Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеи утопического социолизма




 

Наряду с политическими идеями, обосновывающими возникновение и утверждение капиталистических общественных отношений, в этот период развивается направление, представители которого критиковали этот строй, выступали защитниками интересов угнетенных классов и пытались сформулировать проекты будущего социального справедли­вого устройства. Это направление получило название Утопического социализма. В своем развитии утопический социализм проходит не­сколько этапов:

1) Ранний утопический социализм — Т. Мор, Т. Кампанелла;

2) Утопический социализм эпохи буржуазных революций — Д. Уиистепли, Ж. Мелъе, Г. Мабли, Э. Г. Морелли, Г. Бабеф;

3) Критический утопический социализм (первая половина XIX в.) — А. Сен-Сгшон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.

 

Первый этап. Основателем утопического социализма считают английского мысли- теля-гуманиста и политического деятеля Томаса Мора, книга которого «Утопия» дала название данному направлению социально - политической мысли. (Утопия в переводе с греческого означает место, которого нет).

Свою книгу Т. Мор начинает с обличительной критики существую­щего строя, неравенства, несправедливости. Главной причиной всех существующих социальных бедствий он считал частную собствен­ность. Кроме того, он прослеживает связь государства с интересами эксплуататорских классов и делает вывод о том, что государство, все его органы служат интересам господствующих классов.

Однако основное место в книге занимает описание справедливого общества на острове Утопия. И здесь прослеживаются определенные рациональные мысли. Автор противопоставляет существующему го­сударству новое государство, основанное на демократических прин­ципах. Его основу составляет общественная собственность на средства производства, обязательность и всеобщность труда. Государство предполагает обязательную выборность всех должностных лиц, его основными функциями являются: руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения. Допуска­ется ограниченное количество рабов для выполнения самых неприят­ных работ.

Жизнь на Утопии строго регламентировалась. Результаты своего труда жители сдают в общественные магазины, откуда затем получа­ют все необходимое бесплатно. Жизненные потребности определялись сообща, исходя из «разумных норм» (что впоследствии трактовалось как «казарменный социализм»). Трудятся все по шесть часов, а ос­тальное время посвящают вопросам воспитания и образования.

Избирательным правом пользуются отцы семейства, что отражает патриархальные идеи. Мор признал необходимым и некоторый мини­мум религиозных верований.

Подобные идеи и принципы легли в основу проекта, который пред­ложил Тохшазо Кампанелла в своей книге «Город Солнца». Он также провозглашает ликвидацию частной собственности и общеобязатель­ность труда. Многие идеи повторяются: строгая регламентация жизни общества, одинаковое распределение, огромная роль образования для совершенствования общественных отношений.

Значительный интерес представляет политическая организация го­рода Солнца. Верховным его правителем выступает Метафизик (уче­ный), который владеет всей суммой знаний и знаком со всеми видами практической деятельности. Все это говорит о необходимости научно­го управления обществом. Власти в обществе следят за производством и равным распределением. Процесс труда должен развиваться в соот­ветствии с общественным благом. Время, свободное от труда, гражда­не проводят в «развитии умственных и телесных способностей».

 

Второй этап утопического социализма совпадает с утверждением капитализма и отражает период зарождающейся борьбы пролетариата с буржуазией.

Взгляды Джерарда Уинстенли проникнуты идеями уравнительного коммунизма. Он считал необходимым установление в Англии общественной собственности и создание республики, где труд станет обще­обязательным. Основу всей производственной структуры общества составляет семья. Утопизм его теории особенно ярко проявился в по­пытке осуществить коммунистические идеалы посредством законода­тельных актов буржуазного правительства.

Жан Мелье в своем «Завещании» одним из первых высказал мысль с том, что путь к новому обществу лежит через борьбу народных масс. Он резко критиковал феодальные порядки и религию, считая, что без революционной борьбы нельзя покончить с угнетением, несправедли­востью, и призывал крестьян взяться за оружие, что было довольно смелым выводом для того времени. Правда, развернутой характери­стики будущего общества он не дал, но мечтал о коллективной собст­венности и ликвидации угнетения, ибо главными бедствиями челове­чества считал частную собственность, королевский абсолютизм и ре­лигию. Коммунизм, атеизм и народная революция у него сливаются воедино.

