Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие финансов, их место в системе экономических отношений. Функции финансов




 

финансы – это объективная экономическая категория, связанная с денежными отношениями, опосредующими прямое движение стоимости в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств и денежных накоплений у государства, субъектов хозяйствования и населения.

К финансовым отношениям относятся денежные отношения между:

- хозяйствующих субъектов с государством по поводу платежей в доход государственного бюджета и финансирования из него;

- различными хозяйствующими субъектами по поводу применения санкций и поощрений при выполнении договорных обязательств;

- хозяйствующих субъектов со своими работниками.

- государства с населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в банк, выплат пенсий, пособий, стипендий, вознаграждений за пользование сбережениями населения, предоставления бесплатных для населения услуг в области просвещения, здравоохранения и т.п.;

- внутригосударственные денежные отношения;

- хозяйствующих субъектов с кредитной системой по поводу привлечения, возврата заемных средств, получения и уплаты процентных сумм за ссуды;

- денежные отношения хозяйствующих субъектов с населением по поводу реализации, приобретения акций, выплаты и получения дивидендов;

- денежные отношения государства с другими государствами и международными финансовыми организациями по поводу оказания и получения безвозмездной помощи, получения и возврата ссуд, уплаты и получения процентных сумм за пользование ссудами;

- денежные отношения между партнерами совместных предприятий по поводу формирования уставного фонда, распределения доходов и т.п.

С развитием экономических отношений возникают и развиваются новые виды финансовых отношений и отмирают действующие их виды.

Функции финансов:

1 распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономического потенциала для создания финансовой основы функционирования государства и его экономической системы.

Таким образом, через распределительную функцию осуществляется обеспечение каждого звена финансовой системы необходимыми ему финансовыми ресурсами.

2Контрольная функция финансов порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением ВВП, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием.Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование и использование централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Контрольная функция имеет нормативную основу

Формой реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая выражает такие финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондоотдача и другие, в синтезированном виде отражающие различ­ные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Кроме названных функций, некоторые авторы выделяют и другие функции финансов, например воспроизводственную, стимулирующую и др.

 

 

2.Взаимосвязь финансов с такими экономическими категориями, как цена, заработная плата, кредит

 

Цена является экономическим инструментом, с помощью которого стоимость созданного товара получает денежное выражение и на основе которого совершается весь распределительный процесс.Это обстоятельство отражает сущность взаимосвязи цены и финансов. Цена выступает как результат производства и реализации товара, а сумма реализованных цен является источником финансовых ресурсов

Взаимодействие и взаимосвязь финансов и цены осуществляются следующим образом:

1) через цену совершается первичное распределение ВВП и национального дохода;

2) часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется на расширенное воспроизводство израсходованных в процессе производства средств производства и восполнение необходимого продукта,

3) другая часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов в форме налоговых и неналоговых платежей.

Заработная плата как экономическая категория выражает отношения, связанные с распределением вновь созданной стоимости и формированием при этом индивидуальных доходов работников в зависимости от количества и качества их труда.

Взаимодействие и взаимосвязь финансов и заработной платы осуществляются следующим образом:

1) Финансы создают условия для отношений, составляющих содержание заработной платы (недостаточность финансовых ресурсов приводит к нарушению сроков выплаты начисленной заработной платы).

2) Заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает одним из источни­ков формирования финансовых ресурсов предприятий. Средства, предназначенные для выплаты заработной платы, постоянно находятся в обороте предприятий и направляются на пополнение оборотного капитала. В результате заработная плата втягивается в финансовые отношения на время разрыва между ее начислением и передачей в руки владельцев.

3) Взаимосвязь между финансами и заработной платой проявляется также в процессе стимулирования общественного производства. И та и другая категории направлены на рост эффективности производства.

Различия:

- сфера действия заработной платы уже, чем у финансов.

