Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И управление территориальным развитием




Программно-целевое планирование

Программно-целевое управление и планированиеразвития национальной экономики — это достижение экономической нау­ки и практики государственного регулирования экономики в XX в. Оно является инструментом осуществления прорыва в социаль­но-экономическом развитии, что нашло подтверждение как в России, так и в других странах мира. Государственное програм­мирование и планирование национальной экономики было тео­ретически обоснованно и практически реализовано в нашей стране в советское время. О 1920-х гг. говорят как о «золотом веке» отечественной экономической науки. В специальной литературе тех лет ставились и обсуждались актуальные и в современных условиях вопросы. Каким должно быть перспективное планирование — индикативным или директивным? Как план должен со­относиться с рынком? Какие закономерности и тенденции долж­ны быть положены в основу плана — общеэкономические или специфические, присущие лишь новому общественному строю? В поиске ответов на эти вопросы в развитии теории и мето­дологии прогнозирования, программирования и планирования в Советском Союзе был пройден исторически короткий, но пло­дотворный путь. Следует отметить большой вклад таких ученых, как Г.М. Кржижановский, Н.Д. Кондратьев, С.Г. Струмилин, В.А. Базаров, В.Г. Громан, Л.Н. Крицман, Л.Н. Кактынь,С.И. Гу­сев и др.

В отличие от ряда других инструментов управления экономи­кой, программно-целевые методы применяются как в централи­зованно управляемой, так и в рыночной экономике, так как при любой форме хозяйствования программирование позволяет во­площать плановое начало, укреплять государственное воздей­ствие на социально-экономические процессы, противодейство­вать рыночной нестабильности.

Основным инструментом программно-целевого планирова­ния и управления является целевая программа.

Целевая программа — совокупность намеченных к планомер­ному проведению, согласованных по содержанию, скоординиро­ванных в пространстве и времени, обеспеченных ресурсами меро­приятий, направленных на решение проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств достижения поставленной цели.

К свойствам целевых программ относят:

— программность — наличие плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;

— целеориентированность — направленность программных мер на достижение цели в виде решения единой общей проблемы;

— комплексность — сочетание разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;

— ресрусообеспеченность — подкрепление программных действий ресурсами в необходимом количестве и их концентрация в рамках программы;

— результативность (эффективность) — успешное решение программной проблемы, которое не может быть достигнуто другими,
внепрограммными способами, т.е. без проведения программных
мер и сосредоточения ресурсов.

Разделение целевых программ на группы, виды, классы в соответствии с разными классификационными признаками рас сматривали и предлагали многие исследователи программно-це­левого управления. Однако общепринятая классификация целевых программ так и не создана, что обусловлено в первую очередь крайним разнообразием видов программ и множеством характе­ризующих их признаков. Каждая целевая программа, с одной сто­роны, настолько индивидуальна, а с другой — настолько много­гранна, что уверенное отнесение ее к одному определенному виду чаще всего наталкивается на непреодолимые трудности.

Наиболее естественным следует признать разделение целевыхпрограмм на классификационные группы в соответствии с их целевой ориентацией, характером и природой проблем, которые они призваны решать. По виду целей, достижению которых при­звана служить программа, и типу решаемых ею проблем выделяются следующие типы целевых программ:

социальные (социально ориентированные), направленные на решение проблем социальной природы, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, рост уровня и совершенствование образа жизни, изменение характера и облегчение условий труда, реализацию принципа социальной справедливости, уменьшение различий и сближение уровней жизни разных групп и слоев населения, улучшение распределительных отношений, социальное обеспечение. К социально ориентированным относятся целевые программы, непосредственно связанные с развитием культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечением потребностей в жилье, комму­нальных услугах, коммуникациях, повышением доходов людей и семей, улучшением демографической ситуации, решением про­блем переселения, миграции, защитой социально уязвимых слоев населения;

научно-технические, инновационные, нацеленные на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, продвижение в области научно-технического и технико-технологического прогресса, освоение достижений науки и техники, их применение в экономике с целью повышения эффективности производства, качества продукции, товаров, услуг, повышения их конкурентоспособности. К этому классу относятся программы, направленные на решение важнейших научно-технических проблем, освоение и широкомасштабное внедрение принципиально новых видов техники и технологии, комплексное осуществление крупных научно-технических проектов отраслевого и межотраслевого характера с охватом всего цикла «наука — техника — про­изводство — применение»;

инвестиционные (а также крупные инвестиционные проекты программного характера), связанные с долговременным, стратегическим вложением капитала с целью обеспечения устойчивого развития, роста экономического потенциала, укрепления положения страны, ее регионов на внутренних и мировых рынках, создание предпосылок существования будущих поколений людей, повышения эффективности функционирования экономики. Программы этого класса охватывают освоение новых территорий, зон источников природных ресурсов, создание и строительство крупных производственных объектов, расширение производства прогрессивных видов продукции, товаров, пользующихся повышенным спросом на рынках, реконструкцию, модернизацию, обновление основных средств производства, развитие производственной инфраструктуры, преобразование отраслевой структуры производства, ориентированное на выпуск конечной продукции, развитие ТПК;

