоления склона судьями (преподавателем) проводиться предварительная подготовка: удаляются «живые» камни со склонов, опасные сучья и пр. Бревно, уложенное через водное препятствие, надежно закрепляется. Если на этапе навесной переправы (для учащихся 10-11 класса) натянутые, перильные веревки расположены высоко от поверхности земли (1.5-2м и более), следует на опоры для закрепления перил повесить вспомогательные петли, чтобы облегчить участникам процесс «водружения» на транспортную веревку, и обеспечение самостраховки. Любое лазанье по сучьям на достаточно большую высоту таит опасность!

До начала соревнований этапы маркируются: обозначаются точки начала и окончания этапа; опасные, безопасные и рабочие зоны; коридоры движения; опоры, необходимые для организации страховки и пр. Не следует пренебрегать маркировкой, во избежание ненужных конфликтов с участниками соревнований и субъективизма в судейских решениях. Особенно тщательно следует обозначить границы опасной зоны (в пределах которой участнику требуется страховка). Хорошо, если эти границы будут естественными и, соответственно, понятными для участников (например, берег реки при преодолении навесной переправы). Однако сама конфигурация препятствий на учебных соревнованиях «новичков» (например, пологий склон) далеко не всегда позволяет определить естественные границы опасной зоны. Тогда необходимо применить и надежно закрепить маркировочную ленту («волчатник»).

При непосредственной постановке этапов на местности следует учитывать все возможности для оптимизации дистанции – добиться наиболее быстрого движения участников и команд по дистанции без потери качества оценки их техники. Примером такой оптимизации является организация движения на этапах по параллельным, равноценным маршрутам, что позволяет одновременно преодолевать этап двум командам (участникам). Так относительно просто сделать равноценные спуски со склона с самостраховкой спортивным способом, навесные переправы через водные препятствия, маршруты движения через ручей по бревну. Примером оптимизации дистанции является так же известный метод постановки «кругового этапа» азимутального ориентирования (Ганопольский, 2000). Контрольные пункты на этапе ориентирования по азимуту устанавливаются таким образом, чтобы они располагались по кругу, с единой точкой старта и финиша, размещенной в условном центре этого круга. Тогда старт могут принимать одновременно несколько участников (в том числе, участники из разных команд). Они преодолевают одну и ту же дистанцию, начиная с разных контрольных пунктов (Старт – 1 КП – 2 КП – 3 КП – 4 КП – Финиш; Старт – 2 КП – 3 КП – 4 КП – 1КП – Финиш и т.д.), что позволяет ускорить преподавателем оценку данного упражнения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.