Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органическая теория герберта Спенсера




ДЖОН ОСТИН О ПРАВЕ И ЕГО НОРМАХ.

Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик Бентама Джон Остин (1790-1859). В курсе лекций «Определение области юриспруденции» Остинобосновал утилитаристский тезис Бентама (право – поведение суверена), совмещаяметодологические посылки утилитаризма и позитивизма с характерным акцентом наэмпирических особенностях права (право как факт). Эмпирическое познание предполагаетчисто юридические критерии, обособленные от моральных оценок права, присущихестественно-правовой традиции. Право – относительно определенная обозреваемаясовокупность правил (норм).

Источником права является суверенная власть, причем важнейшей длянормального функционирования права и суверенной власти является привычкабольшинства к повиновению суверену. Суверен предстает воплощением всевластногоучреждения, а норма права – нормой властного принуждения. Приказ суверена,снабженный санкцией, и есть, по сути, правовая норма (норма позитивного права).

Остин не признавал естественно-правовую теорию и принципы обоснования правличности. Он считал, что:

· позитивными в строгом смысле слова считаются законы, предполагающиевозложение обязанностей и влекущие определенные, в том численегативные, последствия в виде законного причинения вредаправонарушителям;

· норма получает юридический характер только в том случае, когда субъектсуверенных властных полномочий (человек или Бог), обладающийвозможностями придать ей обязывающую силу принуждения под угрозойпричинить вред нарушителю данной нормы;

· санкции, установленные позитивным законом, имеют одновременно июридический, и политический характер, поскольку они реализуются напрактике данным политическим сообществом в принудительном порядке.

Право – приказ суверена, устанавливающий обязанности и находящийгарантии их реализации в политических (государственных) санкциях;

· естественные и неотчуждаемые права, любые другие конструкции,признающие, что существует более разумное право и государство,являющие собой эталон для сопоставления, есть правовые фикции;

· право понимается в узком и широком смысле. В узком смысле – этопозитивное право. Право в широком смысле включает в себя естественноеправо, позитивное право и позитивную мораль;

· решение суда следует воспринимать как часть права: они становятсяпрецедентным правом как бы с молчаливого согласия суверена.

Английский мыслитель Г. Спенсер (1820 – 1903) основал органическую школу в социологии. В основе спенсеровской концепции – принцип причинности и идея эволюции. Эволюция у него – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природы, так и любых социальных и личностных явлений. Поэтому он рассматривал общество по аналогии с биологическим организмом. Основные постулаты органической теории Спенсера:

- общество есть единая система взаимодействия факторов – природных (прежде всего биологических) и социальных;

- все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи;

- общество подобно живому организму, где индивиды исполняют роль живых клеток, но только с большей степенью свободы;

- все общества непрерывно усложняются в ходе развития;

- все общества, как и живые организмы, иерархически организованы на принципах субординации и соподчинения;

- все общества, как и организмы, эволюционируют на основе борьбы за существование;

- те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (клетки в организмах, люди в обществе) постоянно меняются и исчезают.

Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего, политических. При этом следует подчеркнуть, что Г. Спенсер относился – единственный из социологов в XIX в – к государству резко отрицательно, ибо оно, по его мнению, постоянно нарушает естественную общественную саморегуляцию, подобную той, что у других живых организмов. Согласно его органическому подходу, процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желаний людей. В связи с этим Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных и политических реформ.

В отличие от О. Конта, который считал, что социальное целое предшествует индивиду и последний не является самостоятельной ячейкой общества, Г. Спенсер, наоборот, под обществом понимал лишь совокупность индивидов. Отсюда, по мнению Спенсера, каков характер индивидов, таков и характер общества. «Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое».

 

Всякая эволюция включает в себя три ключевых момента:

- интеграцию – переход от простого к сложному;

- дифференциацию – переход от однородного к разнородному;

- возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному.

Г. Спенсер первым ввел в научный оборот применительно к социальному организму общеупотребимые в современной социологии категории «структура» и «функция», а также «система» и «институт». Подобно организму, утверждал он, прогрессивная дифференциация структуры общества связана с усложнением и дифференциацией его функций. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур. Однако общество, по мнению Г. Спенсера, не только имеет общие черты с организмом, но и отличается от него. В обществе существует меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе, наоборот, оно существует ради блага своих членов, индивидов.

Уже здесь обнаруживаются первые элементы будущего функционализма: идея системного характера общества и концепция системной структуры, формирующейся по мере социальной интеграции. По степени интегрированности Спенсер выделяет простые и сложные общества. Типы социального развития он локализует между двумя полюсами: 1) военным обществом и 2) индустриальным обществом.

Военные социальные организации характеризуются принудительно-силовым способом кооперации индивидов. Индивид здесь существует для государства. Индустриальные общества, в которых доминирует экономическая система, отличаются демократическим устройством и добровольной кооперацией. Государство существует для блага индивидов. Социальное развитие идет от первого полюса ко второму. Регресс к военным социальным формам не исключен, но доминирующим является восходящее эволюционное развитие. Все формы государственного вмешательства в экономику Спенсер рассматривает как «тиранию организации», как давление государства на личность.

Основной закон общества: в ходе социальной эволюции и борьбы обществ за существование выживают наиболее приспособленные общества, а наиболее приспособленными являются наиболее дифференцированные.

Стабильность и социальное равновесие есть результат:

- приспособительных действий;

- гармонии интересов людей и социальных институтов;

- компромиссов в действиях людей и социальных институтов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.