Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промышленный переворот и формирование индустриального общества в России




Основные проблемы реформ

Общая черта, отличающая представителей просвещенного абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность. Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.


20. .Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, ее сущность, результаты. Просвещенный абсолютизм (ПА). Под ПА некоторые понимают политику, использующую соц. демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие говорили, что ПА способствует буржуазному развитию, одновременно отвечая интересам дворянства. Политика ПА в России, проводимая Екатериной II, так же как и в ряде других стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления феодального строя в условиях его начавшегося разложения. С 1763г. Е II начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками,обсуждая с ними гос. дела. “Наказ” Екатерины II и деятельность уложенной комиссииПреследуя цель установить "тишину и спокойствие" в стране, укрепить свое положение на престоле, Е II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего "Соборного уложения" 1649 г. в работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, гос. учреждения, крестьян и казачество. Крепостные не участвовали. Депутаты по предложению Е II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, "дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа". В качестве руководящего документа Комиссии Е II подготовила "Наказ" – теоретическое обоснование политики ПА. Почти три четверти "Наказа" составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно отобраны, и "Наказ" представлял собой произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Работа Комиссии продолжалась более года и под предлогом войны с Турцией была распущена в 1768 году на неопределенное время, так и не составив нового уложения.

Промышленный переворот – система технологических, соц.-полит. и экон. изменений, обеспечивающих переход от ручного труда к машинному. Предпосылки: 1.Накопление капитала, благодаря мануфактурному производству. 2.Наличие рынка рабочей силы. 3.Политика протекционизма. 4.Спрос на товары промышленного производства. 1-я индустриальная держава-Англия. Причины лидерства: 1.Благоприятные политические условия. 2. Наличие экон. предпосылок. Раньше всех стало свободное частное предпринимательство. 3.Наличие система ленд-лордизма. 4.Колониальная экспансия. 5.Специфика соц.-психологического склада ранней англ. буржуазии (скупость, расчетливость).В текстильной отрасли-механическая прялка, паровой двигатель.15 сент.1830г. – 1-я в мире железная дорога.В России 30-40-е гг. 19в. до бурж. революции бур-х реформ. В хлопчатобумажной отрасли. След. Свекло-сахарная и писчее-бумажная. Если в 1851 в России делали 19тыс. машин, то в 1860-99тыс. Соц.последствия пром.переворота: 1.Центр общественной жизни перемещается в город из деревни. 2.Растет число городов и рост населения. В результате пром. Революции сложилось индустриальное общество. Это об-во с преобладанием промышленности, городов и городского населения, бурным экон. ростом, существенными сдвигами в науке и технике, четким классовым делением, господствующей идеей либерализма, способностью к саморазвитию и саморегуляции.

22.Новые попытки реформирования России в 1-й четверти XIXв. Новый виток реформаторской деятельности Александра 1 связан с именем М. М. Сперанского (1772-1839). Выходец из семьи сельского священника, Сп. благодаря личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. император поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный Сп. “Ведение к Уложению государственных законов был закончен. Основополагающие идеи преобразований были сформул. и определены самим А I. В противном случае Сп. никогда бы не решился на составление столь широкомасштабного и смелого проекта. Реализация проекта Сп. ограничивала самодержавную власть, значит. продвигала Россию по пути превращения крепостнической монархии в буржуазную. При разработке главных направлений реформ Сп. опирался на существовавшую европейскую конституционную традицию, в частности, на англ. и фр. опыт. Проект развивал и конкретизировал основные идеи политического преобразования, обсуждавшихся А I с членами Негласного комитета. Приоритет в преобразованиях Сп. отдавал политической сфере – реформе государственного устройства. Решение крестьянского вопроса относил на будущее.Экономические планы Сперанского.Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастроф. последствиям для ее экономики. Доходы казны уже в 1808 г. знач. сокр.. Правительство приняло реш. начать печатание бумажных денег, не обеспеченных золотым запасом страны, в результате чего уже в 1809 г. курс бумажного рубля упал до 35 копеек. В этих условиях А I поручил Сп. разработать проект оздоровления экономики.Такой план, напр. на спасение страны от экономической катастрофы, был подготовлен Спер. уже к открытию первого заседания Госсовета 1 января 1810 г. он включал в себя: прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций; объявление выпущенных ранее бумажных денег государственным долгом и их постеп. выкуп у населения с целью уничтожения; резкое сокращение государственных расходов (в том числе и на образование); введение нового спец. налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение гос. долга; проведение внутр. займа под залог и частичную продажу гос. имуществ; введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу; открытие русских портов для торговых судов под нейтральным флагом, чьи бы товары они не привозили (скрытый отказ от континентальной блокады); введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров; запрет на ввоз предметов роскоши. В реальной жизни проект в полной мере воплощен не был. Налог, предназначенный на погашение долга, тратился на другие цели. Выпуск ассигнаций время от времени возобновлялся. Четкой системы взимания новых налогов не было.


