Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имидж – это некий образ, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т.п., который человек, его «я», представляет миру, своего рода самопрезентция




Лекция № 6

«Имидж делового человека»

Имидж – это искусство управлять впечатлениями

Э. Гофман

 

Как показывает практика, большинство людей воспринимают слово «имидж» в сочетании со словом «имиджмейкер», а оно в свою очередь ассоциируется с политикой и «черными технологиями по манипулированию общественным мнением». А можно ли создавать определенный имидж рядовым гражданам и не будет ли это обманом окружающих? И вообще, есть ли необходимость работать над своим имиджем?

Для каждого человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. То, каким вы предстаёте перед сотрудниками, коллегами, партнёрами при знакомстве, во многом повлияет на дальнейшие взаимоотношения. Но даже если вы хорошо подготовились к первой встрече, нельзя расслабляться и дальше. Необходимо постоянно поддерживать свой имидж, выглядеть и вести себя соответственно ситуации, в которой вы оказываетесь, будь то собеседование с соискателем, выступление на совете директоров или корпоративная вечеринка.

Когда говорят об имидже человека («У него имидж делового человека», «У него отрицательный имидж»), то говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем под «образом» имеется в виду не только внешность, но и образ мышления, действий, поступков и т.п.

Имидж можно рассматривать как увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создать оптимистическое настроение, ореол привлекательности. Нет ничего приятнее, чем видеть, как люди становятся красивыми, стильными и уверенными в себе, как происходят положительные перемены в их личной жизни и карьере.

Благодаря правильно подобранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек, и подчеркнуть достоинства.

Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания. Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книгу об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы научиться располагать людей к себе.

К сожалению, часто бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определённые формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип в другие обстоятельства. Но имидж не застывшее понятие, человек может быть и должен быть разным в зависимости от ситуации. Очень важно помнить мотивы своего поведения, зачем вам это нужно, чего вы хотите получить в результате. Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться.

 

Например, десятки тысяч девушек мечтают стать фотомоделью, но удаётся это лишь сотням. И только единицы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизнеса.

 

Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запечатляет в памяти образы привлекательных людей. Психологи неоднократно убеждались в том, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первое впечатление о других людях складывается по их внешним данным.

Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Более того, в каждом индивиде есть способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности.

Быть обаятельным – своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. И в прошлое, и в настоящее время невежды и грубые люди не обладали обаянием. Ведь обаяние – это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям. К сожалению, в жизни нередко бывает, что люди создают героев и идолов, абсолютно не вникая в их личностную сущность. Именно поэтому полезно оценивать, какие человеческие качества и поступки привлекают наше внимание и почему мы тяготеем к их обладателям.

Каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблем имиджа? Условно их можно поделить на три группы:

1) В первую группу входят такие природные качества, как:

· коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми);

· эмпатичность (способность к сопереживанию);

· рефлексивность (способность понять другого человека);

· красноречивость (способность воздействовать словом).

Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям».

2) Во вторую группу входят характеристики личности как следствие её образования и воспитания. К ним относятся:

· нравственные ценности;

· психическое здоровье;

· способность к межличностному общению.

Нравственный человек осознаёт необходимость жить по моральным заповедям, в то время как безнравственный – всегда в плену у собственных страстей. Обществу необходим нравственно надёжный человек, способный к самосовершенствованию, прежде всего духовному. Его внимание должно привлекать всё богатство человеческой культуры, он обязан иметь широкой спектр гуманитарных знаний. Недостаточная гуманитарная образованность плохо сказывается на человеке.

 

Так, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а русского – 7. Это последствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания: с 40-х годов количество предметов, изучаемых в школах, уменьшилось на треть.

 

3) К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.

Каждый человек должен знать, как выполнить свою работу наилучшим образом. Эти знания могут быть получены, если он:

a) достаточно прилежен и усидчив, чтобы добыть их из книг;

b) достаточно проницателен и самокритичен, чтобы усвоить их из своего опыта;

c) достаточно восприимчив, чтобы извлечь их из опыта других людей.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому необходимо освоить:

· искусство улыбаться;

· постановку голоса;

· технику жестов, мимики и поз.

Во многих случаях имидж – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а поэтому – правильного выбора своей модели поведения. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своём поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.

