Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни




Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Но это не всякий сбор данных, а лишь планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. От качества данных, полученных на первом этапе, зависят конечные результаты исследования.

Различают две основные формы статистического наблюдения – отчетность и специально организованное наблюдение.

Отчетность – это такая форма наблюдения, при которой предприятия, организации представляют в статистические и вышестоящие органы постоянные сведения, характеризующие их деятельность. (Пример отчетности ДОУ в управление образования). Отчетность предоставляется по заранее определенной программе в строго определенные сроки и содержит важнейшие показатели, необходимые в процессе ежедневной работы.

Специально организованное наблюдение – такое наблюдение, которое организуется со специальной целью на определенную дату для получения данных, которые в силу различных причин не собираются статистической отчетности, а также с целью проверки данных статистической отчетности.

По времени регистрации фактов статистическое наблюдение может быть непрерывным, периодическим и единовременным.

Непрерывное (текущее) наблюдение – ведется систематически (т.е. регистрация фактов производится по мере их свершения). Пример – ЗАГС.

Периодическое наблюдение – повторяется через определенные равные промежутки времени. Пример – перепись населения.

Единовременное наблюдение – производится по мере надобности без соблюдения определенной периодичности. Пример – оценка и переоценка основных фондов.

По охвату единиц совокупности выделяют сплошное и несплошное наблюдение.

Сплошным называется наблюдение, при котором исследованию подвергаются все единицы изучаемой совокупности.

Несплошным называется такое наблюдение, при котором исследованию подвергается только часть единиц изучаемой совокупности, отобранная определенным образом.

Основанием для регистрации фактов могут служить либо документы, либо высказанное мнение, либо хронометражные данные. В связи с этим различают наблюдение: непосредственное (сами измеряют), документальное (из документов), опрос (со слов кого-либо).

В статистике применяются следующие способы сбора информации:

- корреспондентский (штат добровольных корреспондентов),

- экспедиционный (устный, специально подготовленные работники),

- анкетный (в виде анкет),

- саморегистрация (заполнение формуляров самими респондентами),

- явочный (браки, дети, разводы) и т.д.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения включают: каждое наблюдение проводится с конкретной целью. При его проведении необходимо установить, что подлежит обследованию. Надо решить следующие вопросы:

Объект наблюдения – совокупность предметов, явлений, у которых должны быть собраны сведения. При определении объекта указываются его основные отличительные черты (признаки). Всякий объект массовых наблюдений состоит их отдельных единиц, поэтому надо решить вопрос о том, каков тот элемент совокупности, который послужит единицей наблюдения.

Единица наблюдения – это составной элемент объекта, который является носителем признаков, подлежащих регистрации и основой счета.

Ценз – это определенные количественные ограничения для объекта наблюдения.

Признак – это свойство, которое характеризует определенные черты и особенности, присущие единицам изучаемой совокупности.

Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации. Программа находит отражение в формуляре наблюдения. Выделяются организационные вопросы: перечень мероприятий, обеспечивающих правильность наблюдения, а также оргплан, где учитываются органы наблюдения, время наблюдения, порядок приема и сдачи материала, порядок получения информации.

Период наблюдения – время, в течение которого должна быть осуществлена регистрация.

Критическая дата наблюдения – дата, по состоянию на которую сообщаются сведения.

Критический момент – момент времени, по состоянию на который производится регистрация наблюденных фактов.

Представление информации, сводка и группировка данных

Статистическая сводка – это операция по обработке собранных данных, которые выражаются в виде показателей, относящихся к каждой единице объекта статистического наблюдения. В результате сводки эти данные превращаются в систему статистических таблиц и промежуточных итогов. По результатам сводки можно выявить наиболее типичные черты и закономерности изучаемых явлений.

Предварительно составляется программа и план сводки.

Статистическая группировка – это метод исследования массовых общественных явлений путем выделения и ограничения однородных групп, через которые раскрываются существенные черты и особенности состояния и развития всей совокупности.

Основные задачи, которые решаются с помощью группировок: выделение социально-экономических типов, изучение структуры социально-экономических явлений, выявление связи между явлениями.

Важные проблемы:

1. определение группировочного признака (основания группировки).