- заработная плата направляется для индивидуального потребления работников, финансы используются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей

- заработная плата носит компенсационный характер, а финансовые ресурсы направляются на различные цели в воспроизводственном процессе

Финансы и кредит имеют родственную экономическую природу, а именно:

- основой их функционирования являются товарно-денежные отношения;

- в финансовых и кредитных отношениях деньги используются в функциях средства обращения или средства платежа;

- посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования;

- в кругообороте фондов предприятия нет различия между «собственным» и «кредитным» рублем.

Привлеченные в форме кредитов денежные средства используются для финансирования следующих расходов: закупки сырья и материалов, выплаты заработной платы, осуществления инвестиций и др.

Участвуя в распределении созданного в обществе валового продукта в денежной форме, финансы и кредит дополняют друг друга: функционирование финансов создает основу для создания кредитных ресурсов; функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.

В то же время финансы и кредит имеют различия:

1) участие финансов и кредита в распределении различно. Финансы участвуют в первичном распределении ВВП, кредит ограничивается перераспределением стоимости ВВП;

2) кредит предполагает двустороннее движение стоимости от кредитора к кредитополучателю и обратно, хотя и «разорванное» во времени, для финансов характерно одностороннее движение стоимости, т.е. возвратность, — отличительная черта кредита;

3) кредитные ресурсыотражают движение не всех, а только временно свободных финансовых ресурсов организаций и доходов населения;

4) направления использования финансовых ресурсов шире, чем кредитных.

 

 

3.Роль и значение финансов в развитии экономики

 

4.Финансовая система государства и ее структура

 

Финансовая система государства - совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Общегосударственные (централизованные) финансы этосистема денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности:

- 1 Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства.

2 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. К основным из них относятся: Фонд социальной защиты населения, фонды охраны природы, фонд национального развития, местные целевые бюджетные фонды, инновационные фонды, образуемые органами государственного управления и государственными организациями и др.

3 Государственный кредит –это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

4 Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер:.

1Финансы предприятий материального производства непосредственно обслуживают производство. Эти финансы распределяются по следующим звеньям:

финансы предприятий промышленности; сельского хозяйства; строительства;грузового транспорта; связи; торговли и заготовок и др.

2 Финансы непроизводственной сферы включают следующие звенья:финансы образования; культуры и искусства; здравоохранения и физической культуры; науки и научного обслуживания; пассажирского транспорта; жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслужи­вания; коммерческих страховых, кредитных и других учрежде­ний; общественных организаций; обороны страны и др.

Финансы населения (домохозяйств) - система экономических денежных отношений по поводу формирования и использования децентрализованных фондов денежных средств населения. (заработная плата социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии), доходы по ценным бумагам, доходы по банковским вкладам доходы от сдачи имущества в аренду и др.)

К основным расходам финансового характера у населения можно отнести: штрафы, пени, неустойки; уплаченные проценты по банковским кредитам; налоги и др.

Управление финансовой системой осуществляет финансовый аппарат – органы управления финансами, к которым относятся: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Департамент по ценным бумагам Министерства финансов, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и другие.

 

5.Государственный бюджет как главное звено финансовой системы государства

 

 

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из:

- В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

- В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Различают:. 1 Структурный – это дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.

2 Циклический дефицит образуется под влиянием экономических циклов (подъем или спад в экономике, кризис, рецессия).

Превышение доходов над расходами – это профицит бюджета.

Методами покрытия дефицита бюджета являются:

- увеличение собственных источников покрытия:

- привлечение заемных средств:

Размер бюджетного дефицита и источники его финансирования ежегодно утверждаются в Законе о бюджете Республики Беларусь на соответствующий год.

- условия сокращения бюджетного дефицита:

- укрепление доходной базы бюджета;

- оптимизация расходов;

- реформирование бюджетного процесса.

 

 

6. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды

 

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. К основным из них относятся: Фонд социальной защиты населения, фонды охраны природы, фонд национального развития, местные целевые бюджетные фонды, инновационные фонды, образуемые органами государственного управления и государственными организациями и др.