В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к другому человеку, мы не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель (паттерн) поведения. Большая часть моделей поведения не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысливаются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этические модели (предписания) и стратегические модели

Стратегическая модель фактически представляет собой рекомендации, как вести себя для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определённую стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.

Важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели – это идея самоподачи, самопрезентации. Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.

 

Например, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение. Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намёков и высказываний («когда я последний раз был в Париже…»), костюма, подчёркнуто элегантного или небрежного, определённых манер и атрибутов.

Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за своё поведение.

Каковы критерии выбора модели поведения?

1. Нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честь, справедливость и совесть.

2. Соответствие закону и установленному в обществе порядку.

3. Учёт конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств.

4. Цель, которую ставит перед собой личность.

5. Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чужого стиля очень опасно.

6. Половая отнесённость личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Женщины и мужчины имеют громадные возможности для нестандартного выбора моделей поведения, привнесения в общение своего природного шарма, но часто забывают об этом. В более трудном положении обычно находятся женщины. Ведь многие мужчины неохотно принимают их лидерство. Как правило, чтобы женщине добиться хотя бы половины того, чего достигают мужчины, ей необходимо знать и уметь в два раза больше. Вместе с тем следует предостеречь мужчин от завышенной самооценки.

Выбор модели поведения (от франц. modele – образец) не предполагает какой-либо бесчувственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствия в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, привычек. Выбор модели – это воспроизводство таких их вариантов, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной, а потому и привлекательной.

Выбирая модель поведения, вы должны помнить о составляющих элементах этой модели. Игнорирование одних деталей либо излишний акцент на других не даст целостного видения, а соответственно, и адекватного восприятия.

 

 

Образ человека складывается в процессе восприятия другими людьми его внешности и манеры поведения. Первое, что обращает на себя внимание при первой встрече – его внешность (внешний вид).

«По одёжке встречают…» – эта поговорка кратко и исчерпывающе отвечает на вопрос, какое значение имеет одежда в создании имиджа. Умение подобрать для себя одежду, а еще важнее – носить её составляет важную часть имиджирования. Хотим мы того или нет, но наша одежда является наглядной многомерной информацией, например: о наших экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим. Выбирая одежду, вы должны помнить о двух важных понятиях:

Эстетическая элегантность – когда каждый элемент одежды подобран по цвету, форме, рисунку и все элементы согласуются друг с другом.

Психологическая элегантность – умение создать собственную гармонию, «изюминку», присущую только вам.

 

Стиль одежды

 

Стили составляют основу знаний о моде. Правда, сегодня в чистом виде каждый стиль встречается не так часто. Мода отличается смешением элементов разных стилей, обращается к ассоциациям, передает настроение. Традиционные стили – это классический, романтический, спортивный и фольклорный (этнический).

Классический стиль. Одежда этого стиля наиболее распространена и выполняется из самых добротных, благородных по качеству и цвету тканей – шерсти, шёлка, хлопка, льна. Классический стиль – это сдержанная простота в линиях, лаконичный крой, приемы которого отработаны десятилетиями, достаточно строгий образ изделия. Вещи классического стиля не бросаются в глаза, а привлекают внимание своим качеством, надежностью. Они не утомляют своего владельца, выдерживают конкуренцию в течение нескольких сезонов. Их можно по-новому, в соответствии с современной модой, группировать. Типичные представители классического стиля - костюмы: жакеты английский, кардиган, спенсер, дополненные юбками - прямыми, узкими и широкими (в складку, плиссе) и клешёными, а также брюками типа мужских, т.е. традиционными. Однако, и в брюках для классического костюма сегодня возможны варианты. Прекрасно вписалась в классику и юбка-брюки. Как видим, в последние годы мода отошла от привычного: классический – значит строгий. Блузки для костюмов - также не только типа мужской сорочки. Возможны варианты и для жилетов. Свитера, джемперы, вязаные кардиганы, галстуки и шарфы дополняют набор вещей классического стиля. Согласитесь, перечисленные виды одежды имеет в гардеробе каждый из нас. Они всем идут и всем рекомендуются. Однако и призывают к сдержанной манере поведения, создают деловую обстановку.