Группировочный признак – это признак, по которому происходит определение единиц в группе. Его выбор зависит от цели группировки и существа данного явления.

2. Выделение числа групп. Число групп определяется с таким расчетом, чтобы в каждую группу попало достаточно большое число единиц.

3. Интервалы могут быть равными и неравными. Последние в свою очередь делятся на равномерно возрастающие и равномерно убывающие.

Виды группировок:

- типологические группировки, их задача – выявление социально-экономических типов или однородных в существенном отношении групп,

- структурные группировки, их задача – изучение состава отдельных типических групп при помощи объединения единиц совокупности, близких друг к другу по величине группировочного признака,

- аналитические группировки, их задача – выявления влияния одних признаков на другие (выявить связь между социально-экономическими явлениями),

- комбинационные группировки, в них производится разделение совокупности на группы по двум или более признакам. При этом группы, образованные по одному признаку, разбиваются на подгруппы по другому признаку. Такие группировки дают возможность изучить структуру совокупности по нескольким признакам одновременно.

Рядами распределения называются группировки особого вида, при которых по каждому признаку, группе признаков или классу признаков известны численность единиц в группе либо удельный вес этой численности в общем итоге. Ряды распределения могут быть построены или по количественному, или по атрибутивному признаку.

Ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными рядами. Ряд распределения может быть построен по непрерывно варьирующему признаку (когда признак может принимать любые значения в рамках какого-либо интервала) и по дискретно варьирующему признаку (принимает строго определенные целочисленные значения).

Непрерывно варьирующий признак изображается графически при помощи гистограммы. Дискретный же ряд распределения графически представляется в виде полигона распределения.

Планирование и проведение экспериментов

Мысль о том, что эксперимент можно планировать восходит к глубокой древности. Пожалуй, как только человек взял в руки палку, он уже начал заниматься проблемами планирования с целью выработки наиболее оптимального способа добычи пропитания. Результатами подобных изысканий, проводившимся в течение столетий, стали современные блага цивилизации.

Однако, первобытному человеку, да и средневековому рыцарю в том числе, абсолютно не были знакомы понятия статистики. Подобная теория появилась (имеется в виду статистика) в начале – середине XX века. Вслед за развитием аппарата статистического анализа, его положения стали применяться и в планировании эксперимента. Автором идеи привлечения статистики в планирование являлся один из основоположников английской школы статистики – Рональд Фишер. Именно он доказал целесообразность использования статистических методов в проблеме поиска оптимальных условий проведения эксперимента. Так появилась совершенно новая наука, имеющая важное практическое значение – «Планирование и организация эксперимента». Данная наука позволяет раскрыть основы проведения эксперимента и его результаты оценить.

Так что же представляет собой планирование эксперимента и его проведение? Для того чтобы представить себе этот процесс достаточно сказать, что мы с Вами ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно занимаемся планированием эксперимента, и этот эксперимент называется жизнь.

Давайте для примера представим себе одно наше утро. Просыпаясь утром и собираясь выйти из дома, мы вспоминаем уже заранее намеченные на этот день дела или же намечаем их в эту самую минуту. При этом каждый из нас, рассматривая список предполагаемых дел, сразу проводит корректировку, что он точно способен сделать, что вероятнее всего сделает, на что сил может не хватить, но на всякий случай запишем это в реестр сегодняшних дел и т.д. Таким образом, каждый из нас прикидывает условия существования в дне сегодняшнем, чтобы данный эксперимент (мы все по-прежнему имеем в виду – жизнь) у нас удался.

Точно таким же образом проводятся и психологические, педагогические эксперименты.

С одной лишь оговоркой. При проведении различных лабораторных, педагогических или других экспериментов существуют какие-то нормативы точности полученных результатов. Ну, например, вес слона к концу проведения откорма должен составлять не менее (5000 ± 150) кг. И, откармливая слона, вполне естественно вы будете планировать свою животноводческую кампанию с учетом требуемого конечного веса с точностью до 150 кг. Учитывая сказанное, можно сформулировать следующее определение.

Планирование эксперимента – это процедура выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью.