Организация функционирования фондов находится в ведении государственных органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством.

Наиболее крупным целевым бюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения, который опосредует отношения государственного социального страхования.

 

7.Государственное страхование как система перераспределительных отношений

 

Страхование – это система экономических перераспределительных отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни (дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.). Его принято рассматривать как звено финансовой системы государства

Характерные признаки страхования:

- аккумулируемые средства имеют целевое назначение, они расходуются лишь на покрытие потерь или предоставление помощи в заранее оговоренных случаях;

- отношения имеют вероятностный характер, поскольку заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его разрушительная сила и кого из страхователей оно затронет;

- средства возвратны, так как они предназначены для выплаты всей совокупности страхователей, но не каждому страхователю в отдельности;

- в процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками создания специального страхового фонда;

- возмещение ущерба одному или нескольким страхователям осуществляется путем его распределения на всех;

- число страхователей, вносящих платежи в течение того или иного периода, больше числа получающих возмещение (помощь).

Страхование выполняет следующие функции:

1. Рисковая, т.е страхование выступает механизмом защиты от рисков.

2. Предупредительная, которая выражается в том, что страховые компании проводят широкую систему мер предупредительного характера, чтобы контролировать и регулировать уровень риска в важнейших сферах хозяйственной и частной жизни.

3. Накопительная (сберегательная), обеспечивающая сбережение (накопление) денежных сумм (преимущественно по договорам страхования жизни), обусловленное потребностью в защите достигнутого достатка и благополучия.

4. Контрольная, которая отражает важность и необходимость тщательного контроля за законностью проведения страховых операций.

8.Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит –это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.

9.Финансы предприятий – основа финансовой системы государства

Финансы хозяйствующих субъектов - система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Это исходная сфера финансовой системы страны, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов.

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер:

Финансы предприятий материального производства непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий, Эти финансы распределяются по следующим звеньям:

- финансы предприятий промышленности;

- сельского хозяйства;

- строительства;

- грузового транспорта;

- связи;

- торговли и заготовок и др.

Финансы непроизводственной сферы включают следующие звенья:

- финансы образования;

- культуры и искусства;

- здравоохранения и физической культуры;

- науки и научного обслуживания;

- пассажирского транспорта;

- жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслужи­вания;

- коммерческих страховых, кредитных и других учрежде­ний;

- общественных организаций;

- обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности выделяют:государственной и на частной собственности.

С учетом организационно-правовых обстоятельств подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий.

10. Понятие финансовой политики государства, её содержание, основные задачи на современном этапе.

Финансовая политика - целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. Финансовая политика - это часть экономической политики, выработанные государством стратегия и тактика организации форм финансовых отношений.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Основным содержанием финансовой политики является:

- выработка научно обоснованной стратегии и тактики;

- определение основных направлений использования финансов;

- осуществление практических действий для решения поставленных задач.

К основным задачам современной финансовой политики относятся:

- финансовая поддержка проводимых в республике рыночных преобразований;

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

- взаимная сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

- установление рационального с государственных позиций, распределения и использования финансовых ресурсов;

- создание эффективной системы оперативного управления финансами;

- ликвидация или минимизация бюджетного дефицита;

- создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Развитие государства сопровождается изменением финансовой политики. Различают три основных типа финансовой политики:

- классическую;

- регулирующую;

- планово-директивную.

 

11.Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики государства

 

Важнейшей частью финансовой политики государства является финансовый механизм.

Финансовый механизм — система форм финансовых отношений, выработанных на основе финансовой политики государства и предназначенных для решения намеченных социально-экономических задач в обществе на данном этапе его развития.

Финансовый механизм включает: финансовые методы и приемы; финансовые инструменты и рычаги; финансовая информация; финансовое законодательство.

Методами финансового механизма являются финансовое управление, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль, финансовый анализ. Приемами финансового механизма выступают: самофинансирование; банковский кредит; доходы от размещения ценных бумаг; денежные средства других предприятий, привлекаемые на акционерной основе или долевых началах; субвенции; дотации; бюджетные ссуды.