Романтический стиль – это легкость летящих, струящихся тканей, насыщенных или пастельных тонов, подчеркивающая женственность, мелкие рюши и красивые жабо, пена кружев, банты, оборки, искусственные цветы. Однако можно обойтись и без оборок. Например, белое платье из воздушного шелка с подчеркнутой бархатным поясом талией, широкой клешёной юбкой и облегающим лифом с большим декольте для девушки, дополненное цветами в прическе, - это тоже романтический стиль. Как видим, границы его не очерчены, возможны многочисленные варианты. Романтический стиль предполагает обстановку праздника, отдыха, торжества, создает приподнятое настроение и вряд ли уместен в рабочей обстановке. Далеко не каждая женщина может носить платья романтического характера. Кто резок в движениях, ходит быстро, стремительно, имеет сосредоточенное, замкнутое выражение лица, вряд ли наденет такое платье. Правда, с другой стороны, одежда обязывает, и такое платье в соответствующем случае может до неузнаваемости изменить обладательницу резких движений.

Спортивный стиль в самом простейшем варианте представлен курткой с карманами, погонами, молниями, брюками, на которых также накладные карманы, паты и молнии. Вязаная шапка и кроссовки или туристские ботинки завершают этот комплект одежды для активного отдыха, поездки за город. Такие же погоны и накладные карманы могут быть и на платье из высококачественной шерстяной ткани. Правда, в последние годы таких вариантов мода не предлагает.

Спортивный стиль сегодня - это множество микростилей. Самые популярные из них: сафари - чаще всего летняя одежда из льна, хлопка, смесовых тканей в бело-песочно-хаки-коричневой гамме; джинсовый; военизированный – с решениями, взятыми из форменной одежды – гимнастерок, мундиров; униформа – городская одежда по мотивам рабочей спецодежды: комбинезоны и полукомбинезоны, платья-фартуки и сарафаны-фартуки, куртки; морской, матросский – с решениями, взятыми из форменной матросов, морских офицеров. В последнее время создатели моды обратились и к идеям просто тренировочного костюма, одежды спортсменов-профессионалов. В жизнь молодежи вошли брюки спортсменов-велосипедистов, купальники для водного спорта, костюмы гимнасток. Их надевают с юбками, брюками, блузами. К привычным вариантам спортивного стиля, – взять хотя бы джинсы, мы обращаемся все, в зависимости от обстановки. Стиль сафари и морской очень популярны в городской обстановке летом. Спортивный характер одежды противопоказан, пожалуй, только женщинам с романтичной внешностью. Но и тут мода предлагает выход: она удачно соединяет те же джинсы с «крестьянской» блузой или блузкой в «бельевом» стиле, а это уже женственное начало.

Фольклорный стиль, который называют так же этнический или кантри. Это стиль современной одежды в духе народных национальных костюмов. Фольклорный стиль сегодня – это заимствование не только приемов декоративного оформления одежды - отделок, вышивок, но и в первую очередь элементов и способов кроя, форм и предметов одежды. Народная одежда отличается рациональной простотой форм, в ней чувствуешь себя раскованно и свободно, она подразумевает близость к природе, в которой так нуждается современный городской человек. Уютные шали, платки, накидки, капюшоны, безрукавки, свободные теплые кофты, стеганки, дубленки, сборчатые юбки, многослойные комплекты, парки и многое другое мода взяла из вековой сокровищницы национальной одежды народов мира. Одежда фольклорного характера очень часто отличается декоративностью, в ней используются самые разные приемы отделки.

Деловой стиль близок к классическому. Основное, принципиальное отличие одного от другого – это, прежде всего, несколько большая объемность делового костюма, привнесенная в моду модификациями спортивного стиля, желанием не сдерживать динамики облегающим костюмом, но в тоже время выглядеть строго и по-деловому. Деловой стиль или бизнес-стиль – это элегантность классического стиля и удобство спортивного. Если говорить о стандартах делового стиля, то охарактеризовать его можно следующими словами – аккуратный, лаконичный, функциональный. Этот стиль одежды подчеркивает такие качества, как деловитость, авторитетность, серьезность, надежность. Деловой стиль помогает произвести впечатление уверенного в себе, организованного, компетентного, внушающего доверие человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.