23.Декабризм как антиабсолютистское движение. -


24.Место России в мировом сообществе к середине XIX в. Причины ее отставания. 3 группы стран: страны 1-го эшалона (буржуазные), 2-го (предпосылки к обр-нию бур-зии), 3-го (средневековые, Азия, Африка, латинская Америка). В 1872г. Соловьев такой тип назвал запаздывающим. Причина – неправильный путь развития до петра1. Причины: наличие крепостного права; природно-климатический фактор; разные стартовые позиции; особенности присоединения новых земель к России; низкий уровень образования; противоречия между образованными и безграмотными; наличие устаревшей формы правления(абсолютная монархия); политические партии формировались позже; военно-техническое отставание; взятии брали.

25.Отмена крепостного права в России и реформы 60-70-х гг. XIX в., их сущность и характер. Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц. С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”. Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7'0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии. Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д. Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства. Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.По новым судебным уставам были созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год, Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором. Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой. Крестьянская реформа 1861 (основные черты и итоги).19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Самодержавие видело в сельском сходе, вечевых формах самоуправления, круговой поруке, вере крестьян в царя одну из основ своей власти. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “ отрезки ” крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян. Историческое значение освобождения крестьян Реформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким “ресурсом времени” - не то что на “500 лет”, а, пожалуй, не более чем на 20. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении. И все же она имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству. В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата.

26. Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в.Консервативное, либеральное и революционно-демократическое течение. В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Консервативное, или охранительное, направление стремилось сохранить существующий строй и его “незыблемые основы”, которыми в первой половине века являлись, прежде всего, самодержавие и крепостное право. Представители либерального направления проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т.е. путем реформ и просвещения. Революционеры же хотели резкого коренного изменения существующего строя. Их целью была революция – качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства. Охранительное направление. Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “ теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. По Уваровской теории, именно самодержавная власть отражала чаяния простого народа. Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Булгарин и Греч, издававшие газету “Северная пчела”. Либеральное направление. Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. В 1829-1831гг. он написал цикл “Философических писем”, первое из которых было опубликовано в 1836г. в журнале “Телескоп”. В нем Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. “Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал мыслитель, - у нас нет традиций ни того, ни другого…”. Причиной того, что Россия как бы “выпала” из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, уделявшее главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.Поражение декабристов показало: прежде, чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она собой представляет – каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. Труды французских просветителей теряют былую популярность. Русское общество обращается к работам немецкий философов (Гегеля), которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали человечество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов. К концу 30-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западничество представляли историки Грановский, Кудрявцев, Соловьев, юристы Чичерин, Кавелин, литераторы Боткин, Корш и др. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали государство и высоко оценивали преобразования Петра I. Иных взглядов придерживались славянофилы – Хомяков, Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы. По своему положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Славянофилы были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм самодержавия Николая I. Они считали, что в основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, “соборности” (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Одобряли православную религию, ставящую общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Скептически оценивали реформы Петра I, но не отрицали их исторической закономерности и высоких побуждений императора. Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, неприятие революции. Революционно-социалистические течения. От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком. Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”. Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы. Также существовали различные революционные кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского – чиновника министерства иностранных дел, Кирилло-Мефодиевское общество (Украина). 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

