Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 18. Нормативный правовой акт




Существует множество видов нормативно-правовых актов. Но в своей совокупности они как отдельный источ­ник права в рамках той или иной национальной правовой системы образуют определенную иерархическую структуру различной юридической силы, т.е. существует строгая сис­тема расположения и соподчиненния нормативно-правовых актов.

Важное значение имеет классификация нормативно-правовых актов по юриди­ческой силе и субъектам государственного правотворчества.

Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она опре­деляет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий ор­гана, издавшего акт, словом, устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо ука­зывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где выс­шей юридической силой обладают законы.

Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять за­коны.

2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией).

3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Понятие и виды закона

Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, прини­маемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные от­ношения. Слово "закон" образовано из приставки "за" и корня "кон" (черта, граница, которую нельзя переступать). Закон - лишь одна из форм права. Еще в Древнем Риме различали право (jus) и закон (lex). Цицерон в диалогах "О законах" писал о "вредных" и "пагубных" постановлениях и отмечал, что "они заслуживают названия закона не больше, чем решения, принятые с общего согласия разбойниками", что законом является лишь справедливое решение.

Концепции закона в разных странах неодинаковы. Так, в странах англосаксонского права понятие закона имеет широкий и узкий смысл. В первом случае под ним понимают любую писаную или не­писаную норму, подлежащую защите в судебном порядке, во вто­ром — собственно акт парламента. Термином «законодательство» здесь охватывают нормативные акты общегосударственных органов (правительства, министров), принятые на основе делегирования им парламентом полномочий по тому или иному вопросу («делегирован­ное законодательство»), а также подзаконные акты (by-law) некоторых местных органов.

В странах романо-германского права различают понятия «закон в материальном смысле», т. е. всякую норму, исходящую от государ­ства, независимо от форм ее изложения, и «закон в формальном смысле», т.е. принятый в особом порядке акт высшего представитель­ного органа государственной власти.

Признаки закона

Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый субъектом-носителем государственного суверенитета, толь­ко высшим представительным органом - парламентом, представляющим весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума. Это правовой акт, выражающий (хотя бы теоретически) и отражающий волю и инте­ресы всего общества или народа.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех ос­тальных источников права, верховенством и является главенствующей " формой права.

В-третьих, это юридический акт - введение в правовую систему юридических норм, письменный документ, всегда - источник права и его обязательный элемент.

В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важ­ные общественные отношения.

В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом за­конодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - положения­ми или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

В-шестых, это нормативный акт, содержащий изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам.

В-седьмых, выражает и закрепляет объективированную в праве меру свободы людей (права) и устанавливает меру должного поведения (обязанности).

В-восьмых, воплощает принцип формального равенства.

Кроме названных существуют и другие признаки законов, отличающие их от других нормативно-правовых актов.

Легитимность закона

Легитимность закона означает положительное отношение к нему членов общества, поддержку его гражданами и юридическими лицами. Легитимность имеет две стороны: формальную и содержательную. Формальная означает принятие закона или иного нормативного акта надлежащим органом в установленном порядке. Содержательная - зависимость легитимности от его содержания. Содержательную сторону легитимности можно именовать легальностью закона. Идеальным является совпадение формальной легитимности и легальности закона. Проблема легитимности возникает тогда, когда формальная легитимность и легальность закона не совпадают. В подобных случаях реализация закона становится проблематичной.

Различие между формальной легитимностью и легальностью закона базируется на известной концепции различения права и закона. Легальным следует признать только правовой закон, т.е. закон, проводящий и закрепляющий правовую идею (справедливости, свободы, прав человека и др.). Такой подход делает необходимым механизм различения правового закона и неправового. В этом - коренная проблема всей концепции различения права и закона.

Виды законов

Законы по своему значению, и, прежде всего, по юридической силе, делятся на основные (конституционные) и обыкновенные (текущие).

Основные законы это конституции. Наивысшей юридической силой в системе норматив­но-правовых актов обладает Конституция. Она принимает­ся особым путем - посредством референдума (всенарод­ного голосования), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парла­ментом) в специальном (усложненном) порядке.

Виды конституции

Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства госу­дарства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности чело­века и гражданина.

С точки зрения формы, принято делить конституции на писаные и неписаные. Под писаной конституцией понимается единый нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической си­лой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, кодифициру­ющий правовые нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения. Неписаная конституция представляет собой сово­купность нескольких законов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан. Классический пример - английская конституция, состоящая из множества правовых актов - от Великой хартии вольностей 1215г. до Закона о министрах Короны 1 937 г.

