Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерные аспекты речи




Гендерные исследования представляют собой дополнение и закономерное продолжение системного исследования разговорной речи, так как охватывают все ее уровни (фонетический, лексический, синтаксический и другие).

По данным ряда научных исследований анализ материала женских и мужских высказываний показывает, что гендерные различия существуют и на лексическом уровне речи, и на грамматическом уровне речи, и в речевом поведении мужчин и женщин. Больше различий выявлено в речевом поведении.

1. На лексическом уровне подтверждаются мнения о большей вежливости женщин в общении и обращении к собеседнику как поддержание престижной формы речевого поведения.

 

2. Объективным является мнение о с клонности мужчин использовать термины и точные наименования предметов, действий и людей в непринужденной беседе. При этом женщины обычно пользуются ассоциативными обозначениями предметов («эта железная штучка, которая находится в машине»).

3. Подтверждается предположение о том, что мужчины чаще, чем женщины, обращаются к стилистически сниженной и бранной лексике.

В этом случае достаточно достоверным можно назвать мнение В.И. Жельвиса о том, что мужчины используют резкие или вульгарные инвективы для того, чтобы освободиться от излишней агрессии, накопившейся в результате стрессов.

Американские лингвисты Д. Камерон и Д. Коэтс, исследовав речь и речевое поведение мужчин и женщин, предлагают другое объяснение пристрастию мужчин к грубым, резким выражениям: причина в том, что ненормативная лексика и отклонение от общепринятых норм имеют статус “скрытого престижа”.

Российские лингвисты Н.А. Купина и И.В. Шалина представляют свое объяснение склонности мужчин к сквернословию как сигналы мужской общности.

В исследовании особенностей мужского коммуникативного поведения И.А. Стернин называет активное сквернословие существенной особенностью мужского общения. При этом в мужском общении сквернословие выполняет несколько функций:

- междометную (нецензурные слова произносятся вставочно, для “связки слов”);

- корпоративную (сквернословие используется для создания корпоративного мужского духа при общении);

- функцию демонстрации половой принадлежности (сквернословие используется мужчинами для демонстрации своего “мужского начала”, принадлежности к мужскому полу);

-эмоционально-оценочную (нецензурное слово выступает как средство выражения переживаемой непосредственно в момент речи нерасчлененной эмоции, чаще отрицательной, но иногда положительной);

- функцию “дружеского подбадривания” (нецензурные слова используются как бы дружески непринужденно, как выражение положительного отношения к собеседнику);

- функцию поношения третьего лица для установления контакта между двумя общающимися.

И.А. Стернин отмечает, что в исследуемой им группе информантов-мужчин доминирующей функцией сквернословия являлась междометная, а она опирается на корпоративную функцию и функцию демонстрации половой принадлежности.

Мнение, что женщины меньше употребляют грубую и бранную лексику, поддерживают Е.А. Земская, М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова.

Использование бранной лексики обычно допускается женщинами исключительно в кругу близких людей.

4. На грамматическом уровне подтверждаются предположения о том, что паратаксическое соединение глаголов является характерной чертой речи женщин («пойду куплю»).

5. В речи женщин чаще, чем в речи мужчин, встречаются вопросительные и восклицательные высказывания.

Наблюдается различие в восприятии и использовании вопросов мужчинами и женщинами. Для чисто женских высказываний не характерны информационно-поисковые вопросы. Вместо них женщины используют вопросительные формы, которые, во-первых, не заставляют женщин входить в роль экспертов (как это делают информационно-поисковые вопросы), во-вторых, приглашают всех членов группы участвовать в разговоре, в-третьих, проверяют, что из уже сказанного может быть принято каждым из присутствующих. Таким образом, в чисто женских группах вопросы используются как средство поддержания разговора.

Исследование Д. Коэтс выявило, что женщины используют и риторические вопросы. Например, если женщина спрашивает Какого дьявола я буду делать что-то для...? - она не просит прочитать ей лекцию на тему “Что делать”. Этим вопросом она приглашает адресата(ов) присоединиться к ней в ее негодовании на существующие проблемы. Мужчина же интерпретирует вопросы как простые запросы об информации, и он дает эту информацию, отвечая на вопрос. Несомненно, что при таком диаметрально противоположном понимании функции вопроса в смешанных группах (где участниками разговора являются и мужчины, и женщины) может возникнуть конфликт (недопонимание) между собеседниками разного пола.