Финансовые рычаги и инструменты – это элементы финансового механизма, к которым относятся: установленный порядок распределения и использования доходов, амортизационных отчислений, формирование денежных фондов целевого назначения, применение финансовых санкций, ставки арендной платы, процентов по ссудам, депозитам, облигациям, порядок внесения паевых взносов, вкладов к уставный капитал, выплат дивидендов, котировки валютного курса и т. п.

В свою очередь они делятся на стимулы, санкции, лимиты, нормы, нормативы. Финансовые стимулы — реальная возможность всех форм финансовых отношений (финансовых рычагов) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. В виде стимулов выступают всевозможные льготы, особые условия кредитования, в виде санкций – штрафы, пени, неустойки. Финансовые нормативы — это весомость, размер, величина финансового стимула.

К финансовой информации относится информация о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, о ценах, курсах валют, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках, сообщения о положении дел на биржевом, внебиржевых рын­ках, о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, различные другие сведения.

Финансовое законодательство – это законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления.

12.Финансы предприятий и их место в финансовой системе. Функции финансов предприятий.

Финансы предприятий — специфическая часть денежных отношений, а также денежных потоков, возникающих в процессе функционирования предприятий и связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств с целью обеспечения воспроизводственных процессов и выполнения обязательств перед государством, банками, партнерами по бизнесу и собственными работниками.

Эти финансовые отношения по своему характеру многообразны и включают:

- финансовые отношения с учредителями, акционерами, членами трудового коллектива по поводу формирования уставного фонда, уплаты паевых, членских взносов, выпуска акций при создании предприятии;

- финансовые отношения с различными хозяйствующими субъектами в связи с уплатой и получением штрафов за нарушение хозяйственных договоров, образованием доходов от совместной деятельности, вложением средств в корпоративные ценные бумаги;

- финансовые отношения предприятия со своими работниками по поводу выплаты зарплаты, премий, оказания материальной помощи, предоставления ссуд, удержания стоимости брака, штрафных санкций, перечислений в фонд социальной защиты населения;

- финансовые отношения с бюджетом по уплате государственных и местных налогов, отчислений в централизованные фонды, получению налоговых кредитов, ссуд, ассигнований из бюджета;

- финансовые отношения с органами кредитной системы по размещению временно свободных денежных средств на специальных счетах в банках, получению и возврату кредита, лизинговых и других операций;

- финансовые отношения внутри предприятия, связанные с формированием и использованием фонда потребления, фонда накопления, резервного и других фондов целевого назначения;

- финансовые отношения с инвесторами (акционерами, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

- финансовые отношения с дочерними и материнскими предприятиями по перераспределению средств;

- финансовые отношения, связанные с финансовой несостоятельностью и банкротством предприятия.

Функции финансов предприятия:

- воспроизводственная — финансовое обеспечение простого повторения процесса производства;

- распределительная — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами;

- контрольная —поддержание оптимальных пропорций формирования и использования доходов предприятия.

13. Принципы организации финансов предприятий

Принцип рентабельности и самофинансирования, обеспечивающий полную окупаемость затрат по простому и расширенному воспроизводству, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских кредитов.

Принципы прогнозирования и плановости, обеспечивают соответствие объема продаж, издержек и инвестиций потребностям рынка с учетом конъюнктуры, а также платежеспособного спроса.

Принцип финансовой устойчивости, связанный с обеспечением финансовой независимости.

Принцип создания финансовых резервов, обусловленный необходимостью формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность в условиях рисков, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры.

Принцип материальной заинтересованности, проявляющийся в коллективной и индивидуальной заинтересованности в достижении максимально возможных результатов в деятельности предприятия.

Принцип материальной ответственности, связанный с ответственностью предприятий, организаций за сохранность, рациональное и эффективное использование оборотных и внеоборотных активов, соблюдение договорных и других обязательств перед предприятиями, государством, банками и др.