При этом, как учит нас теория, необходимо придерживаться следующих ограничений:

1. общее число опытов должно быть по возможности минимальным;

2. необходимо одновременно изменять все переменные, определяющие (влияющие) на процесс. Причем это изменение должно происходить по определенным правилам–алгоритмам;

3. при описании исследований необходимо использовать математический аппарат, формализующий действия экспериментатора;

4. в процессе проведения и планирования эксперимента необходимо придерживаться четкой стратегии, позволяющей принимать обоснованные решения после каждой серии экспериментов.

Задачей планирования эксперимента является разработка рекомендаций или учебно-воспитательного процесса на основе исследования предварительных опытных данных для дальнейшей их реализации и построения математической модели исследуемого процесса с целью дальнейшего прогнозирования. Как правило, результатами таких исследований являются разработки наиболее оптимальных рекомендаций, имеющих важные педагогические, психологические, технологические последствия и влекущих за собой как модернизацию отдельного диагностико-технологического процесса, так и целого учебно-воспитательного процесса..

В зависимости от условий эксперименты делятся на несколько видов:

1) промышленный это эксперимент, поставленный в условиях предприятия с целью улучшения производства;

2) научно-исследовательский – эксперимент, поставленный в научно-исследовательских лабораториях с целью исследования нового или улучшения существующего процесса, явления;

3) лабораторный – эксперимент, поставленный в научно-исследова­тельских лабораториях с целью изучения хорошо известного, существующего процесса, явления;

4) оптимальный (экстремальный) – эксперимент, поставленный с целью поиска наиболее оптимальных условий его реализации в заранее заданном смысле. С математической точки зрения, это эксперимент по поиску экстремумов некоторой функции, отсюда и второе название эксперимента;

5) пошаговый – эксперимент, состоящий из отдельных серий опытов. Причем условия проведения каждой следующей серии определяются результатами предыдущих.

6) активный – эксперимент, в ходе которого экспериментатор имеет возможность изменять и/или поддерживать на заданном уровне сколь угодно долго значение параметров, задающих условия проведения эксперимента;

7) пассивный – эксперимент, в ходе которого экспериментатор НЕ имеет возможности изменять и/или поддерживать на заданном уровне сколь угодно долго значение параметров, задающих условия проведения эксперимента.

На практике чаще всего приходится иметь дело со смешанным активно-пассивным экспериментом. Как и в любой другой науке, планирование и организация эксперимента имеет свой собственный язык, т.е. какие-то определенные термины, понятия. Поговорим об этом в последующих лекциях.

Прежде, чем проводить любой эксперимент, неважно научный он будет или нет, каждый из нас четко определяет для себя, а чего собственно он ждет в результате своей бурной деятельности? Причем желательно, особенно в случае научных экспериментов, чтобы этот результат выражался количественно. При планировании и проведении эксперимента результат проведения опытов называется параметром оптимизации или откликом системы на воздействие.

Параметр оптимизации (отклик) – величина, описывающая результат проведенного эксперимента и зависящая от факторов, влияющих на эксперимент.

В зависимости от объекта и цели исследования параметры оптимизации могут быть самыми разнообразными. Например: психологические, эстетические, статистические параметры оптимизации. Несмотря на кажущуюся простоту этой группы, данные параметры являются не менее важными.

В качестве примера выбора параметра оптимизации можно рассмотреть процесс обучения студента. Оценивать успешность проходящего процесса обучения можно различными вариантами, но наиболее оптимальным до сих пор остается балльная оценка знаний обучающегося.

Рассмотрим требования, предъявляемые к параметрам оптимизации.

Требование №1.

Прежде всего, параметр оптимизации должен быть количественным, задаваться числом. Исследователь должен иметь возможность его измерять при любом фиксированном наборе уровней факторов. Вернемся, к оценке знаний. Не будь балльной оценки знаний, обучающемуся трудно было бы понять насколько его уровень знаний соответствует предъявляемым требованиям.

Множество значений, которые принимает параметр оптимизации, называется областью его определения.

Области определения могут быть дискретными и непрерывными. На практике, как правило, области определения дискретные.

