Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Временная рамка




ЛОВУШКИ И ПОДСКАЗКИ

 

На протяжении почти всей книги мы говорили о принципах, контекстах и навыках коучинга. Мы приводили примеры и опи­сывали способы его применения. А теперь настало время проана­лизировать мелкие детали и разобраться в разных винтиках, шпунтиках и прочих составляющих коучинга, исследовать все серьезные вопросы о том, как изучать, распространять и налажи­вать эффективную практику коучинга.

Подробное освещение этих тем потребовало бы написания отдельной книги. Но есть несколько моментов, которые необхо­димо обсудить прямо сейчас, потому что они непосредственно касаются взаимоотношений коуча и клиента.

В коучинге мы постоянно заостряем внимание на вопросах, связанных со временем, и это — один из краеугольных камней коучинга. Когда мы берем на себя ответственность за использование некоего конкретного времени, то есть вкладываем ресурс времени в наше собственное развитие и обозначаем временные рамки наших действий, это оказывается важным по ряду при­чин. Самое главное — такой подход воплощает истину, касаю­щуюся длительного и глубокого личностного изменения.

Трансформация всегда требует времени. Ослепляющая вспышка инсайта^или явление божества на вершине горы всегда возможны, но для большинства клиентов изменения — посте­пенный процесс, больше напоминающий возделывание земли, нежели запуск космической ракеты. Приходится копаться в гря­зи, что-то высаживать, поливать, пропалывать и только потом — собирать урожай. Клиентам требуется время, чтобы усвоить оп­ределенные вещи, достичь ясности, понять, какие пределы и (са­мо) ограничения мешают им продвигаться в жизни.

Большинство отношений коучинга начинается с того, что кли­ент берет на себя обязательства, определенную ответственность перед коучем, по крайней мере, на три месяца, хотя зачастую срок коучинга составляет шесть месяцев, год или более. В этом случае временная рамка помогает клиенту взять на себя ответст­венность и серьезные обязательства на длительный период вре­мени, вместо того чтобы просить психотерапевта или коуча «по­чинить» его как можно быстрее и желательно с минимумом уси­лий с его, клиента, стороны.

Коучинг — это не «залатывание дыр», это изменение всей жизни. Три месяца, как правило, включают период первого по­гружения в процесс, а также первого застревания, или «плато». Клиенты начинают свои отношения коучинга преисполненны­ми энергии, энтузиазма и даже эйфории по поводу возможнос­ти «начать новую жизнь». Через несколько недель, по мере того как процесс изменения становится неприятным и напряжен­ным, это сияние начинает тускнеть, меркнуть. «Гремлин» про­сыпается и начинает бузить, а клиенты обнаруживают, что из­менения — это, ко всему прочему, еще и беспорядок, неразбе­риха и путаница.

Когда мы беремся «реконструировать» собственную жизнь, это напоминает строительные или ремонтные работы любого рода. Кругом — хаос, приходится принимать какие-то решения, иметь дело с какими-то людьми... Когда в воздухе полно цемент­ной пыли, трудно сохранить ясное видение перспективы и конечной цели. Временная рамка создает клиенту условия для ис­следования ситуации разочарования, потери отваги и мужества или ситуации «застревания», тупика, «плато».

Часто клиенты стремятся максимально использовать энергию своей мотивации и повышенной осознанности, поэтому в самом начале добиваются фантастических результатов (в смысле жиз­ненных изменений). В дальнейшем они в какой-то момент до­стигают пределов своей зоны комфорта. Они останавливаются у порога, причем обычно их удерживает какой-нибудь «гремлин», и начинают сомневаться в том, что могут двигаться дальше.

Такое состояние «плато» чаще всего возникает в первые не­сколько месяцев. В этот же период может произойти «откат», сползание, потеря четкого направления. Клиентам становится скучно играть в свою игру. Первые несколько месяцев — это также и период испытания, клиенты выясняют, насколько мож­но отклониться от намеченного курса и как долго им будет поз­волительно манкировать своими обязательствами, прежде чем коуч призовет их к ответу. Необходимо время, чтобы построить взаимоотношения коучинга и определить их основные правила.

Необходимо также тщательно рассмотреть и обдумать личное отношение клиента ко времени. Какова приемлемая (а также оптимальная) для него скорость изменений? Если коуч сразу начнет слишком сильно «давить», то даже те клиенты, которые очень стремятся и готовы к изменениям, могут взять на себя слишком много и потерпеть неудачу. Конечно, провал и ошибка — это не беда, это возможность чему-нибудь научиться. Но на начальных стадиях формирования отношений коучинга лучше, чтобы у клиента было больше возможностей учиться не на ошибках, а как-то иначе, тогда его мотивация к изменению по­высится. Когда правильно — «давить», когда — игнорировать ошибки, когда — удерживать клиента от поспешных действий, а когда — предпринимать решительные шаги и двигаться дальше? Все эти вопросы имеют отношение к восприимчивости, чуткос­ти коуча.

