КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Локально-цивилизационная типология общества
Постиндустриальное Индустриальное Традиционное (доиндустриальное, аграрное, космогенное, цивилизация «первой волны»)
переходное
(современное, техногенное, цивилизация «второй волны»)
переходное научно-инфоромационная революция)
(информационное, антропогенное, супериндустриальное,
Глобально-цивилизационный подход, как и формационный, является одной из попыток объяснения мировых процессов. В то же время путь каждого народа и государства уникален. На этом основан локально-цивилизационный подход к истории. В конце XIX в. русский ученый Н.Я. Данилевский подверг критике идею европейских просветителей и марксистов о единстве и поэтапном развитии человечества. Он считал, что основной реальной и самостоятельной единицей истории является обособленный культурно-исторический тип (локальная цивилизация), который в своем развитии проходит стадии зарождения, возмужания, расцвета, дряхления и гибели. «Прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях», – писал Данилевский в книге «Россия и Европа» (М., 1991. С. 87). Таблица 3
Всего в истории получили развитие 11 «одноосновных» культурно-исторических типов (основой которых являлся преимущественно один вид деятельности – религиозный, культурный, политический или социально-экономический): египетский, иранский, индийский, китайский, греческий и др. Наиболее мощным, но уже исчерпавшим свои возможности в конце XIX в., является «двухосновный» романо-германский (западноевропейский) тип, добившийся успехов в экономике и искусстве. Формирующийся славянский тип (с центром в России), по мнению Данилевского, сможет гармонически сочетать все 4 основные виды деятельности. С позиций локального подхода именно такие устойчивые культурно-исторический типы, а не стадии, в развитии человечества целесообразно называть цивилизациями. Слабым местом данной концепции можно считать отсутствие четких критериев разграничения цивилизаций. Поэтому немецкий философ ХХ в. О. Шпенглер выделяет 8 цивилизаций, англичанин А. Тойнби – 13 (см. табл. 3). Локальный подход подчеркивает самобытность цивилизаций, гораздо меньше внимания уделяя их взаимовлиянию. Однако оно существует и по мере развития человечества – усиливается. И наша с вами задача постараться понять как специфику истории России, так и ее связь с мировым историческим процессом.
Помимо взятого нами за основу цивилизационного, существуют постмодернистский и иные подходы к истории (см.: Черных В.Ю. Аксиология истории России: современная отечественная история в свете теории ценностей. Пермь, 1999. С. 19-32). Они по-разному трактуют и используют такие категории исторической науки, как законы, закономерности, тенденции противоречия и др. (см. подробнее: Черных Ю.А., Черных В.Ю. Философия истории: новые подходы. Пермь, 1997. С. 5-10, 14-23, 32-33). В ходе изучения курса истории Отечества мы постараемся понять, как они проявляются в конкретно-историческом процессе.
Теперь оговорим некоторые понятия, связанные со структурой общества. Хотя оно развивается как единый организм, в нем существуют определенные подсистемы, или сферы жизнедеятельности: экономическая, социальная, политическая и культурная (культура – понятие многозначное, мы в дальнейшем изложении будем подразумевать под ней духовную жизнь людей). В экономике мы будем рассматривать степень развития производительных сил (люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства) и характер производственных отношений (отношения собственности, обмена, распределения и потребления) в различные периоды нашей истории. В социальной сфере главное внимание уделим формированию и развитию классов, социальных слоев и других социальных групп, в т.ч. этнических общностей (род, племя, народность, нация и др.), в политике – отношениям между социальными группами, государственными органами, общественными организациями (в т.ч. партиями) и другими общественными институтами по поводу завоевания государственной власти и участия в управлении обществом, в культуре – эволюции социальной психологии (обыденного сознания), идеологии (систематизированных знаний) и различных форм общественного сознания – нравственного, религиозного, художественного, философского, политико-правового, научного, экономического, экологического. Под отечеством в территориальном плане мы будем понимать области, вошедшие к XX веку в состав России. При этом в первых темах основное внимание сосредоточим на местах расселения восточных славян, а затем русской народности (ставших этнической основой развития соответственно Киевской Руси и России), и их непосредственных контактов с другими этносами.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |