Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского




Фома Аквинский (1224-1274) является крупнейшим представителемсредневековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматоврелигиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял идеиАристотеля, направив их на служение церкви.

Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере.

Защищая интересы духовных феодалов, Фома Аквинский, как и АвгустинБлаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи,справедливость сословного разделения общественной структуры.

Аристотель видел задачу государства во всеобщем благе граждан, Фома Аквинскийвнес в это церковный элемент, считая, что государство должно, прежде всего, охранятьверу, католическую церковь.

При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускалвозможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима.Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал божественную сущностьгосударственной власти, но не конкретного отдельного правителя, который вполне можетбыть греховен. Государственная власть распространяется только на земные дела.Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, т.к.римский папа есть наместник Бога на земле. Это, так сказать, доведенная до логическогоконца и творчески переработанная идея Августина Блаженного о двух градах – «градеземном» и «граде Небесном».

Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская даже их казни.Поэтому Фома Аквинский оправдывал необходимость инквизиции.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (вкаждой по справедливой и по несправедливой): монархия - тирания, аристократия – олигархия, полития - демократия.

Наиболее естественной формой правления Фома Аквинский считает монархию,монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем. Республиканскую формуправления Фома Аквинский не любил за разнообразие, от которого недалеко и до греха.

Основным признаком государственной власти Фома Аквинский считает правоиздания законов. В правильном государстве все устремляется к общему благу.

Фома Аквинский считал право издания общеобязательных законов основнымпризнаком государственной власти. Вместе с тем, он подразделял законы на следующиекатегории:

Вечный закон – главный, управляющий миром и естественными склонностямиживых существ божественный разум.

Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах,фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали.

Человеческий закон – позитивное право, основанное на естественном праве ирасширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечаетФома Аквинский, не совпадает с нормами естественного закона.

Божественный закон – Священное Писание.

Нарушение любого закона наказуемо, подчеркивал Фома Аквинский. Теперьпонятно, что, говоря о законотворчестве государственной власти, Фома Аквинскийподразумевал лишь возможность издания светскими государями норм человеческогозакона, а никак не вечного, естественного или божественного закона.

Римско-католической церковью Фома Аквинский был объявлен святым, а егоучение - единственно истинной философией католицизма.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.