Габриэль Мабли в основу своего учения положил идею естественно­го равенства людей. Природа создала всех равными. Возникновение частной собственности разрушило естественное равенство и испорти­ло нравы людей. Сосредоточив в своих руках собственность, богатые захватывают власть и с ее помощью подчиняют себе всех остальных. Чтобы приблизить человечество к утерянному «золотому веку», Маб­ли предлагал путем издания справедливых законов уравнять собст­венность между всеми членами общества. Он выступал за республи­канскую форму правления, считая, что только народ может быть ис­тинным носителем власти, и поэтому обосновывал право народа изме­нять государственное устройство, если оно не соответствует общим интересам.

Этьен Габриэль Морелии в труде «Кодекс природы» дал разверну­тую характеристику нового общества, основанного на коллективной собственности. Он считал, что частная собственность испортила, из­вратила саму природу человек, а поэтому ее надо ликвидировать, со­хранив право собственности только на предметы личного потребле­ния. Морелли впервые провозгласил право на труд и сформулировал принцип необходимости трудиться по способностям.

Идея социальной справедливости получила свое дальнейшее разви­тие в период буржуазных революций. Наиболее радикальные выводы в этом отношении были сделаны Гракхом Бабефом. Но, в отличие от своих предшественников, Бабеф и его сторонники выражали уже чая­ния нарождавшегося пролетариата, обосновали необходимость рево­люции, которая должна была установить социальную справедливость на земле. Они считали, что буржуазная революция только предтеча другой, более значительной, а на смену буржуазному равенству (этой «красивой, но бесплодной фикции») должно прийти фактическое ра­венство, установленное в результате революционной диктатуры, кото­рую они называли «республикой равных». Однако революцию они понимали как действие узкой кучки заговорщиков. Важно подчерк­нуть и тот факт, что их идеи были изложены уже не в виде рассказа о далекой, несуществующей стране, а в форме манифеста, призывающе­го к революционным действиям.

 

Третий этап утопического социализма характеризуется критикой буржуазных порядков и разработкой теоретически обоснованных кон­цепций социально справедливого общественного устройства.

Осмыслить острые вопросы социального развития того периода од­ним из первых попытался Анри Сен-Симон. Резко критикуя капита­лизм, он доказывал неизбежность его замены справедливым общест­венным строем. Но, не поняв сущности классовой борьбы, он превоз­носил «гармоничность» общественных связей, которые якобы должны объединить буржуазию и рабочих в единую группу «промышленни­ков», Сен-Симон не дал подробной характеристики будущего общест­ва, но некоторые его черты он сумел гениально предугадать. Огромное значение имел его вывод о том, что государство из орудия управления людьми превратится в орудие «управления вещами». В нем будет осуществляться плановое производство на основе достижений науки и техники. Потребности каждого будут удовлетворяться за счет общест­ва. Он первым высказал мысль о том, что в будущем обществе каждый будет работать по способностям, а получать по труду. Выступая за социальное равенство, он, тем не менее, считал, что сохранятся от­дельные социальные группы: люди физического труда, интеллигенция и предприниматели. Новый строй должен быть создан на принципах разума и его целью будет всеобщее благосостояние. Войны полностью исключаются из жизни общества.

Шарль Фурье основное внимание сосредоточил на критике буржуаз­ного строя, «в котором чисто французское осгроумие сочетается с глубиной анализа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т, 19 С. 196). Свою социально-политическую систему он строил на противопоставлении двух миров: мир буржуазный — мир разобщенности, хаоса, вражды, раздора, где государство представляет собой «союз угнетателей», и мир социалистический, характеризующийся социальным единством, гармонией, свободным и радостным трудом. Обосновывая право на труд, он развил идею и о трудовом соревновании как стимуле плодо­творной деятельности. Вслед за Сен-Симоном Фурье считает возмож­ным построение нового общества путем пропаганды социалистиче­ских идей с помощью образования и просвещения граждан.

Рядом с великими французскими социалистами-утопистами стоит имя англичанина Роберта Оуэна. Его основная заслуга состоит не столько в разработке теоретических основ нового социального строя, сколько в попытках практической реализации идей социальной спра­ведливости. К сожалению, он безуспешно пытался убедить в реально­сти и полезности своих проектов английское правительство, других монархов. А его эксперименты по созданию трудовых коммун в Нью - Ламарке в Америке потерпели провал. Главным препятствием на пути создания нового общества он считал частную собственность, которую можно ликвидировать, развивая кооперацию, изменив характер чело­век и его отношение к труду. Важное значение имел вывод Оуэна об огромной роли промышленной революции, которая создаст основы всеобщего благосостояния. Пытаясь раскрыть место рабочего движе­ния в развитии общества, отмечая его главную роль в производстве, он не сумел до конца осмыслить его величайшую роль в политическом преобразовании общества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.