27.Реформы Столыпина, их сущность и реализация. В ноябре 1906 был издан указ, дававший возможность каждому крестьянину требовать выделения и закрепления в личную собственность земельного надела в вытекающим отсюда правом продавать его, закладывать и т.д. Столыпин не хотел наступления той реакции, которая сейчас связывается с его именем. Он сделал все, что мог для подавления революции. Но после ее окончания он рассчитывал на длительный период эволюционного развития. Под руководством Столыпина была составлена программа реформ, включавшая в себя переустройство местного самоуправления и суда, введение социального страхования для рабочих, распространение земских учреждений на окраины страны, вероисповедные реформы, переход к всеобщему начальному образованию. В своей совокупности они имели бы большее значение, чем аграрная реформа. Осуществилось из этих реформ немногое: страхование от несчастных случаев, реформа местного суда, кроме того, ввели земство в некоторых регионах. Все остальные реформы еще при жизни Столыпина застряли в Государственном совете - верхней палате российского парламента, а после его смерти они были провалены. Сразу же после окончания революции 1905-1907 годов события приняли совсем не тот оборот, на который рассчитывал Столыпин. Революция разоблачила царский строй, оттолкнула от него почти все классы. И только класс помещиков в своем огромном большинстве оставался на стороне правящего режима, только на него этот режим мог с уверенностью опереться. Соответственно возросла зависимость правительства от настроений помещиков. А последние быстро опомнились от страха и решили, что жизнь вошла в прежнюю колею и ничего не нужно в ней менять. Именно помещики развернули шумную кампанию против местных реформ, увидев в них покушение на свои вековые привилегии. Бюрократы старого закала тоже не были довольны столыпинскими нововведениями. С другой стороны, в придворных верхах укрепились реставраторские настроения, разрабатывались разные проекты, имевшие целью ликвидацию Думы, а Столыпин считал, что они обернутся "злостной провокацией и началом новой революции". Клерикалы были недовольны столыпинской политикой веротерпимости и с подозрением относились к проекту введения всеобщего начального образования, ибо в нем упор делался на развитие светской школы. Наконец, и сам царь начинал тяготиться Столыпиным, считая, что он узурпирует его власть. Против Столыпина создалась мощная коалиция. Это классический пример того, как официальное правительство захлестывает реакционная волна.

28. Особенности формирования социалистических партий в России (конец XIX – начало ХХвв.)

Соц.партии опирались на идеологию марксизма. В 1848г. В Германии появился «Документ манифест коммунистической партии». К соц.партиям относились эсеры, энесы, эсеры-максималисты, РСДРП. В 1921г. была создана боевая организация эсер. Ее возглавил Гершуни. В 1903-Азеф. В 1908-Савинков. Занимался индивидуальным террором против правоохранительных органов. Ср-во – агитация и пропаганда своих идей. В партию эсеров внедрялись провакаторы. Эсеры выявили 70 провакаторов. Самое нашумевшее дело-Азефа. Он был платным агентом с 1983 царской охраны. Ему была назначена смертная казнь, но он сбежал. Жил богато во Франции. В 1905-06гг. была принята про-ма партии эсеров. Основные полодения: 1.Установление демократической республики. 2.Всеобщее избирательное право, провозглашение политических свобод, социализация земли (передача революционным путем земель крестьянам). Численность к 1906 50тыс. и 300тыс. под влиянием.Соц.состав-46% крестьян, 43% рабочих, 12% интелегенция.В 1906 от эсеров отделяются энесы и эсеры-максималисты. Энесы не требовали революции, считая, что прийти к социализму можно мирным путем. Ставка делалась на индивидуальное хозяйство. Энесы предлагали республику с разделением властей. Главная цель-построение социализма. Численность в 1907-1500-2000тыс..Лидеры-Пешехонов и Мякотин.Эсеры-максималисты. 1-й съездв 1906 в Аббо(Финляндия). Наиболее видные теоретики-Соколов, Броцкая, Климов, Светилов, Нестроев, Рифкин. Характерная черта их теории-вера в возможность немедленного перехода к социализму, т.е. осуществление пр-мы максимум. Отказывались от минимальных задач, Но их постоянно арестовывали. РСДРП-1-й съезд в 1898 в Минске. Небольшое кол-во делегатов. Ленин был в ссылке. Основные программные документы не были приняты. В 1903 2-й съезд РСДРП сначала в Лондоне, потом в Брюсселе. С 1903 берут начало меньшевики и большевики. М-ки считали, что партия должна строится в соответствии с марксизмом. Б-ки, что эта партия долна быть нового типа-боевой с учетом специфики России, жестко законсперированной. М-ки-Мартынов. Б-ки-Ленин. Борьба по 1-му пункту устава РСДРП. М-ки считали, что членами могут быть лица, которые признают пр-му, устав и выплачивают партийный взнос. Б-ки считали этого недостаточно. Еще нужно-каждый члн должен работать в одной из партийных орг-ций. В дальнейшем 05-07гг. м-ки и б-ки разойдутся по вопросу лидерства в революции, основных целей и задач. М-ки считали-лидером должна быть буржуазия. Главной движущей силой-пролетариат, отрицали роль крестьянства в революции. Б-ки-пролетариат. Союзник-крестьянство. Бур-зию нейтрализовать. К 1907 соц.-демократы насчитывалось 100тыс. чел. 3 главных преимущества:организация, орг-я и орг-я. Первыми политическими партиями становились партии социалистической направленности. На 50 лет позже, чем в мире. 5% населения состоят в партии.Высокий уровень конфликтности.