6. В области речевого поведения объективным является мнение о бóльшем стремлении женщин к кооперативному общению (или к тактике сотрудничества) и о склонности мужчин использовать в ситуации непринужденного общения тактику соперничества.

Подтверждается предположение о том, что для ведения кооперативной беседы женщины в бóльшем количестве используют стимулирующие и поддерживающие беседу коммуникативы.

Различия наблюдаются и в использовании мужчинами и женщинами минимальных реплик (например, -э-, -м-, -угу -). Женщины используют их как сигналы того, что они внимательно слушают и поддерживают друг друга. Они также используют минимальные реплики для того, чтобы подчеркнуть, что они распознают различные стадии беседы (например, принимают новую тему или осознают конец темы). Для мужчин эти формы означают что-то вроде “я согласна с тобой”. Таким образом, различия в использовании и восприятии минимальных реплик могут привести к серьезным коммуникативным неудачам. Мужчины думают, что женщины с ними согласны, и раздражаются, когда оказывается, что это не так. А женщин приводит в замешательство то, что мужчины редко используют минимальные реплики, и женщины обвиняют мужчин в невнимании.

Исследования Д. Коэтс показывают, что женщины используют ограничения (рамки) для того, чтобы обходить щекотливые темы и поощрять участие других членов группы в общем разговоре.

7. Способствует кооперативному общению использование женщинами модальных слов " наверно " и " наверное, " по-моему " и таких выражений, как " мне кажется ", " я не знаю …" и т.п., выражающих большую степень неуверенности в правильности собственного мнения.

8. Подтверждается мнение о том, что женщинам свойственно более мягкое отношение к перебивам собственной речи, что также способствует развитию и поддержанию кооперативной беседы.

Подтверждается мнение о стремлении мужчин быть лидером в беседе, в связи с чем они чаще, чем женщины, прерывают собеседника, резко высказывают недовольство при перебиве собственной речи и предпочитают спорить и убеждать собеседника в правильности своей точки зрения.

Мужчины не любят, когда их перебивают во время разговора. Причин несколько. Во-первых, мужчинам необходимо сосредоточиться, когда они пытаются выразить свои эмоции. Перебив отвлекает мужчин от сути дискуссии и от собственных ощущений. Во-вторых, мужчины ориентированы на конкретную цель. Начиная высказывать свою мысль, они хотят закончить ее. Мыслительный процесс мужчины имеет прямое или почти прямое направление в отличие от спиралеобразного стиля, который часто близок женщинам. И с этой точки зрения перебив расценивается мужчиной как вмешательство (а не вклад в дискуссию), как препятствие на пути достижения цели.

Характерной особенностью женского речевого поведения Д. Коэтс называет одновременную речь, которая в чисто женской группе является чем-то объединяющим, хотя изредка указывает на отсутствие слаженности. При одновременной речи собеседники задают вопросы или делают замечания в то же самое время, когда другой участник беседы говорит. Эти вопросы и комментарии, как и минимальные реплики, показывают, что говорящего внимательно слушают. Но в значительно большей степени они способствуют созданию единого текста. Казалось бы, одновременная речь в чисто женских группах мешает реализации правила один-человек-в-данное-время. Но Д. Коэтс отмечает, что женщины в разговоре очень осторожны: они стараются не нарушать очередность и имеют тенденцию извиняться за излишнюю болтливость. Члены чисто женских групп заботятся о том, чтобы каждый из собеседников участвовал в разговоре, и они осуждают того, кто пытается доминировать в беседе. Мужчины же, наоборот, в чисто мужских группах соперничают (они жаждут иметь преимущество), и в течение разговора “они образуют обоснованную твердую иерархию: ее возглавляют несколько человек, обладающие преимуществом в беседе, а другие говорят очень мало” Если в чисто женских группах очередность участников в беседе строится очень сложно (один или несколько собеседников могут говорить в одно и то же время, таким образом создавая совместную беседу), то ведение беседы в чисто мужских группах основывается на двух правилах: во-первых, в данное время говорит только один человек, во-вторых, происходит смена говорящего.

9. Объективным можно считать и то, что женщинам свойственно ассоциативное соскальзывание с темы разговора, а также стремление наполнить свой рассказ мелкими незначащими деталями, которые часто вызывают у слушающего не интерес, а раздражение. Основная информация помещается женщиной, как правило, в самый конец повествования.

10. Обнаружено, что в период 1997-2002 гг. в речи женщин активно развивается тенденция намеренного огрубления речи, в результате чего происходит сокращение гендерных различий в речи и речевом поведении мужчин и женщин.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.