14.Содержание финансовой работы на предприятии

Финансовая работа на предприятии — это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное финансовое обеспечение воспроизводственных нужд, осуществление инвестиционной деятельности и выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, другими финансовыми институтами государства, партнерами по бизнесу и собственными работниками.

Предметом финансовой работы являются:

- финансовые отношения — построение их рациональных схем как обязательной предпосылки успешного функционирования предприятия;

- финансовые потоки — обеспечение их достаточности и своевременности как обязательной предпосылки финансового равновесия предприятия.

Основные направления финансовой работы на предприятии:

- финансовое планирование — процесс научного расчета потребности предприятия в финансовых ресурсах и её балансировки с возможными источниками покрытия;

- оперативно-управленческая работа — постоянное, позитивное воздействие на количественные и качественные параметры финансовых отношений и финансовых потоков предприятия;

- контрольно-аналитическая работа — процесс объективной оценки экономической эффективности, рентабельности, целесообразности и законности каждой сделки и хозяйственной операции предприятия.

Финансовая работа на предприятиях, в организациях осуществляется финансовой службой.

15.Финансовая служба в системе управления предприятием, её функции и задачи

Финансовая работа на предприятиях, в организациях осуществляется финансовой службой.

Финансовая служба на предприятии — это самостоятельное структурное подразделение, предназначением которого являются выработка и реализация оптимальной финансовой политики предприятия, способствующей эффективному хозяйствованию, максимизации получаемых доходов, своевременному и полному его финансовому обеспечению и осуществлению расчетов с финансовой системой государства и контрагентами.

Финансовая служба может быть представлена:

- на предприятиях с незначительными денежными оборотами, небольшой численностью работающих — одним бухгалтером;

- на средних предприятиях — специальной финансовой группой, входящей в состав бухгалтерии или планово-экономическою отдела;

- на крупных предприятиях с большими масштабами производства и большими объемами финансовой работы — специальным финансовым отделом;

- на предприятиях рыночного типа — финансовой дирекцией, которая объединяет все службы управления предприятием.

Основные задачи финансовой службы:

1) обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для выполнения принятых планов и получения прибыли;

2) обеспечение своевременной уплаты налогов и обязательных отчислений в соответствии с законодательством страны;

3) проведение своевременных расчетов с поставщиками, кредитно- финансовыми учреждениями и т.д.;

4) выявление и использование резервов по эффективному использованию производственных фондов и повышению рентабельности производства;

5) составление финансовой отчетности, справок, информации об использовании денежных средств, финансовом состоянии предприятия и т.д.;

6) контроль за целевым использованием финансовых ресурсов, обеспечением сохранности имущества предприятия.

Функции финансовой службы:

В инвестиционной деятельности:

- формирование планов капитальных вложений; выбор оптимальных вариантов инвестиций, определение источников инвестиций;

- учет состояния и движения основных производственных фондов;

- контроль и анализ состояния основных производственных фондов, контроль и оценка финансовых вложений.

В текущей деятельности:

- финансовое планирование, учет и анализ эффективности использования оборотных средств;

- контроль выполнения финансовых планов, качества продукции, цены товаров;

- дополнительное финансирование недостатка оборотных средств, осуществление мер по ускорению их оборачиваемости.

В финансовой деятельности:

- постоянный мониторинг за состоянием фондового рынка и доходностью портфеля ценных бумаг.

16.Финансовый анализ как инструмент финансового менеджмента на предприятии

Финансовый анализ —это оценка финансового положения предприятия, один из основных инструментов управления хозяйственной деятельностью предприятия.

Задачами финансового анализа являются:

- оценка поступления финансовых ресурсов и их использования;

- составление прогноза финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия;

- определение отклонения фактических финансовых показателей от плановых для принятия оперативных мер их устранения;

- разработка модели финансового состояния предприятия при различных вариантах использования финансовых ресурсов.