Измерение параметра оптимизации предполагает наличие соответствующего прибора. В случае отсутствия такового по каким-либо причинам, приходится пользоваться приемом, называемым ранжированием: каждому параметру оптимизации присваиваются оценки по заранее выбранной шкале (двухбалльной, пятибалльной и т.д.), и в дальнейшем пользуются такой шкалой ранговой оценки при исследованиях. Фактически, мы качественным величинам присваиваем количественные значения. Яркий пример ранжированного подхода – балльная система оценки знаний.

Требование №2.

Параметр оптимизации должен выражаться одним числом. Не должно возникать таких ситуаций, когда один и тот же параметр описывается разными значениями. В противном случае возникают неясности и разночтения.

Примером таких разночтений может являться несоответствие в прочтении оценок, полученных при обучении. Приведу один яркий исторический пример. При посещении Царскосельского лицея можно увидеть табель А.С. Пушкина. Сразу же хочется воскликнуть, – а Пушкин-то был двоечником! У него в табеле одни двойки и колы стоят! Конечно, можно и огорчиться, какого ужасного неуча записали в гении нации, если бы не одно НО. В Царскосельском лицее была принята следующая система оценок:

1 – отлично разбирается в предмете, имеет к нему склонность, желание, использует творческий подход;

2 – неплохо разбирается в предмете, изучает без особого рвения, хотя и имеет склонность;

3 – слабо разбирается в предмете, изучает без особого рвения, склонности к предмету слабые;

4 – очень слабо разбирается в предмете, склонностей практически нет, изучает по принуждению;

0 – не разбирается в предмете, склонностей не обнаружено, усвоение предмета практически отсутствует.

Вот тебе и двоечник! К слову сказать, во всем табеле у Пушкина была единственная плохая отметка – ноль по математике. Ну не его это был предмет.

Требование №3.

Однозначность параметра оптимизации в статистическом смысле: заданному набору уровней факторов должно соответствовать, с точностью до ошибки эксперимента, одно значение параметра оптимизации. При этом обратное утверждение неверно, т.е. одно и то же значение параметра оптимизации может встречаться для разных наборов факторов.

Приведу пример. Хорошо известно, что для того, чтобы закипятить воду при нормальном давлении необходимо ее нагреть до 100 °С. И сколько бы раз вы не проводили этот опыт, результат будет один и тот же – при нормальном давлении и температуре 100 °С вода закипит. Однако при понижении давления температура кипения воды также снизится, т.е. получаем следующую ситуацию: другое сочетание значений температуры и давления даст тот же результат эксперимента – вода закипит.

Требование №4.

Параметр оптимизации должен быть эффективным с точки зрения достижения цели и в статистическом смысле. Фактически, это означает, что выбирать параметр оптимизации необходимо таким образом, чтобы он определялся с наибольшей возможной точностью.

Требование №5.

Параметр оптимизации должен удовлетворять требованию универсальности и полноты. Под универсальностью и полнотой параметра понимается его способность всесторонне охарактеризовать объект исследования.

Требование №6.

Параметр оптимизации должен иметь физическим смысл, быть простым и легко вычисляемым. Требование физического смысла объясняется необходимостью дальнейшей интерпретации результатов эксперимента. Вообще говоря, можно параметр оптимизации описывать каким угодно выражением или способом, если только потом сможете объяснить, что это описание означает. Легкость и простота вычислений позволяют проконтролировать правильность вычисления параметра оптимизации в процессе построения модели эксперимента.

Требование №7.

И, наконец, параметр оптимизации должен существовать для всех состояний системы. Если жизнь на Марсе невозможна ни при каких состояниях, то выбирать в качестве результата эксперимента данное требование крайне неразумно.

Исходя из перечисленных требований, видно, что выбрать подходящий параметр оптимизации является делом довольно-таки трудоемким. Однако, именно правильный выбор параметра оптимизации является залогом успеха при дальнейшем планировании и проведении эксперимента, поскольку выбор параметра оптимизации диктует вид математической модели эксперимента.

В настоящее время не остается равнодушных к проведению педагогического эксперимента учителей, завучей, воспитателей, директоров учебных и дошкольных заведений. Даже родители задаются вопросом, а не ведет ли школа или детский сад какой-нибудь эксперимент. Как правило, с деятельностью педагога-экспериментатора связано множество надежд.