29. Становление российского парламента: первые проекты и законодательные акты. Значение манифеста 17 октября 1905г. Обилие и острота противоречий в России, застой и безынициативность правительственной политики, усугубление поражением в войне с Японией, привели в 1905 г. к революции. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, т.к. она ставила задачи бурж.-демокр. преобразования страны: свержения самодержавия и установления демокр. республики, ликвидации сословного строя и помещичьего землевладения, иначе говоря, револ. ликвидации феодально-крепостнических пережитков. По существу именно сохранение этих пережитков явилось основной социально-политической причиной революции. Причины: аграрно-крестьянский вопрос (малоземелье крестьян, помещичье землевладение), нац. вопрос (57% населения России составляли нерусские народы). Руководящей социальной силой в революции был пролетариат, и полит. стачка, характерная для пролетариата, явилась осн. средством револ. борьбы. В революции активное участие принимали мелкобуржуазные слои города и деревни, а также представлявшие их политические партии. Это была народная революция. Апогея революция достигла в октябре-декабре 1905 г., центр событий переместился в Москву. На несколько дней встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники. На улицах – огромные митинги, демонстрации с требованием политических свобод, установления республики, созыва Учредительного собрания. Эта смута показала властям, что пришло время перемен. 17 октября 1905 года появился Манифест, даровавший России общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов – и законодательную Думу. Власть исполн., правительственная, оставалась в руках царя. 3 ноября было объявлено об отмене выкуп. платежей с крестьян. Манифест 1905 года стал рубежом револ. событий. НО нововведение не удовлетворило потребностей радикалов, и в декабре 1905 г. в Москве вспыхнули столкновения рабочих с полицией, забастовка переросла в вооруженное восстание. Это высшая точка развития революции. Городские власти были блокированы повстанцами, но из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, который и подавил восстание.Итоги: соц. и полит. строй обновился: исчезла цензура, появились представительство, партии, профсоюзы. Заметно улучшилось пол-е народа: крестьяне перестали платить выкупные платежи, выросла заработная плата промышл. рабочих, рабочий день сократился до 9-10 часов.Хотя революция и потерпела поражение, она явилась серьезной школой револ. борьбы, потрясла основы российского самодержавия. Революция 1905-1907 гг. повлияла на проведение антифеод. революций в 1907-1913 гг. в Турции, Иране, Китае.