17.Финансовое планирование в системе организации и управления финансами

 

Финансовое планирование — это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов с целью их эффективного использования.

Задачи финансового планирования:

- обеспечение денежными средствами планируемых затрат по всем видам деятельности;

- сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- оптимизация распределения выручки и прибыли, увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- определение взаимоотношений с бюджетом, оптимизация налоговой нагрузки;

- определение взаимоотношений с банками и кредиторами, оптимизация структуры капитала;

- разработка политики финансовых вложений и инвестиций;

- осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью планируемых операций и ситуаций.

 

 

18.Финансовый контроль в системе инструментов финансового менеджмента

Финансовый контроль — комплекс действий соответствующих органов и служб по проверке хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций в целях объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, выявления внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.

Основные задачи финансового контроля заключаются:

- в соблюдении действующего законодательства в области финансов, обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, содействии рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлении достоверной отчетности;

- обеспечении своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом, целевыми бюджетными и внебюджетными фондами.

 

 

19.Сущность, функции финансового менеджмента на предприятии и основные принципы его организации

Финансовый менеджмент — специфическая область управленческой деятельности, направленная на оптимизацию финансовых отношений и финансовых потоков предприятия, а также на процессы формирования и использования капитала предприятия, его целевых фондов при достижении стратегических и тактических целей развития.

Основной целью является принятие оптимальных финансовых решений по организации финансовых отношений и движению денежных потоков, а также обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах.

Принципы организации финансового менеджмента:

- интегрированность с общей системой управления предприятием.

- комплексный характер формирования управленческих решений.

- высокий динамизм управления.

- многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений.

- ориентированность на стратегические цели развития предприятия

Основные функции финансового менеджмента:

- стратегическое и текущее финансовое планирование: составление различных финансовых планов, смет и бюджетов для любых предприятий;

- участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта;

- оценка возможных изменений структуры предприятия в виде слияний или разделений;

- обеспечение источниками финансирования деятельности предприятия: поиск внутренних и внешних источников краткосрочного и долгосрочного финансирования; выбор оптимального их сочетания;

- управление финансовыми ресурсами: управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах, портфелем ценных бумаг, заемными средствами;

- учет, контроль и анализ: выбор учетной политики; обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление отчетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит.

Инструментами финансового менеджмента являются:

1) Финансовый анализ

2) Финансовое планирование

3) Финансовый контроль

 

 

20.Финансовые риски предприятия и необходимость управления процессами их недопущения или минимизации

Виды финансовых рисков:

1) риски, связанные с покупательной способностью денег;

2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся:

Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск обусловлен ростом дефляции, вследствие чего происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь в результате изменения курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

К инвестиционным рискам относятся:

Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученной прибыли) из-за неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам.

Риски прямых финансовых потерь включают в себя биржевой и селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок, риски неплатежа по коммерческим сделкам и неуплаты комиссионного вознаграждения брокерской фирме.

Селективные риски возникают при неправильном выборе способа вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства – это опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитаться по взятым на себя обязательствам в результате неправильного выбора способа вложения капитала.

Снижение степени финансового риска — это сокращение вероятности и объема потерь. Наиболее распространенными приемами снижения степени риска являются: диверсификация; приобретение дополнительной информации о выборе и результатах; лимитирование; самострахование; страхование; страхование от валютных рисков; приобретение контроля над деятельностью в сопредельных областях; учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах.

21.Денежные расходы предприятий, их характеристика, классификация и источники финансирования

Затраты - это стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в период получения от них экономической выгоды. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются расходами организации в период осуществления данных затрат;

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации затраты подразделяются на:

На практике следует различать понятия «затраты» и «расходы».

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) являются главной составляющей себестоимости реализованной продукции (сырье, материалы, топливо, энергия, зарплата). Они финансируются по мере возникновения за счет поступлений выручки от реализации продукции.

