Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формула баланса




Наша задача — привести клиента от бессилия к осознанию собственных возможностей и, в конечном счете, к действиям, направленным на создание более сбалансированной жизни. Для этого предлагается процедура, состоящая из семи шагов.

Шаг 1. Помочь клиенту увидеть самого себя в плену у единст­венного УЗКОГО взгляда на проблему. Клиент, который не являет­ся хозяином собственной жизни, скорее всего, скажет что-ни­будь подобное: «Я не могу иначе». Он не только не рассматрива­ет альтернативы — он просто слеп ко всем другим возможнос­тям: «Человек моего возраста никогда не найдет должность старшего менеджера» или: «С моим-то графиком на новые заня­тия просто нет времени». Его перспектива сужена до предела, он находится в ловушке. И ваша первая задача — помочь ему увидеть, что он именно в ней и находится. Помогите ему осо­знать, что он привязан к своей единственной точке зрения, слов­но к якорю, удерживающему его на месте. Сделайте якорную цепь зримой. Если клиент сам говорит о своих ощущениях по­давленности, беспомощности, дискомфорта, — укажите ему на эти признаки дисбаланса. Если он просто не видит многообра­зия путей и объясняет свои трудности по типу: «А как же ина­че?» — значит, его сковывает единственный взгляд на мир. Ко-уч в данном случае работает именно с балансом.

Коучинг, ориентированный на создание жизненного баланса, начинается с разбора ограничений, наложенных на перспекти­ву, после чего должно последовать расширение пространства выбора.

Пример коучинга: «Когда Вы говорите: "А как же иначе?" или: "Это не в моей власти", Вы кажетесь беспомощным сущест­вом, попавшим в безвыходное положение. Верно ли это?».

Шаг 2. Обозначить дополнительные перспективы. Перспектива — это один из тех подарков, которые коуч приносит в отноше­ния коучинга. Не «правильная» перспектива, а просто новый взгляд. Создание перспективы делает более широким то окно, через которое клиент смотрит на свои жизненные обстоятельст­ва. Элемент коучинга — предложить клиенту взглянуть на свою жизнь или на определенную проблему под разными углами зре­ния. Сохранение единственного прежнего угла зрения, когда клиент в большой степени остается жертвой обстоятельств, обе­щает не слишком много. Начиная пересматривать свои взгляды, он видит новые возможности и может измениться.

Что движет выбором? Привычка, самоограничение, рутина? Стремление обнаружить новые перспективы — это одна из при­чин, по которым клиенты вообще обращаются к коучингу. Коу­чинг дает эффективную установку на вопросы типа: «Что в ны­нешнем положении не так?» и на поиск новых альтернатив. Не так уж сложно попросить клиента представить восемь возмож­ных путей решения проблемы, не останавливаясь при этом ни на одном из них. На самом деле даже лучше, если один-два пунк­та в получившемся списке окажутся явно неприемлемыми. Са­мые причудливые варианты создают ощущение игры, а именно в игре легче всего преодолеть стену «я не могу» и расширить по­ле возможностей так, чтобы в него вошли идеи, раньше находив­шиеся по другую сторону этой стены. Например, клиентка, у ко­торой не хватает времени для занятий гимнастикой, может:

♦ нанять персонального тренера, поселив его у себя в доме;

♦ превратить гостиную в гимнастический зал;

♦ бросить работу;

♦ отказаться от участия в Гражданском комитете;

♦ влюбиться в культуриста;

♦ ложиться и вставать на полчаса раньше;

♦ научить детей стирать, чтобы высвободить себе время;

♦ половину года работать на каком-нибудь курорте.

Пример коучинга: «Давайте составим список всех потенци­альных возможностей. Что Вам первым пришло в голову? Это не должно обязательно быть умным. Вас никто не заставит делать именно это — мы просто хотим перечислить все, вообще все возможности. Что Вы придумаете еще?».

Шаг 3. Войти в различные перспективы. Чтобы расширить вы­бор, надо реально взглянуть на мир сквозь призму этого выбора. «Во что превратится мир, если Вы сделаете так?». Призывая клиента вникнуть в каждую из возможных точек зрения, коуч помогает ему обрести ощущение более широких возможностей и узнать чуть-чуть больше о том, как можно жить иначе. Может быть, идея с персональным домашним тренером нереальна, а вот записаться в группу аэробики на работе можно вполне. Воз­можно, превращение жилой комнаты в гимнастический зал — не выход, зато вполне вероятно одолжить на несколько месяцев велотренажер у сестры. На этом уровне не так важно, какие именно решения предлагаются, главное, что клиент сам осваи­вает процесс их отбора.

Пример коучинга: «Вообразите эту перспективу только на ми­нуту. Примерьте ее на себя и оглянитесь вокруг. Как вы себя чувствуете в этом положении?».