По порядку установления конституции подразделяются на октроированные, которые дарованы монархом, и неоктроиро­ванные, т. е. принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом. К первым можно от­нести японскую Конституцию 1 889 г., марокканскую Конституцию 1911 г. и др. Октроированными принято считать также конституции, которые были разработаны и дарованы метрополиями своим коло­ниям при освобождении. Примерами неоктроированных конститу­ций являются Конституция Франции 1946 г., Конституция Португа­лии 1976 г. и др.

По времени действия конституции бывают временные и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия, по­стоянные - таким сроком не ограничены. Например, временная кон­ституция ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет. Однако боль­шинство современных конституций все-таки являются постоянными.

В зависимости от способа принятия или изменения консти­туции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменя­ются в обычном законодательном порядке; жесткие - впорядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодатель­ным процессом. Гибкой считается конституция Великобритании: входящие в ее состав законы изменяются как и другие законы, т. е. в обычном порядке. Примером жесткой конституции является Конституция США.

По форме правления различают монархические и рес­публиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Испании, Японии. К респуб­ликанским можно отнести основные законы ФРГ, Италии.

В зависимости от формы государственного устройства кон­ституции классифицируются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Примерами унитарных конституций могут служить конституции Швеции и Китая, федеративных - конститу­ции Российской Федерации и Индии. Конфедераций, как извест­но, в настоящее время в мире не существует.

С точки зрения политического режима, закрепляемого в конституциях, они подразделяются на демократические и ан­тидемократические. К демократическим могут быть отнесены конституции Австрии, Бельгии, Франции; к антидемократическим - конституция Индонезии.

Действующие сегодня конституции можно раз­делить на конституции «старого» и «нового» поколения. К первой группе относятся конституций, принятые в основном в XVII - XIX вв., а также некоторые конституций первой половины XX в. Конституция Норвегии 1814 г., (Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.). Вторую группу со­ставляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Конституция Франции 1958 г. и др.).

В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органичес­кие) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества.

Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Законы принимаются, как правило, парламентом (выс­шим представительным и законодательным органом страны). Некоторые законы принимаются путем референдума.

В странах романо-германской правовой семьи закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового регулятора общественных отношений. Объектами законодательной регуляции здесь являются наиболее важ­ные и существенные общественные отношения, имеющие основополагающее значение для жизни общества и уста­навливаемого в нем правопорядка.

Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и к одифици­рованные. Все они возникают и осуществляются в строгом соответствии с предписаниями Основного Закона, конкретизируя его положения.

Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Различного рода кодексы, уставы, положения, основы, представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (лат.Codex - книга, пень) это единый нор­мативно-правовой акт систематизирующий законода­тельство какой-либо отрасли права (гражданской, уго­ловной, земельной, и т. д.). Кодекс является результатам сложной правотвор­ческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства.

Структура Кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и особенной части. В первой закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части ко­декса.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные норма­тивные акты данной отрасли "подстраиваются" к отраслевому кодексу.

По характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразде­ляются на материальные и процессуальные кодексы.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы и т.д.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федерациях особое место в системе источников права занимают так называемые федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означа­ет, что они должны приниматься на основе и во исполне­ние действующих законов и прежде всего - конституции страны. Подзаконный акт - это акт правотворчества, который основан на законе и не проти­воречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к опре­деленным общественным отношениям.

По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделя­ются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты.

Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории опреде­ленного государства. К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. В президентской (суперпрезидентской) республике нормативные указы прези­дента обладают высшей юридической силой в системе подзаконных актов страны.

На основе и во исполнение указов президента принимаются постановления правитель­ства, которые более детально (в сравнении с указами) регламентируют различные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

2. Местные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т. д. В отличие от общих подзаконных актов, действие местных актов ограничено подвластной им территорией. 3. Ведомственные подзаконные акты представляют собой разновидность правовых актов общего действия, которые, однако, распространяются лишь на ограниченную (специальную сферу общественных отношений [банковские, транспортные, правоохрани­тельные] и т. д.).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различного рода общественны­ми организациями для упорядочения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций.

Например, уставы политических партий создаются на основе закона, который устана­вливает лишь общие положения их организации, в то же время, каждая конкретная партия вольна отразить в уставе специфику своих целей, задач и т. д.

Соотношение различных подзаконных нормативных актов также строится по принципу иерархии — с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов. При этом юридическая сила и сфера действия под­законных нормативно-правовых актов определяется законодательно установленным местом и властно-функциональ­ным значением соответствующего государственного орга­на (или должностного лица) в общей системе исполнитель­ной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-пра­вовые акты нижестоящих государственных органов долж­ны соответствовать нормативно-правовым актам вышесто­ящих органов государственной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.