30. Особенности становления российского парламентаризма. Деятельность первых гос. Дум. Манифест 17 октября объявил об обещании царя ввести новые принципы в государственное устройство и в общественную жизнь страны. Реализация такого обещания потребовала принятия целой се рии соответствующих законов. Их подготовка стала главной заботой правительства С. Ю. Витте в течение последующих нескольких месяцев. Поскольку объявление о созыве Государственной думы состоялось, постольку потребовалось срочно разработать избирательный закон. 11 декабря 1905 г. первый в истории России закон о выборах в высшее законодательное учреждение был подписан Николаем II. Закон устанавливал, что в выборах депутатов должны принимать участие все сословия российского общества. Но равенства избирателей закон не устанавливал. Предусматривалось, что процедура избрания должна проходить по отдельным избирательным категориям, или куриям, примерно так же, как уже несколько десятилетий избирались гласные земств. Только к трем прежним куриям (частных землевладельцев, городских собственников и крестьян) добавлялась четвертая, рабочая - для крупных промышленных центров. Закон устанавливал, что самое большое представительство должно быть у крестьянской курии - 43 % всех депутатских мандатов. От дворянской курии должно было избираться 32 % депутатов, от городских избирателей - 22 %, а от рабочей курии - 3 %. С одной стороны, закон не позволял растворить в массе избирателей голоса имущих сословий, а с другой - он делал очевидную ставку на крестьянство. В правительстве тогда все еще продолжало бытовать мнение, что крестьяне в большинстве своем сохраняют верность престолу и могут сыграть роль опоры в борьбе против левой интеллигентской оппозиции. Развитие политических событий очень скоро опровергло такие расчеты. Весной 1906 г. прошли выборы, и 27 апреля начались заседания I Государственной думы. Но вместо положенных по закону пяти лет дума проработала всего 72 дня и 9 июля того же года была распущена. Главная причина быстрого роспуска заключалась в том, что ни дума, ни правительство не проявили желания сотрудничать. В думе, полный состав которой насчитывал 524 депутата, самую большую фракцию составили кадеты. У них было более 150 мест. Значительное число голосов (более 100) получила фракция трудовиков. Так назвали себя депутаты, занявшие платформу, близкую к эсерам. Значительная часть беспартийных депутатов также склонялась к левой или леволибераль-ной позиции. Большинство думы сразу же предъявило правительству жесткие требования: признать верховенство законодательной власти над властью исполнительной и передать думе право формирования кабинета, проведение всеобщей политической амнистии, в том числе и для участников террористических акций, проведение аграрных реформ, включающих перераспределение земельной собственности в пользу крестьянства. Правительство, которое к открытию думы возглавил откровенный консерватор И. Л. Горемыкин, со своей стороны смотрело на народных избранников с большим подозрением. Сам премьер считал создание думы политическим недоразумением и ни на какие компромиссы идти не желал. В конце концов Николай II счел открытое противостояние двух ветвей власти опасным и по совету министра внутренних дел П. А. Столыпина издал указ о роспуске и проведении выборов во II Думу. Одновременно был отправлен в отставку И. Л. Горемыкин, а пост Председателя Совета министров был поручен П. А. Столыпину с сохранением за ним ключевой должности министра внутренних дел. Большая часть депутатов от кадетов от трудовиков объявила роспуск думы преступной акцией правительства и на совещании в Выборге обратилась к народу с призывом о гражданском неповиновении, включая отказ от уплаты налогов и уклонение от призыва на военную службу. Но выборгское воззвание большого влияния на ход событий не оказало, массы народа большого сожаления о роспуске думы не выражали. Вторая Государственная дума, заседания которой открылись 20 февраля 1907 г., оказалась еще более левой, чем первая. В выборах на сей раз приняли участие все революционные партии. Кроме того на настроении избирателей сказался роспуск Первой думы, а также надежды крестьянства на получение дополнительных земельных наделов. В итоге самую большую фракцию теперь представляли трудовики (вместе с сочувствующими у них было почти 160 мест), требовавшие немедленной национализации всех частных земельных владений. Еще 65 мандатов получили социал-демократы. Таким образом, число депутатов, поддерживавших социалистические взгляды, приблизилось к 230, что составляло почти половину всего состава Думы. Представительство кадетов несколько уменьшилось; у них осталось около 100 мандатов. Такой состав не сулил никаких перспектив на сотрудничество с правительством. И хотя П. А. Столыпин на сей раз представил Думе обширную программу законодательных инициатив, большинство депутатов ни о каком сотрудничестве не помышляло. Убедившись, что конструктивного сотрудничества достичь не удастся, премьер предложил царю распустить и вторую Думу, а при избрании состава третьей существенно изменить избирательный закон в пользу «ответственной» части общества. Поскольку по «Основным законам» император не имел права на самостоятельное изменение избирательных правил, постольку предложение П. А. Столыпина содержало призыв к нарушению только что установленного государственного порядка. По логике главы правительства политическая целесообразность должна была взять верх над формальной законностью. В противном случае, полагал он, расшатывание государственного организма может принять очень опасный оборот. Сначала, убеждал П. А. Столыпин, необходимо добиться умиротворения страны и только потом следует проводить абсолютно необходимые реформы. В плохо управляемом государстве, утверждал он, начинать преобразования нельзя, они могут иметь разрушительные последствия. 3 июня 1907 г. Николай II подписал указ о роспуске II Думы. Одновременно объявлялось о созыве третьей Государственной думы, но по новому избирательному закону Избирательное право перераспределялось в пользу граждан, обладавших имущественным и образовательным цензами. П. А. Столыпин полагал, что широкие массы народа еще не обладают необходимой политической культурой, не могут сделать сознательного и правильного выбора. Поэтому представительство от крестьянской курии сокращалось почти в два раза. Сильно уменьшалось число депутатов от рабочих и от национальных меньшинств. В итоге правительству удалось получить благоприятные для себя результаты. Большинство мест в III Государственной думе, получили правые либералы (октябристы), а также правомонархиче-ские фракции. Кадеты сохранили за собой около 100 мест, но поме шать законотворческой работе они уже не могли. Третья дума отработала весь пятилетний срок и приняла почти 2000 законов.События 3 июня 1907 г. подвели итоги первой русской революции. По характеру своему это была демократическая революция, закончившаяся введением в России начал конституционного строя, основ многопартийности и гражданских (хотя еще и весьма ограниченных) свобод. Движущими силами революции были крестьянство, рабочий класс и демократическая интеллигенция. Наряду с этим, левые социалистические силы считали, что революция окончилась поражением, так как она не ликвидировала монархию и не уничтожила частную собственность на средства производства.

 

 


31.Первая мировая война: причины, характер и цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.