Операционные расходы — это затраты по осуществлению хозяйственных операций, не являющихся предметом деятельности предприятия. К ним относятся:

- расходы, связанные с продажей и прочим выбытием основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов;

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов, прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности, если это не является предметом деятельности предприятия;

- расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций

- расходы по операциям с тарой;

- расходы, связанные с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, и др.

Источниками покрытия служат операционные доходы, полученные предприятием от реализации основных средств и других активов, от совместной деятельности, проценты, выплачиваемые банком за использование денежных средств, находящихся на счете предприятия в данном банке и др.

Внереализационные расходы непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции и не приводят к получению экономических выгод. К ним относятся:

- потери от уценки активов;

- штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушения условий договоров;

- перечисления предприятием в возмещение убытков, причиненных другим организациям;

- убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности;

- суммы недостач, потерь и порчи активов в соответствии с законодательством;

- отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;

- не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

- потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, конфискация и т. п.);

- перечисления средств и передача имущества, выполнение работ, оказание услуг, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных, оздоровительных и других аналогичных мероприятий;

- прочие внереализационные расходы.

Источниками финансирования внереализационных расходов являются внереализационные доходы и прибыль предприятия.

Затраты на воспроизводство производственных фондов включают капитальные вложения и вложения в оборотный капитал.

Источники финансирования капитальных вложений: амортизационные отчисления; прибыль предприятия; инвестиции акционеров; банковские кредиты; средства лизинговых компаний и др.

Источники финансирования формирования и прироста оборотных средств: прибыль предприятия; кредиторская задолженность; кредиты банков; средства финансовых компаний и др.

Социально-культурные расходы включают направление денежных средств на содержание ЖКХ, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры, бытового обслуживания, домов отдыха, санаториев и других объектов оздоровительного назначения, находящихся на балансе предприятия. К источникам их возмещения относятся: доходы предприятия, средства целевых бюджетных фондов, профсоюзных организаций, поступления средств граждан в уплату услуг, доходы от проводимых платных мероприятий.

22.Понятие себестоимости продукции, её виды и этапы определения

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Документом, регулирующим формирование себестоимости продукции (работ, услуг), в Республике Беларусь являются Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость

В Основных положениях все элементы текущих затрат предприятий объединены в пять групп:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности;

- прочие затраты.

Затраты, образующие себестоимость, можно классифицировать по различным признакам:

 

Признаки классификации Виды затрат
1.Целевое назначение Производственные Управленческие Финансового характера Коммерческие Связанные с использованием основных средств и нематериальных активов Транспортные Непроизводственные
2.Экономические элементы Материальные затраты Затраты на оплату труда Отчисления на социальныенужды Амортизация основных средств и нематериальных активов Прочие затраты
3.Статьи калькуляции Сырье и материалы Топливо и энергия Заработная плата Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы Прочие производственные расходы Коммерческие расходы
4.Зависимость от объема производства Постоянные Переменные
5.Способ распределения между видами продукции Прямые Косвенные
6.Связь с технологическими процессами Основные Накладные
7.Периодичность возникновения Постоянные (регулярные) Единовременные
8.Источники возмещения (финансирования) Прибыль Амортизационные отчисления Выручка от реализации продукции Банковский кредит Налоговый кредит Займы факторинг Бюджетные ассигнования Бюджетные субсидии и ссуды Средства бюджетных фондов
9.Форма регулирования Нормируемые Ненормируемые

Различают производственную себестоимость, включающую затраты на производство продукции и полную, котораяскладывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов. Коммерческие расходы связаны с продвижением товаров на рынок (реклама, транспортировка, хранение).

23.Планирование и прогнозирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг

Классификация затрат, образующих себестоимость продукции, по различным признакам

1. В зависимости от объема производства и реализации продукции: на переменные и постоянные.

* Условно-переменные затраты находятся в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции

* Условно-постоянные затраты - их объем не меняется с ростом объемов производства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.293 сек.