Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Форма государства




От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме, типе.

Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских концепциях.

Содержание – упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.

Форма – внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.

Кант рассмат­ривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-полити­ческих кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государст­ве устойчиво, стабильно главным образом относится к его фор­ме. Проявления понятия «форма» применительно к государству многолики: от униформы представителя власти, государствен­ного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебрежения формальной стороной юриди­ческой сферы в значительной степени берет свое начало госу­дарственно-правовой нигилизм — тяжелый социальный недуг на­шего времени.

На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука дер­жала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из извест­ных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей не только в юриспруденции, но и в космологии (признание трансцендентного ума) и в антро­пологии (признание «отделимости» и бессмертия высшей духов­ной способности — души). «Formadatesserei» — «форма дает бытие вещи» — считали римские юристы.

Римские юристы полагали, что именно форма дает бытие вещи. Форма есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Так, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникает из ее формы.

Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом единстве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма – ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие.

Содержание формы государства

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образова­ния и организации высших органов государственной власти и уп­равления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений цент­ральной, региональной и местной властей. В-третьих, это при­емы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (го­сударственного, политического) режима.

 

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:

а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);

б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);

в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический.

Указанное понимание формы государства сложилось не сра­зу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиле­ния интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитичес­ком пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входит 12 его участников - бывших союзных республик.

 

2. Форма государственного правления

Понятие формы государственного правления

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государ­ственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимо­отношения этих органов друг с другом.

Под формой правления подразумевают организацию вер­ховной государственной власти, в особенности высших и цент­ральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок обра­зования этих органов, длительность их полномочий, взаимоот­ношения с населением, степень участия последнего в их фор­мировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристокра­тия), всем населением (демократия).

Разновидности формы правления

Формы правления различаются в зависимости от того, осущест­вляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления - монархию и республику.

 

Монархия

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (monos - один, единый и arche - главенство, власть).

Признаки монархии

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной,

4. Монарх формально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.

Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными тра­дициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.

Виды монархий

В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии.

Виды монархий могут быть рассмотрены применительно к историческим параметрам или с позиций принадлежности власти.

≈ Древневосточная - Вавилон, Индия, Древний Египет

≈ Римская централизованная - Рим в I-III вв. н.э.

≈ Средневековая раннефеодальная - Древнерусское государство, монархия Меровингов

≈ Сословно-представительная - Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании

≈ Абсолютная - Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия

≈ Современная конституционная - Великобритания, Дания, Япония

Традиционно монархии рассматривают двух видов: абсолютная и ограниченная.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людо­вика XIV).

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.

Признаки дуалистической монархии

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.

2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная (конституционная) монархия

При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуслав­ливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политиче­ского противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парла­мент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.

Как разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства (Ватикан).

  Абсолютная Дуалистическая Парламентарная
Принадлежность законодательной власти Монарху Власть разделена между монархом и парламентом Парламенту
Осуществление исполнительной власти Монархом Формально – монархом, фактически – правительством
Назначение главы правительства Монархом Формально – монархом, но с учетом итогов парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента ------------- (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право veto монарха на решения парламента ------------ Абсолютное veto Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные страны Средний Восток: Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Германия (1871-1918), Кувейт, Ирак Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия
         

Республика

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избира­емыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».

Признаки республики

1. Наличие высших выборных органов власти.

2. Возможность участия граждан в управлении делами государства

3. Разделение властей.

4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

5. Высокий авторитет судебной власти.

Виды республик

Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.

Республиканская форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды:

≈ Афинская демократическая - Афины V-IV вв. до н.э.

≈ Римская аристократия - Рим V-II вв. до н.э.

≈ Спартанская аристократическая - Спарта V-IV вв. до н.э.

≈ Средневековая - Города – Республики: Венеция, Новгород, Союз немецких торговых городов Ганза

Парламент­ская республика

В парламент­ской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики

1. Верховенство власти парламента.

2. Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских вы­борах.

3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.

В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д.

Президентская республика

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы прави­тельства.

Признаки президентской республики:

1. Президент назначает правительство, которое несет перед ним политическую от­ветственность.

2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правитель­ства.

3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или колле­гиями выборщиков.

4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны.

Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая сме­шанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики.

Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.

Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958г. По инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом и парламентом.

В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.

В современном мире существуют и нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имеет (Заир, Малави).

Соотношение типа государства и формы правления

Государство каждого типа может принимать различные формы. Например, для рабовладельческого типа государства были характерны как деспотическая монархия, так и полисные республики; для буржуазного типа – все виды республик и ограниченные монархии.

Следует отметить, что некоторые формы правления присущи только конкретному историческому типу государства: сословно-представительная монархия – только феодальному, а парламентская монархия – буржуазному. Также важно и то, что некоторые типы государств не могут воплощаться в определенные формы. Так, рабовладельческое государство не может существовать в форме ограниченной монархии с общенациональным парламентом, а социалистическое – в форме монархии.

Таким образом, четкого соотношения между формой правления и типом государства не существует, но нельзя опровергнуть наличие фактов, которые предопределяют конкретную форму государства. Среди всех фактов наиболее четко выделяют:

а) уровень социально-экономического развития. Например, складывание абсолютной монархии в эпоху феодализма объясняется развитием в его недрах капиталистических отношений. В условиях примерного равновесия сил между дворянством и буржуазией монархия получает возможность проводить самостоятельную политическую линию, лавируя между классами;

б) соотношение классовых сил. В тех странах, где буржуазные революции одержали решительные победы, устанавливалась республика (Франция, США), а там, где борьба буржуазии с феодалами завершилась компромиссом, сохранялась монархическая форма правления (Англия, Япония, Голландия);

в) национальные и культурные традиции, степень религиозности общества (Англия, мусульманские страны);

г) внешние факторы - влияние бывшей метрополии на свои колонии и др. (государства Британского Содружества).