Начнем с общества. Оно ожидает, что будет сделана попытка разрешения хотя бы части проблем (социального масштаба).

Ожидания педагогического коллектива разнообразны: здесь и решение конкретных личностно значимых профессиональных проблем, и возможность приобретения социально значимого статуса, самоутверждения, возможности создания на практике апробированного информационно-аналитического банка педагогических инноваций и многое другое.

Поэтому важно разобраться в том, что стоит за экспериментом? Как разработать программу эксперимента? Как его проводить и отслеживать?

И хотя мотивы, побуждающие педагога начать эксперимент, различны, решившись на него, каждый должен действовать профессионально. Для этого педагог-экспериментатор, стремящийся получить запланированный результат, должен владеть набором специальных профессиональных понятий.

Под планированием эксперимента подразумевается наиболее общая логика эксперимента.

План эксперимента должен включать:

· цель и задачи эксперимента;

· место и время проведения эксперимента и его объем;

· характеристику участвующих в эксперименте лиц (учащихся, педагогов, представителей общественности и пр.);

· описание материалов, используемых для эксперимента;

· описание методики проведения эксперимента;

· описание дополнительных переменных, которые могут оказать влияние на результаты эксперимента;

· методику наблюдения за ходом эксперимента;

· описание методики обработки результатов эксперимента;

· описание методики интерпретации результатов эксперимента.

Степень риска эксперимента в значительной степени может быть снижена, а вероятность выхода на эффективные решения повышена, если тщательно разработать программу эксперимента. Существуют различные варианты структуры программы в зависимости от уровня педагогического эксперимента. Наиболее полной является структура эксперимента, предложенная В.И. Загвязинским и М.М. Поташником.

Обоснование темы. Тема всегда должна быть актуальной и проблемной. Необходимо продумать, какие затруднения, противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового или из каких потребностей вытекает необходимость именно данной опытно-экспериментальной работы.

Формулирование темы. Необходимо продумать несколько возможных вариантов формулировок, напечатать их одну над другой на некотором расстоянии или даже на разных листах и сравнить их, чтобы выбрать ту, которая точнее всего отражает предмет будущего экспериментального исследования.

Объект исследования – это педагогическое пространство, та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться. Чаще всего – это определенный процесс (обучения, воспитания, социализации, становления личности, управления). Объектами исследования могут быть развитие педагогического или ученического коллектива, система воспитательной работы, учебно-воспитательный (образовательный, педагогический) процесс, преподавание какого-то предмета, система управления в ДОУ и т.п.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, своего рода «угол зрения», который, собственно, и исследуется. Если объектом будет учебно-воспитательный процесс в инновационном учреждении, то предметом может быть, например, механизм отбора детей (разработка диагностических методик) для обучения в ДОУ данного типа или формирование оптимальных вариантов учебного плана, или механизм интенсификации обучения в этих условиях.

Формулирование цели эксперимента. Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулированием цели, нужно ответить себе на вопрос: «Что предполагается создать в итоге организуемого эксперимента?» Этим итогом могут быть: новая методика, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любого эксперимента, как правило, начинается с глагола в неопределенной форме: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.

Гипотеза эксперимента – это развернутое предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, технология, механизм того нововведения, благодаря которому ожидается получить высокую результативность (новые результаты, которых не было прежде) учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза должна быть обоснованной, иметь определенные предпосылки, быть проверяемой и по возможности простой, но самое главное – содержать нечто новое.

Формагипотезы заключается в применении при формулировании своеобразной формулы: «если…., то….», «так как…», «при условии, что …»

Определение задач эксперимента. Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Задачи требуют ответы на вопросы: «Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели эксперимента?» «Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели?» «Какие шаги нужно сделать для достижения цели?»
Формулировка задач начинается с глагола в неопределенной форме: уточнить, разработать, определить, создать и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

1.Программа статистического наблюдения.

2. Статистические ряды распределения.

3. Генеральная совокупность и выборка.

4. Источники статистической информации.

5.Объясните место и роль метода классификации и группировки в статистическом исследовании. Что такое классификация и группировка?

6. Как формируется эксперимент и перечислить этапы его проведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.