Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианство




Особенности политико-правовой мысли Древнего Китая.

КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ.

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI – III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий.

Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране – затяжной политический кризис.

В поисках выхода из кризиса в общественно-политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.

Среди особенностей политико-правовой мысли Древнего Китая можно отметить:

1. светский характер, слабая связь с религией.

2. слабая философская оснастка.

3. патриархальная концепция государства, государство отождествляется с семьей, отождествление власти отца и правителя.

4. монархический характер политико-правовой культуры.

5.обожествление не только самой власти, но и личности императора, т.к. император – посланник неба на земле, культ императора.

6. основная проблема философии: каким должен быть идеальный правитель? От того, каким будет правитель, зависит каким будет государство.

7. важный вопрос: каковы задачи (функции) государства? Китайские философы полагали, что основные функции – воспитательная и социальная (благо народа).

8. антииндивидуализм, человек – часть государства.

9. проблема: каким должен быть чиновник? здесь – принцип эффективной администрации, т. е управлять должны лучшие.

10. уважение к физическому труду.

11. отсутствие интереса к проблеме рабства.

12. особенности правовой проблематики:

а) слабость естественно – правовой традиции;

б) понятие «право» и «закон» здесь совпадают;

в) противопоставление морали и закона.

13. оригинальность и самобытность культуры объясняются изолированностью Китая.

14. традиционализм культуры.

 

Родоначальник школы – Конфуций (551 – 479 г. г. до н.э.). Взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал – это глубокая древность Китая, его «золотое прошлое», к которому и необходимо стремиться.

 

Основные положения и проблемы конфуцианства:

1. Проблема государства.

Конфуций развивал патриархально – патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, т.к. народ отстранялся от участия в управлении государством. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем – «сыном неба».

2. Проблема этики.

Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца.

Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Сын должен был: а) почитать своего отца; б) кормить своего отца; в) устроить отцу пышные похороны, и после смерти отца в течение 3 лет не переставлять в доме вещи. Порядок в семье является основой порядка в государстве.

3. Проблема идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) любить людей; б) исполнять свой долг – трудиться (политический труд); в) заботиться о родителях и народе.

Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Добродетель – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, куда входят: а) правила ритуала; б) человеколюбие; в) забота о людях; г) почтительное отношение к родителям; д) преданность правителю; е) долг. Отношения между правителем и народом должны быть основаны на доверии и любви. Основная добродетель подданных заключается в: а) преданности правителю; б) послушании; в) почтении. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть.

4. Важнейшими функциями государства конфуцианство считает социальную, нравственную, защитную.

5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы: а) забота о земледелии; б) умеренность в налогах; в) скромность государственных расходов (содержание двора); г) воспитание народа; д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером.

6. Проблема войны.

Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов.

7. Правовые взгляды Конфуция: а) главным средством воздействия на людей должна быть мораль; б) против правления законов. (Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно-наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями); в) законодательство должно играть вспомогательную роль.

Во II в. до н.э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и

стало играть роль государственной религии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.