 

3. Форма государственного устройства

Содержание формы государственного устройства

Под формой государственного устройства понимают адми­нистративно-территориальную и национальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и сос­тавляющими его частями, между отдельными частями государ­ства, между центральными и местными органами. Форма госу­дарственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государст­ва — территориальной организацией населения. При всей кажу­щейся абстрактности форма государственного устройства са­мым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (поддан­ных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечаю­щие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения государственного устройства государ­ства можно подразделить на унитарные (единые государствен­ные образования); федерации (союзы относительно самосто­ятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объ­единения, союзы суверенных государств).

Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональ­ной, местной властей.

Виды форм государственного устройства

Унитарное государство

Унитарное (единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства

1. Один Основной Закон.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются госу­дарственными образованиями).

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многона­циональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными - Япония, Египет и т.д.

Федерация

Федерация - соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «со­юз»). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции.

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союз­ной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполни­тельные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

В современном мире существует 25 федераций. Это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан – в Азии, Нигерия и Эфиопия- в Африке, США и Бразилия – в Америке, Австралия в Океании и другие. Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

Существует несколько видов федеративных государств:

- основанные на национально-территориальном признаке (территориальные, национальные и смешанные);

- симметричные и асимметричные;

- договорные, учредительные и конституционные.

Территориальные федерации. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).

Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Таким образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.

Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Симметричная федерация. В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус. Только субъекты составляют федерацию в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), в Аргентине (провинции), в России (применяются разные названия к субъектам). Однако, абсолютно симметричных федераций нет. Хотя, с точки зрения правового положения составных частей федерации ближе к идеалу симметричной федерации можно отнести – Австрию, Мексику, Бразилию и Аргентину.

Ассиметричные федерации. Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов). В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) – Виргинские острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые пользуются правами штатов.

Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США).

Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Конституционные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона парламента (реформирование в Индии в 1956 году).

Конфедерация

Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).

При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих го­сударствах, объединяющихся в конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.

Признаки конфедерации

1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.

2. Конфедерация - непрочное, как правило, временное образование.

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

7. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).

8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации.

Исторические факты подтверждают то обстоятельство, что конфедеративные образова­ния имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д. Это связано с тем, что у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).

В последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз, автономия и др. к их числу относятся Европейский Союз, который ранее назывался Экономическим сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционировало в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло СНГ. Сегодня в Содружество Независимых Государств входит 12 членов – бывших союзных республик. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

Содружество – организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенных степенью однородности, например, таких как: экономика, право, язык, культура, религия.

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре, которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

 

4. Государственный (политический) режим

Понятие политического режима

Категория «политический режим» появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века.

Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все состав­ные части политической системы: политические партии, общест­венные организации, трудовые коллективы (а также и «внеси­стемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — ис­пытывают значительное влияние государства, его сущности, ха­рактера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии "государственный режим".

Для характеристики формы государства име­ет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических сво­бод личности, степень соответствия официальных конституци­онных и правовых форм политическим реалиям, характер от­ношения властных структур к правовым основам государствен­ной и общественной жизни).

Виды политического режима

Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

Существен­ное влияние на вид политического режима оказывают историчес­кие традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся под­час вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.

На вид политического режима может оказать воздействие и международная обста­новка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государ­ствах одного и того же времени.

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократи­чески-монархические, аристократические, олигархические ре­жимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена фе­одализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-фео­дальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещен­ного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапар­тистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и мари­онеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фун­даменталистский.

Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режи­мов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разно­видностям: демократическому и антидемократическому полити­ческим режимам.

Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу­ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину лю­бых демократических политических режимов. Термином «демо­кратия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплен­ные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократия была хорошо известна в Античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образом античной демократии считаются Афины. В европейском Средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Женева).

Демократический политический ре­жим может предусматривать прямое участие населения в реше­нии государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с по­мощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический полити­ческий режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, сущест­вование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без много­партийности, без достаточно высокого социально-экономичес­кого уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического раз­вития государственности различных исторических эпох дает са­мые различные примеры демократических режимов.

Либеральный режим - это переходный режим от недемократического режима к демократическому.

Для либерального режима характерно отсутствие ста­бильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной пробле­мы не используются.

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле­нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

Антидемократические полити­ческие режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режи­ма демократии, а именно: господство одной политической пар­тии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной фор­мы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев наро­да; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Антидемократические режимы подразделяются на: авторитарные, тоталитарные и военные.

Авторитарный режим - это власть одного человека или группы людей.

Авторитарный режим – политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом.

При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппози­ционные партии и движения, оппозиционная пресса, зап­рещены профсоюзы и т.п.

Авторитарный режим носит переходной характер между тоталитарным и демократическим. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью, так как в них еще отсутствуют необходимые предпосылки для демократии: политическая культура масс, уважение к закону. Попытка перескочить авторитарный режим приводит к монархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Тоталитарный режим - крайняя форма авторитариз­ма.

При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется моно­польный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, уста­навливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии. Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом же деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Тоталитарный режим можно подразделить на:

♦ фашистский;

♦ полуфашистский;

♦ военно-диктаторский.

Они различаются степенью применения насильствен­ных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.

Военный режим – политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаки военного режима выражаются в следующем:

Переход власти в результате военного переворота к хунте;

Отмена конституции и замена ее активами военных властей;

Роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

Ограничение действия политических прав и свобод человека;

Создание при хунте консульских органов их технократов.

Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.

Кроме того, между различными элементами формы государства существует определенная взаимосвязь.

Например, республиканская форма правления часто "тяготеет" к федератив­ному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Респуб­ликанские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при на­личии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.

Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Монархическая форма прав­ления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного ус­тройства и автократическому политическому режиму.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.