Главное — удостовериться в том, что клиент делает макси­мально возможное для него на данный момент. Когда, допустим, спортсмен или атлет стремится достичь определенных успехов в своей области, он использует цикл, состоящий из этапа интен­сивных тренировок и последующего отдыха, что позволяет быс­тро и эффективно развивать мышцы и выносливость при длительных нагрузках. Мы намеренно даем мышцам очень боль­шую нагрузку и сильно устаем, чтобы затем выстроить заново всю систему, которая станет эффективнее, чем была. Коучу не­обходимы чувство ритма, чувство времени, и это очень важно. Это умение, которое сочетает в себе опыт, интуицию и слуша­ние на третьем уровне глубины.

Клиенты иногда хотят „передохнуть, сделать перерыв на неде­лю или пару недель. Они могут предложить встречаться или раз­говаривать по телефону раз в две недели, а не раз в неделю. Опасность в данном случае заключается в том, что клиент может утратить намерение, мотивацию или сложить с себя взятые обя­зательства. Развитие, которое происходит при еженедельных встречах коуча с клиентом, начинает угасать, не получая регу­лярного подкрепления. Коуч может спросить клиента, насколь­ко действительно тому требуется передышка, не есть ли это оче­редная ловкая «гремлиновская» игра, направленная на противо­стояние изменениям?

Если после перерыва клиент вновь возвращается к коучингу и с трудом снова «встает на дорожку», если кажется, что он поте­рял опору или пламя, горевшее в нем, потухло, все это — обуча­ющие возможности для коуча и клиента. Может быть, более ту­склое пламя — это именно то, что и было нужно клиенту. Коуч знает, что для реальных изменений требуется несколько меся­цев. Поэтому в такой ситуации есть определенные преимущест­ва, когда коуч помогает клиенту делать выбор и принимать ре­шения. Например, клиенты иногда будут брать на себя обяза­тельства произвести какие-то действия, а коуч по опыту знает, или интуиция подсказывает ему, что они обрекают себя на про­вал. Коуч может или вмешаться и спасти клиента от такой пло­хой, разрушительной идеи, или же позволить клиенту учиться на своих собственных ошибках, зная, что именно время научит его тому, в чем он нуждается.

Эта ситуация также освобождает коуча от определенного ро­да давления, от веры в то, что он должен быть «доброй феей», ко­торая готова с волшебной палочкой прилететь по первому зову. Здесь есть одна ловушка, и коуч должен ее внимательно высма­тривать: это стремление ускорить коучинг, мысль о том, что про­рывы в понимании и значительные жизнеизменяющие инсайты у клиента могут и должны возникать при каждой встрече (или телефонном разговоре) с коучем. На самом деле, если подобные


инсайты вообще случаются, они, как правило, происходят в пе­риод между встречами клиента с коучем, а не во время самой сессии. Коучи, которые ловятся на удочку так называемой «про­фессиональной необходимости» при каждой встрече с клиен­том достигать каких-то фантастических результатов, подверга­ются опасности причисления себя к образу «великого коуча». При этом они начинают действовать, исходя из своей собствен­ной жизненной программы (сценария развития), вместо следо­вания запросу клиента и работы со сценарием развития его жизни.

Отношения «на равных»

В отношениях коучинга имеет место равенство позиций коу­ча и клиента. Они оба взяли на себя ответственность и обяза­тельства достичь максимально возможных результатов (рис. 8). Клиенты входят в процесс коучинга со своими целями. Они ищут помощи и поддержки, чтобы эти цели рассортировать, упорядочить, не «сойти с дистанции», двигаться наиболее эф­фективно до тех пор, пока не дойдут до «финишной прямой». Коуч полностью как партнер вовлечен в этот процесс, помогая клиенту войти в контакт с его собственными ресурсами, созда­вая условия для того, чтобы он полагался сам на себя и был уве­рен в себе настолько, чтобы впоследствии перестать нуждаться в поддержке.

Одна из глубинных целей коучинга — породить в клиенте бо­лее сильную личность, способную самостоятельно управлять процессами своего развития и изменения. Некая часть того, что дает клиенту коуч, постоянно и постепенно становится его соб­ственным достоянием. В Коактивном коучинге все самое глав­ное происходит именно благодаря тому, что коуч и клиент нахо­дятся в отношениях «на равных», как партнеры.

Коуч и клиент находятся на равных (см. рис. 8), тогда как учи­тель, консультант, родитель, начальник или любой представи­тель власти находятся «выше» и оттуда «спускают» клиенту свои инструкции, рекомендации и прочее.

Если коуч ставит себя выше клиента, то всегда рискует огра­ничить его способности, не дать ему полностью использовать свои силы. Это все равно, что исполнять роль «родителя». Ино­гда клиенты захотят заслужить одобрения и высокой оценки ко-уча, а иногда — восстать против его власти. Пока коуч будет ис­полнять роль «родителя», вместо того чтобы избрать позицию «на равных», клиент может притворяться более «слабым», пред­ставляя себя «подчиненным» или «жертвой» в этих отношениях. Это позволяет клценту оправдывать то, что у него все еще «не получается». Работая с клиентом «на равных», коуч разделяет его ответственность, поэтому тот может сам для себя быть своей высшей инстанцией. Постепенно клиент будет все меньше пола­гаться на коуча, забрав с собой в свою жизнь ту силу, которую он обрел в отношениях коучинга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.