Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика изучения умственной работоспособности у 6-летних детей




Работоспособность у 6-летних детей изучается с помощью фигурных таблиц (приложение № 1).

Фигурные таблицы состоят из 7 геометрических фигур (треугольника, прямоугольника, круга, полукруга, флажка, квадрата, звездочки), расположенных в 14 рядах в каждом 10, всего 140 геометрических фигур.

Вариант 1.

Детям предлагаются заранее подписанные (на обратной стороне) бланки фигурных таблиц, и дается задание из 2 частей:

– 1 часть: поставить в Δ точку, а в Ο – плюс (знак сложения).

– 2 часть: поставить в Ο – точку, а в Δ – знак сложения.

Образец выполнения нарисовать на доске. На выполнение каждой части задания дается 2 минуты.

Обращается внимание детей на то, что отыскивать нужные геометрические фигуры следует слева направо по рядам друг за другом, в найденной фигуре поставить нужный знак. Выполнение задания проводится по команде и под контролем воспитателя.

Педагог, убедившись, что все дети уяснили поставленную перед ними задачу стирает все нарисованное с доски, дает сигнал «Начали». Через 2 минуты работу прерывает, дети чертой отмечают окончание работы. Детям можно напомнить порядок выполнения 2 части. После этого дается сигнал к выполнению второй части.

После выполнения задания детьми, отработанные таблицы собираются и подсчитывается количество просмотренных фигурок и количество ошибок в обеих частях.

Пример:

При выполнении обеих частей задания просмотрено воспитанником 94 фигуры и допущено 11 ошибок, в том числе за первые две минуты просмотрено 47 фигур и сделано 5 ошибок, за вторые две минуты просмотрено 47 фигур и сделано 6 ошибок. Общее количество ошибок всегда дается в пересчете на 100 просмотренных фигур. Деление проводится с точностью до сотых долей.

Таким образом, индекс умственной работоспособности по количественной характеристике равен 94 единицам. Оценивается так: чем больше, тем лучше. Для определения же качественной характеристики выполненной работы подсчитывается количество допущенных ошибок и пересчитывается на 100 фигур.

В нашем случае индекс ошибок будет:

В условиях практики удобно оперировать шкалой для оценки качества выполнения работы:

Количество ошибок в расчете на 100 фигур Оценка
Ошибок нет Отлично
От 1 до 3 ошибок Хорошо
От 4 до 7 ошибок Удовлетворительно
От 8 до 12 ошибок Плохо
От 13 до 20 ошибок Очень плохо
Более 20 ошибок Требуется консультация с врачом-специалистом

Качество работы можно оценивать процентным выражением. Для этого в нашем примере из 100 необходимо вычесть 11,70 и получить оценку качества, равную 88,3%.

Способность детей к переключению с одного вида деятельности на другой и к дифференцировке определяется через показатель «К», т.е. через отношение всего объема выполненного задания к первой его части. В нашем примере:

 

 

При хорошей подвижности нервных процессов вторая часть работы по объему должна приближаться к первой.

За нормальную интенсивность умственной деятельности детей подготовительной группы следует считать просмотр 125 знаков за 4 минуты. При отклонениях в ту или другую сторону в пределах 10% результаты также следует считать нормальными, а отклонения, превышающие 10% свидетельствуют о недостаточности или снижении темпа умственной работоспособности или о наличии феноменальных проявлений или проявлении акселерации умственного развития.

 

Вариант 2.

Предусматривается работа с помощью фигурных таблиц в течение 2 минут. Предварительно детям дается задание отыскивать три фигурки: треугольник, кружочек, флажок, ставить в треугольники – черточки (минус), в кружки – крестик (плюс), во флажки – точку». Образец выполнения задания нарисовать на доске и перед началом работы все стереть с доски. Дать команду «Начали». Через 2 минуты работа приостанавливается командой «Стоп», таблички с выполненными заданиями собираются.

Для каждого дня недели и каждого определения в течение дня дается строго определенное задание. Задания предложены НИИ Академии Педагогических Наук РФ (АПНРФ). (Приложение № 2).

Оценка каждого выполненного задания проводится по объему работы – количеству просмотренных фигур, качеству работы – количество допущенных ошибок, в перерасчете на 100% просмотренных фигур (см. выше). Высчитывается также коэффициент продуктивности (КП) по формуле:

 

, где

 

А – количество просмотренных строк;

В – количество ошибок

Каждая пропущенная полная строка исключается из числа просмотренных строк и приравнивается к одной ошибке.

Ошибки в этом варианте не стандартизируются.

 

Методика изучения умственной работоспособности учащихся 7 – 17 лет.

Умственную работоспособность учащихся изучают методом дозированного задания по буквенным таблицам в модификации НИИ АПНРФ. Применяемые в этой методике таблицы содержат в каждой строке по 40 букв, которые расположены и встречаются без определенной последовательности.

 

Вариант 1.

Определение умственной деятельности у учащихся начальных классов.

 

Задание выполняется в течение 2 минут с использованием таблиц (приложение № 3).

Предлагается зачеркивать одну букву, причем в течение дня в каждом исследовании разную. Можно использовать и более сложное задание, т.е. зачеркивать одну букву (например, «К»), и подчеркивать другую (например, «В»). Необходимо менять задания при повторном применении одной и той же таблицы в течение дня.

 

Задания для изучения умственной работоспособности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.