КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема Логические основы аргументации
Практическое занятие № 7-8 (4 часа) Вопросы: 1. Доказательство и опровержение. 2. Правила доказательного рассуждения и возможные логические ошибки. 3. Софизмы и логические парадоксы. Некорректные аргументы. 4. Рассуждение и способы убеждения.
Упражнения:
Упражнение 1. Дайте прямую и косвенную аргументацию нижеследующих тезисов. Пример. Прямое обоснование: а) Тезис: Русский народ внес значительный вклад в развитие мировой культуры. б) Подбираем аргументы: Русские писатели внесли значительный вклад в развитие мировой литературы Так, Л Толстой и М. Достоевский являются общепризнанными классиками мировой литературы (1 А), Русские композиторы создали множество музыкальных произведений, которые ьошли в «золотой фонд» мировой культуры (2 А); Русские ученые сделали множество великих научных открытий, которые оказали существенное воздействие на развитие мировой научной мысли (3 А). Косвенное обоснование: а) Выдвигаем антитезис: Неверно, что русский народ внес значительный вклад в развитие мировой культуры. б) Выводим следствия из антитезиса: Русские писатели не внесли значительного вклада в развитие мировой литературы (1С); Русскими учеными не было сделано великих научных открытий (2 С); Русские композиторы не создали великих музыкальных произведений (3 С). Из ложности следствий выводим ложность антитезиса, а из ложности антитезиса делаем заключение об истинности тезиса. Тезисы. 1. Россия — это федеративное государство. 2. Россия — это государство с республиканской формой правления. 3. Важной сферой личных прав и свобод человека является свобода мысли и слова.
Упражнение 2. Какие из предложенных учащимся тем сочинений обязательно предполагают доказательство? Почему?
а) Образцы героев в романе «Война и мир». б) Горький — обличитель мещанства. в) Влияние Гоголя на современников. г) «Нам песня строить и жить помогает...» д) Мой современник.
Упражнение 3. Проанализируйте и при необходимости восстановите нижеследующие доказательства. Укажите их правильность, а также истинность аргументов и тезиса. а) О том, что Николаев болен, свидетельствует повышенная температура. Известно, что у здоровых людей температура колеблется от 36 до 37 градусов. У Николаева — 37,5. Следовательно, Николаев не может считаться здоровым. Более того, у Николаева плохое самочувствие. У здорового человека не может быть такого самочувствия. Это также свидетельствует о том, что Николаев болен. б) Философ Диоген из Аполлонии считал что разум человека обусловлен вертикальным положением тела, благодаря чему человек вдыхает более чистый воздух, тогда как животные с головой, наклоненной к земле, вдыхают воздух, загрязненный влагой. Точно так же и дети, вследствие своего малого роста, менее умны, чем взрослые. Как Вы можете опровергнуть такую точку зрения? Представьте Ваше опровержение в полной, развернутой форме и охарактеризуйте его. в) «Раздосадованный Рутилов сказал: — Ты, Ардальон Борисыч, не будешь никогда быком, потому что ты — форменная свинья. — Врешь! — угрюмо сказал Передонов. — Нет, не вру, и могу доказать, — злорадно сказал Рутилов. — Докажи, — потребовал Передонов. — Погоди, докажу, — с тем же злорадством в голосе ответил Рутилов. Оба замолчали. Вдруг Рутилов спросил: — Ардальон Борисыч. а у тебя есть пятачок? — Есть, да тебе не дам, — злобно ответил Передонов. Рутилов захохотал. — Как, у тебя есть пятачок, так как же ты не свинья?! — крикнул он радостно». г) Употреблять в пищу огурцы опасно — с ними связаны все телесные недуги и вообще людские несчастья. Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы. 99,9 % всех людей, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, употребляли в пищу огурцы в течение двух недель, предшествующих фатальному несчастному случаю. 93,1 % всех несовершеннолетних преступников происходят из семей, где огурцы потребляли постоянно.
Упражнение 4. Можете ли Вы показать несостоятельность следующего доказательства? Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку. Но ведь известно, что дед репки не вытащил. Бабка репки не вытащила. Внучка не вытащила. Жучка и кошка тоже не вытащили. Таким образом, мы должны признать — как это ни парадоксально! — что репку вытащила мышка.
Упражнение 5. Опровергните точку зрения президента или подтвердите ее собственными аргументами. Американский президент А. Линкольн однажды отчитал молодого офицера за то, что тот вступил в жаркий спор со своим сослуживцем. «Ни один человек, который решил действительно преуспеть в жизни,— внушал Линкольн,— не должен тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание. Уступайте в крупных вопросах, если чувствуете, что и вы, и ваш собеседник по-своему правы, и уступайте в более мелких вещах, даже наверняка зная, что правы только вы. Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она укусила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса...»
Основные термины и понятия по теме: демонстрация, тезис, аргументы, прямое доказательство, косвенное доказательство, опровержение, правила доказательного рассуждения, софизм, парадокс, рассуждение,. Литература Основная:
4. Бочаров В.А. Основы логики: учеб. пособие. М., 2008. 5. Кириллов В.И. Логика: учеб. пособие для вузов. М., 2004. 6. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2010.
Дополнительная: 1. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954. 2. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991. 3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1998. 4. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 2010. 5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 2010. 6. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 2010.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |