КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка достоверности разности между средними величинами
Доверительные границы средних величин. Сигмальные зоны, их применение в медицине.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Средняя величина - это величина, которая средним цифровым значением характеризует изучаемое явление или признак. Виды средних величин: -мода -медиана -средняя арифметическая -простая -взвешенная
Недостатки средних величин заключаются в том, что за ними не видно индивидуальных различий изучаемого явления. Средние величины рассчитываются из вариационного ряда. Вариационный ряд - ряд чисел, расположенных в определенном порядке, характеризующих один признак, но отличающихся друг от друга по своей величине. Виды вариационных рядов: · убывающий · нарастающий · неопределенный · сгруппированный Вариационный ряд характеризуют следующие признаки: варианта, частота, мода, медиана, амплитуда, лимит, интервал и др.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 5
а) Средняя арифметическая простая рассчитывается из вариационного ряда, в котором каждая варианта встречается один раз. Она рассчитывается по формуле: б) Средняя арифметическая взвешенная высчитывается из вариационного ряда, в котором каждая варианта встречается один раз и более. Она рассчитывается: - непосредственным способом - по способу моментов Средняя арифметическая взвешенная непосредственным способом рассчитывается по формуле:
ЗАДАЧА 1. Определите средний вес 25 подростков (непосредственным способом).
n = 26
в) Средняя арифметическая взвешенная по способу моментов рассчитывается по формуле:
В процессе работы необходимо дать характеристику изучаемого явления (характеристику разнообразия признака). Разнообразие (или похожесть) характеризуют: - амплитуда - лимит - среднеквадратическое отклонение - коэффициент вариации г) Среднеквадратическое отклонение (сигма) характеризует колеблемость (вариабельность) вариационного ряда и является его абсолютной мерой. Чем большее число наблюдений будет находиться в пределах + одна сигма от средней арифметической, тем однообразнее будет вариационный ряд. Сигма для средней арифметической, вычисленной по способу моментов, рассчитывается по формуле: д) Коэффициент вариации характеризует колеблемость (вариабельность) вариационного ряда и является его относительной мерой. Чем меньше показатель, тем однороднее вариационный ряд. Различают степени градации вариации: низкая (меньше 10,0 %) средняя (10 - 20,0 %) высокая (больше 20,0 %) е) Кроме характеристики разнообразия признака оценивается достоверность результатов исследования - рассчитываются: · ошибка средней арифметической · доверительные границы средней арифметической · достоверность разности результатов исследования Ошибка средней арифметической - это поправка к результату выборочного исследования. Величина ошибки (m) показывает на сколько М отличается от результата, который был бы получен при исследовании всей генеральной совокупности. Ошибка рассчитывается по формуле:
ЗАДАЧА 2. Определите средний рост девушек 12- летнего возраста по способу моментов, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и ошибку средней арифметической:
n = 111
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 6
Произвести группировку вариационного ряда и вычислить среднюю арифметическую по способу моментов.
n = 20
Группировку провести в следующей последовательности: 1. Определить амплитуду вариационного ряда: А = Vмакс. - Vмин. 2.Выбрать интервал (классовый промежуток - К) 3.Определить число вариант в сгруппированном интервальном ряду по формуле: V = + 1
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 7
Доверительные границы средних величин показывают в каких пределах можно доверять результатам выборочного исследования (М), или как он будет колебаться при переносе его на всю генеральную совокупность (М) с определенной долей вероятности (t). Коэффициент вероятности (достоверности) может выражаться в единицах или процентах: t - 1 = 68,3 % t - 2 = 95,5 % t - 3 = 99,7 % Для большинства медико-биологических исследований достаточной считается вероятность равная 95,5 %. Доверительные границы рассчитываются по формуле: М = М + tm
ЗАДАЧА 1. Группа больных коронарным атеросклерозом исследовалась на содержание холестерина в сыворотке крови. Среднее содержание холестерина у всех больных составляло 231 + 4,0 мг%. Определить доверительные границы средней арифметической с вероятностью безошибочного прогноза Р= 95,5% и Р= 99,7%. ЗАДАЧА 2. Произведено обследование роста семилетних мальчиков (n=112) города Тобольска. Средний рост составил 123,96 + 0,50 см. Определить доверительные границы средней арифметической с вероятностью безошибочного прогноза Р=95,5%.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 8
Достоверность разности результатов исследования (t) рассчитывается для определения различия между несколькими показателями. При этом решается вопрос, является ли различие показателей существенным (обусловленным действием каких-то фактов), или вызвано случайными колебаниями. Достоверность разности рассчитывается по формуле: Различия считаются существенными, если t = 2 или больше 2. При этом разность соответствует вероятности безошибочного прогноза равной 95,5 %.