Шаг 4. Сделать выбор. Теперь настало время выбрать из мно­жества перспектив одну — ту, которая послужит мотивом к дей­ствию, что, однако, не отрезает путь назад: можно начать выби­рать заново. Это значит: «Давайте попробуем». Совершая такой выбор, клиент тем самым делает первый шаг из Страны Заст-ряндии в область многообразных возможностей. Он может и не захотеть оставаться там долго, но какой-то сдвиг в сторону ба­ланса все равно произойдет. И этот важный шаг обязательно должен быть закреплен признанием.

Пример коучинга: «Это здорово! Сделав этот выбор, Вы оце­нили себя по достоинству и, несомненно, стали ближе к своей цели».

Шаг 5. Составить план, ориентированный на конкретную ситуа­цию. Выбор новой возможности — это для клиента огромный шаг вперед. Совершив этот шаг, он обретает новые силы. И тог­да приходит время сделать следующий шаг — составить кон­кретный план действий. До сих пор перед вами был бесплодный кусок только что открытой территории; теперь вы его огоражи­ваете и начинаете обустраивать. План придает возможностям предметные очертания: когда он составлен, новая перспектива начинает реально влиять на жизнь. Составление плана заставля­ет клиента выйти из тупика, связывая его с большим миром. Ему приходится выяснять, какие имеются доступные ресурсы для осуществления его замысла, сколько это потребует времени и денег? Как это повлияет на важные для него отношения с людь­ми? Составление плана — творческий процесс; если это кажет­ся подходящим, коуч вполне может сам принять участие в «моз­говом штурме». Кроме того, коуч получает великолепную воз­можность поощрить и поддержать клиента, оценить по достоин­ству его смелое решение изменить свою жизнь.

Пример коучинга: «Что вы планируете?».

Шаг 6. Воспринять план всерьез и взять на себя ответствен­ность. Планирование может быть сведено всего лишь к очеред­ному виду умственной активности. Здесь придется очень много поразмышлять над разными путями исполнения задач и распре­делением ресурсов, заняться черновыми набросками и вычисле­ниями. Однако план — это нечто внешнее. А коуч должен ста­раться, чтобы план начал жить внутри клиента, войдя в его плоть и кровь, а не только в мозг, где на него может повлиять даже лег­кое отвлечение внимания. Поэтому, прежде чем предлагать кли­енту переходить к действиям, необходимо убедиться, что план им действительно внутренне принят.

Когда происходит такое внутреннее согласие, и человек берет на себя ответственность, он обретает просто чудесную силу и решительность. Принятие на себя обязательств и ответственно­сти следует за выбором: например, в ресторане мы сначала выбираем между двумя блюдами, а потом делаем этот выбор нео­братимым. Мы решаемся посвятить свою жизнь определенному человеку, определенному занятию и уже не можем от этого от­ступить. В этот момент коуч проводит черту и просит клиента перешагнуть ее, ступить на новую территорию: «Вы действи­тельно всерьез восприняли этот план и готовы действовать? Вы готовы сделать это> сейчас?». Пока эта черта не пройдена, клиент может как бы играть с коучем в какую-то игру. Когда же он по­нимает, что принятое решение реально означает для него новый способ действий в жизни, у него внутри происходит некий сдвиг. В этот момент у него появляется последняя возможность признаться, что он просто играл — дабы понравиться коучу или для развлечения, или боясь прервать эту игру, или даже действи­тельно намереваясь последовать планам, то есть по любой при­чине, какую может изобрести его «гремлин».

Речь идет не просто о том, чтобы больше заниматься гимнасти­кой, вовремя оплачивать счета или эффективнее заключать тор­говые сделки. Речь идет об управлении собственной жизнью. По­этому коуч должен спросить: «Итак, принимаете ли Вы план? Бе­рете ли Вы на себя ответственность за его выполнение?». Этот акт принятия ответственности настолько важен, что некоторые коу-чи в такой момент просят клиента действительно провести реаль­ную или воображаемую черту на полу перед собой, глубоко вдох­нуть и перешагнуть ее. Сделать это можно даже по телефону.

Пример коучинга: «Мы с Вами прошли долгий путь, расширяя список возможностей, выбирая из них нужную и составляя план. А теперь — вот перед Вами черта на полу. Глубоко вдохни­те. И, когда Вы почувствуете себя готовым по-настоящему при­нять план, переступите эту черту. Но только тогда, когда будете готовы по-настоящему».

Шаг 7. Действовать. Теперь переход к действию может показать­ся Облегчением. Самое трудное — поиск нового взгляда на мир — осталось позади. Больше всего напряжения было нужно для того, чтобы оценить разнообразные возможности, вжиться в перспек­тивы. Критическим моментом был выбор и последующее приня­тие этого выбора — реальное, необратимое принятие. Теперь клиент движется в сторону баланса. В действии ему предстоит многому научиться. Будет ли он терпеть поражения, соскальзы­вать назад? Да, конечно. И это тоже будет его чему-то учить.

Пример коучинга: «Поздравляю! Вы перешли к действию — теперь Вы сами за рулем автобуса, который едет в сторону ва­шей жизненной цели. Будут времена, когда Вам захочется отлы­нивать или выбрать легкий путь. Это нормально, и над этим нам еще предстоит работать».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.