Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-правовые взгляды французских просветителей (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах)




Важнейшими представителями французского материализма XVIII в. были Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах.

Денни Дидро (1713-1784) руководил изданием знаменитой «Энциклопедии»,ставшей своеобразным печатным органом французских просветителей. «Энциклопедия»сыграла важную роль в пропаганде идей просветительства и подготовке ВеликойФранцузской буржуазной революции.

Социально-политическое учение Дидро основано на ряде положений теорииестественного права. Согласно его взглядам, люди жили первоначально в естественном(догосударственном) состоянии; они были равны между собой и пользовались полнойнезависимостью. С появлением частной собственности и духа наживы, этого «источникавсех пороков», естественное равенство исчезло, и люди разделились на богатых и бедных.В качестве одного из примеров естественного состояния Дидро приводил общество инков.

Государственная власть возникает в результате договора, который люди заключилимежду собой, чтобы обеспечить свое счастье. Дидро рассматривал общественный договорне как реальное соглашение, имевшее место в прошлом, а как постоянно возобновляемоесогласие граждан на подчинение существующей власти.

Такое согласие (договор) служит основанием только правильных, благоустроенныхгосударств; тирания же возникает вследствие насилия, вероломства и обмана. Дидро былубежден, что источником государственной власти выступает народ, тогда как правители игосудари - всего лишь ее держатели. Если государь отказывается обеспечить гражданамсчастье, то нация не связана с ним никаким договором и вправе заключить новый сдругим государем. Отсюда Дидро выводил право народов на сопротивление тиранам иуничтожение политического строя, не соответствующего общей воле нации.

Дидро считал, однако, что уничтожение феодальных порядков вполне возможномирным путем, с помощью законодательных реформ и нравственного воспитания народа. Политическая программа, изложенная в его сочинениях, предусматривала ликвидациюкрепостного права и наделение крестьян землей, уничтожение сословных привилегий,предоставление гражданам права участия через своих депутатов в управлениигосударством, защиту личной безопасности, свободы слова, печати, торговли ипромыслов. Для достижения компромисса с дворянством, способного обеспечить мирныйход общественных преобразований, Дидро предлагал сохранить помещичьеземлевладение.

Свои политические симпатии Дидро отдавал республике, но, как и многие другиепросветители, считал ее непригодной для обширной территории Франции. Вопрос обудущем государственном устройстве страны он оставил, по существу, открытым.

Концепцию воспитания как средства перехода к разумному и справедливомуобщественному строю разработал Клод Адриан Гельвеций (1715-1771).

Социально-политическая доктрина Гельвеция сформировалась в полемике сМонтескье о причинах, определяющих общественную жизнь. Гельвеций исключил из этихпричин географические факторы. Отвергая учение Монтескье, он доказывал, что различияв законах и нравах обусловлены исключительно социальной средой. Люди повсюдурождаются с равными способностями и задатками, а отличаться начинают лишь подвлиянием семьи, законов воспитания и ближайшего окружения. Возникновениегосударства Гельвеций выводил из общественных интересов.

Социально-политическая доктрина Гельвеция, в целом, была идеалистической иметафизической, ибо среди причин, вызывающих изменения в законодательстве и нравах, на первое место у него выдвигаются причины духовного порядка - форма правления, воздействие господствующих мнений.

Идеализм общественных воззрений Гельвеций особенно ярко проявился в еготрактовке перехода к разумной организации общества. Гельвеций подчеркивал значениепозитивных законов в утверждении «разумного строя». Взгляды народа, утверждал он,можно изменить лишь при условии, что будет изменено законодательство. Преувеличиваявозможности правового регулирования общественных отношения, Гельвеций доводилпостулаты юридического мировоззрения до крайних выводов.

Целью законодательных преобразований Гельвеций считал создание правовогопорядка, гарантирующего соответствия личных и общественных интересов. Надо такорганизовать отношения между людьми, чтобы каждому индивиду стало выгодносовершать добро для сограждан. Государство должно защищать интересы большинства.

Политический идеал просветителя - республика. Полемизируя с Монтескье,Гельвеций выступал против сохранения монархии (даже при условии сохранения власти)и высказывал мысль о возможности образования во Франции федеративной республики.

Концепция Гельвеция явилась значительным шагом вперед в плане теоретическогоосмысления социальной природы человека, его сознания, политической жизни и нравов.

Систематизацию учения французских просветителей завершил Поль Гольбах (1723-1789). Осуществляя систематизацию концепций, созданных представителямидемократического течения в просветительстве, Гольбах вынужден был учитывать и тетолкования, которые французский материализм приобрел у сторонников идеиобобществления имуществ. Он последовательно и методично исключал из идеологиипросветительства все положения, которые способны породить коммунистические выводы.Гольбах не поддержал поэтому ни представлений Дидро о коммунистическом бытедревних народов, ни учения Гельвеция о равенстве умственных способностей людей, ниих демократических симпатий. Пересматривая эти идеи, Гольбах усиливает аргументациюв пользу частной собственности и наполняет свою доктрину постулатами естественногоправа. Собственность, утверждал он, существовала всегда и относится к числу вечных,неотъемлемых прав человека. В свою очередь, имущественное неравенство влечет засобой неравенство гражданских прав. Политическая программа Гольбаха воспроизводилатребования, характерные для либерального просветительства (разделение властей,конституционной монархии).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.