ЗАДАЧА 1. Изучалась обсемененность кожных покровов патогенной и условно-патогенной флорой с одновременным анализом других иммунологических показателей у онкологических больных по сравнению с группой здоровых.
Определить существенны ли различия показателей обсемененности кожных покровов патогенной и условнопатогенной флорой в сравниваемых группах женщин.
ЗАДАЧА 2. Студентов-медиков исследовалось артериальное давление до и после сдачи экзаменов. Максимальное артериальное давление до сдачи экзаменов в среднем составило 127,2 + 3,0. После сдачи - 117,0 + 4,0 мм.рт.ст. Можно ли на основании этих данных считать, что действительно до сдачи экзаменов у студентов отмечалось некоторое повышение максимального артериального давления?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЗАНЯТИЮ «СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ» 01. Средние величины применяются для характеристики признаков: а) качественных б) количественных в) относительных 02. Вариационный ряд - это: а) ряд любых измерений б) измерения, расположенные в ранговом порядке в) однородные показатели, изменяющиеся во времени г) ряд отвлеченных величин д) ряд элементов статистической совокупности 03. Варианта - это: а) числовое выражение признака б) средняя величина в) относительный показатель г) абсолютная величина д) качественная характеристика признака 04. Обобщающей характеристикой вариационного ряда является: а) число наблюдений б) среднее квадратическое отклонение в) только средняя арифметическая величина г) любая средняя величина д) варианта 05. Критериями разнообразия признака являются: а) амплитуда б) среднее квадратическое отклонение в) коэффициент вариации г) все вышеперечисленное 06. Характеристикой разнообразия изучаемого признака в вариационном ряду является: а) абсолютный прирост б) среднее квадратическое отклонение в) коэффициент корреляции г) число наблюдений д) средняя величина 07. Средняя ошибка средней арифметической величины и относительного показателя - это: а) мера достоверности результата б) разность между минимальным и максимальным значением признака
в) число степеней свободы 08. Средняя ошибка средней арифметической величины прямопропорциональна: а) числу наблюдений б) частоте встречаемости признака в) коэффициенту достоверности г) показателю разнообразия изучаемого признака д) величине изучаемого признака 09. Средняя ошибка средней арифметической величины обратнопропорциональна: а) числу наблюдений б) показателю разнообразия изучаемого признака в) ошибке репрезентативности г) показателю достоверности д) величине изучаемого признака 10. С увеличением объема наблюдений ошибка репрезентативности: а) увеличивается б) остается без изменений в) уменьшится 11. При коэффициенте достоверности, равном 2 доверительная вероятность составляет: а) 68 % б) 95,5 % в) 99 % г) 99,5 % д) 99,9 % 12. Коэффициент Стьюдента - это: а) стандартизованный показатель б) средняя величина в) коэффициент корреляции г) коэффициент достоверности д) характеристика разнообразия признака 13. Показателем достоверности различия средних величин является: а) средняя ошибка б) коэффициент корреляции в) коэффициент достоверности (t) г) интенсивный показатель д) темп роста 14. Минимальная величина коэффициента Стьюдента, при которой различие между сравниваемыми величинами считается достоверным: а) 1,0 б) 1,8 в) 2,0 г) 2,5 д) 3,0 15. Нормой распределения изучаемого признака является сигмальная зона: а) первая б) вторая в) третья г) за пределами 3-х зон.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |