Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Нормы профессионального речевого поведения юристов




 

Говоря о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т.д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста.

От юриста помимо знаний закона требуются еще и определенные коммуникативные способности устанавливать отношения с людьми, умение убедить человека, учитывая его индивидуально-психологические особенности, в важности предлагаемой ему процессуальной роли, пробудить у него интерес к общению в связи с теми или иными обстоятельствами, имеющими правовое значение.

Таким образом, роль общения в профессиональной деятельности юриста бывает настолько велика, что оно в ряде случаев играет в ней основную, ведущую роль.

Как уже отмечалось выше, одной из составляющих профессионального общения является коммуникативная сторона.

Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

В речи выражаются социально-психологические особенности человека, особенности его мышления, направленность, отношение к объективной реальности, в том числе и к использованию самого языка.

Информацию о свойствах человека, содержащуюся в его устной речи, условно делят на смысловую и личностную. Первая это совокупность сведений, имеющихся в устном сообщении. Она обычно свидетельствует об общем развитии говорящего, его взглядах, наличии у него определенных, в том числе профессиональных, познаний, а также о знании им событий, фактов или обстоятельств, известных лишь узкому кругу лиц.

Личностная информация более ценна. Она речевое выражение содержания и структуры устного высказывания, отражающее стиль, лексику, грамматический строй и логику последнего, то есть те признаки, которые позволяют судить о физическом, психологическом и социальном образе личности, его половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта. Личностная информация отражает также черты характера, образование, интеллект, диалектные особенности, складывающиеся в зависимости от географического района формирования речи, что позволяет диагностировать особенности личности говорящего. Так, о половой принадлежности могут свидетельствовать слова категорий рода (мой-моя, получил-получила, рад-рада и т.д.). Кроме того, в разговоре женщины более эмоциональны, они чаще употребляют экспрессивно окрашенную лексику вроде "ужас", "стыд", "шок" и т.д. Мужчины же выражают свои эмоции, прибегая к иронии, грубым и даже бранным словам. Половую принадлежность говорившего можно определить и на основе анализа диапазона голоса по высоте основного тона и по тембру. Различия здесь обусловлены менее развитой брюшной и грудной мускулатурой, меньшим объемом легких и меньшей длиной голосовых связок у женщин.

Сведения о примерном возрасте говорившего можно почерпнуть из автобиографических упоминаний, малоизвестных сообщений или обстоятельств, которые имели место в прошлом, по использованию вышедших из активного употребления слов (оборотов) или новейших словечек и выражений. О молодом возрасте говорившего может свидетельствовать категоричность суждений по самым разным вопросам. Пожилые же люди проявляют осторожность в высказываниях, имеют склонность давать советы и поучать собеседника.
Об образовании и степени культуры человека можно судить исходя из использованного им словарного запаса, полноты и детализации выражения мысли, речевых приемов, наличия в устной речи характерных лексических признаков, а также произношения.

Общение разнообразно и подразделяется на несколько видов:

1. межличностное и массовое общение

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

2. межперсональное и ролевое общение

Межперсональное общение – участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

Ролевое общение – участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). Человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции, его действия диктуются исполняемой ролью.

3. доверительное и конфликтное

Доверительное общение – в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак многих видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

4. прямое и опосредованное

Прямое (непосредственное) общение (исконная форма общения людей) - осуществляется непосредственно между его участниками и обладает возможностями эмоционального воздействия и внушения. Как правило, это речевое диалогическое или монологическое общение (беседы, переговоров, совещания, посещения публичных выступлений).

Опосредованное (косвенное) общение ­– непрямое взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Сюда же можно отнести и все внеречевые (в том числе невербальные) каналы информации (через жесты, мимику, позы, пространственное расположение участников, вокализацию речи (качество голоса, диапазон, тональность), темп речи, паузы, смех и т.п.).

5. Общение может быть личным и деловым (или соответственно информационное и целевое).

Информационное (личное) – это обмен неофициальной информацией, в этом случае люди общаются для того, чтобы обменяться информацией, получить удовольствие от общения. Типичные примеры: разговоры в гостях, в кругу друзей или родственников.

Целевое (деловое) – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность, обычно профессиональную. Этот тип общения всегда направлен на достижение какого-то определенного результата, на решение задачи.

 

Общение в профессиональной сфере (профессиональное общение) – всегда общение целевое. Кроме того, профессиональное общение предполагает высокий уровень ответственности за достижение или недостижение профессионально значимых целей.

 

Сферы и ситуации общения, участники общения

Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами, может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.

Укажем на основные, выделив ситуации, формы и участников общения.

1. Повседневное служебное общение:

1) беседы, встречи, переговоры;

2) прием посетителей;

3) совещания, собрания, заседания, конференции;

4) посещение организаций, учреждений;

5) посещение граждан по месту жительства;

6) дежурство, патрулирование, охрана;

2. Специфические формы служебного общения:

1) общение в служебном коллективе:

а) субординированные формы общения;

б) общение между коллегами;

2) общение преподавателей со слушателями в процессе обучения;

3) деловые контакты с иностранными гражданами.

3. Экстремальные формы служебного общения:

1) в условиях конфликтной ситуации;

2) с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;

3) с задержанными, во время проведения следственных действий;

4) со спецконтингентом.

4. Невербальные и неспецифические формы общения:

1) публичные контакты с журналистами, интервью;

2) выступления по радио, телевидению, в печати;

3) телефон, телетайп, радиосвязь;

4) деловая переписка, резолюции.

 

Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности:

(1) специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели;

(2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения;

(3) конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение — преступление или правонарушение — ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции — правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции — свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях;

(4) формализация общения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК). Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Цели формализации:

— защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок;

— усиление активности участников общения;

(5) специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерны следующие особенности в психическом состоянии;

— повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения;

— доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

(6) особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.