экологические, ориентированные на бережное использование природных богатств, охрану и предотвращение недопустимого загрязнения Земли, водного и воздушного бассейна, Мирового океана, всемерное сохранение естественных природных условий существования людей, природовосстановление, создание условий всемерного сохранения и поддержания растительного и животного мира планеты;

безопасности, направленные на обеспечение и повышение уровня следующих видов безопасности:

оборонной (военной), обеспечивающей подавление угрозы нападения и захвата территорий страны, предупреждения нанесения военных ударов, совершения террористических актов;

экономической и финансовой, предусматривающей предотвращение экономических и финансовых кризисов, дефолта, обеспечение устойчивого функционирования экономики, сбалансированность бюджетов всех уровней, подавление угрозы превышения предельно допустимых (пороговых) значений внутреннего и внешнего долга, последовательную ликвидацию угроз криминализации и коррумпированности экономики;

предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создающих угрозу нормальному существованию людей и функционированию экономики, состоянию окружающей среды.

Помимо рассмотренной классификации используется разде­ление программ по признаку способа действий, применяемых пу­тей, обеспечивающих снятие, подавление, ослабление назревшей проблемы. За основу при подобной классификации программ принимается объект действий, на преобразование которого направлены программные усилия.

В постсоветской России целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики госу­дарства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в введе­нии Российской Федерации.

В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; ее утверждение, управление рационализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Программное целеполагание — это качественная и количественная постановка целей программы действий, построение упорядо­ченной иерархической организованной совокупности целевых ориентиров и показателей, обоснование их совместимости и дости­жимости с учетом наличия других программных целей, ресурсных и иных ограничений.

К макроэкономическим программным относятся следующие цели: обеспечения, поддержания и укрепления обороноспособности России, инновационного развития и повышения конкуренто­способности, регионального социально-экономического развития. Системный анализ (его концепция рассматривалась выше) позволяет перейти от постановки проблемы и цели для ее реше­ния к обоснованной программе мероприятий.

По признаку роли целевых программ в управлении экономи­кой предлагается разделять их на два класса:

— целеориентирующие;

— целереализующие.

Целереализующие программы — это основной «классический» тип целевых программ.

В соответствии со своей основной функцией в управлении целеориентирующие программы могут быть названы программами-концепциями, поскольку они призваны ориентировать и обо­сновывать постановку целей на долговременную перспективу. Составление ориентирующих программ — новый качественный этап в развитии целевого прогнозирования. Целеориентирующие программы-концепции могут быть также названы программ­ными прогнозами.

Современные федеральные целевые программы разработаны и реализуются по шести основным направлениям: развитие ин­фраструктуры, новое поколение, реформирование правосудия, безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей сре­ды, новая экономика, региональный паритет. Каждому из них со ответствуют конкретные программы, например, «Модернизация транспортной системы России» (2002—2010 гг.), «Жилище» на 2002—2010 гг., «Мировой океан», «Экология и природные ресур­сы России» (2002—2010 гг.), «Развитие судебной системы Рос­сии» на 2002-2006 гг., «Дети России» на 2003-2006 гг. и др.

В сентябре 2005 г. Президент РФ выступил с инициативой реализации четырех национальных проектов: «Современное здра­воохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство» (программа получила назва­ние «Инвестиции в человека»). На реализацию этих масштабных изменений в жизни россиян выделено 180 млрд. руб. Основная ответственность за осуществление мероприятий в рамках этих проектов возложена на Правительство РФ, а общая координация контрольной работы — на Контрольное управление при Прези­денте РФ.

По словам Президента нашей страны, реализация национальных проектов позволит гражданам России реально ощутить по­ложительные тенденции в экономике. Общие расходы бюджета на образование и сельское хозяйство увеличиваются более чем на 30%, на здравоохранение — на 60%. Объемы строительства возрастут в два раза. Есть планы во столько же раз к 2010 г. сни­зить банковский процент по ипотечным кредитам, чтобы ипотека стала массовым явлением. В семи регионах построят высокотех­нологичные медицинские центры, а в тех областях, где они уже действуют, государство увеличит финансирование бесплатных операций. Уже с 2006 г. начнется поставка диагностического обо­рудования, возрастут выплаты медицинским работникам и учи­телям. Реализации заявленных инициатив придается большое значение, так как от успеха этих проектов зависит «мандат дове­рия власти». Для регулирования финансовых потоков создается сквозная система управления — поэтапные квартальные планы, как для федеральных министерств, так и для регионов. «Инвести­ции в человека» — это запрос общества, которому Президент РФ придал четкую форму программы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.