Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Теория власти и властных отношений




Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Где впервые возникли политические учения?

2. Каково конфуцианское представление о государстве?

3. Раскройте основные положения брахманизма и буддизма.

4. В чём сущность «идеального государства» по Платону?

5. Каким Аристотель видел совершенное государственное устройство?

6. В чём различие между «градом земным» и «градом Божьим» по Августину Блаженному?

7. Перечислите 4 вида законов Фомы Аквинского.

8. Проанализируйте политическое учение Н. Макиавелли.

9. Почему протестантская этика является духовной основой западной культуры?

10. Что включали в понятие «естественное право» Гроций, Гоббс, Локк?

11. Раскройте политические идеалы Пейна?

12. Кто является автором проекта «Декларации независимости США»?

13. Что есть государство по Канту?

14. Каким Гегель представлял гражданское общество?

15. Кто является основателем общественно-политической мысли на Руси?

16. Раскройте теорию псковского монаха Филофея «Москва – третий Рим».

17. В чьих трудах получила дальнейшую разработку российская политическая проблематика?

 

 

1.Понятие, свойства, разделение и ресурсы власти

2. Концепции власти

3. Легитимность власти

4. Понятие, свойства, разделение и ресурсы власти

Власть – одна из важнейших политологических категорий, неразрывно связанная с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Томас Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. Макс Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить других делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендт считал, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. П. Моррис уточняет, что власть – это не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действия как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то.

Многие учёные подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке их соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство как принуждение.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они бы не сделали по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном.

Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Потому можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей.

Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть – государственную.

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти.

Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная – к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут в силу тех или иных причин приобрести политический характер (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся.

К субъектам политической власти относятся:

- социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти «снизу»;

- государство;

- политические партии и политические организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные – опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой «теневой кабинет»);

- правящие элиты, бюрократия, лобби;

- групповое и индивидуальное лидерство;

- личная власть;

- граждане в условиях выборов, референдумов;

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.

Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властители и подчинение объекта. Подчинение также, естественно, присуще людям, как и руководство. Поэтому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качество объекта политической власти зависит от политической культуры населения.

Разделение власти. Оно является основным механизмом функцио­нирования всех видов полити­ческой и неполитической власти. Разделение власти воз­никает между субъектом и объектом по поводу формирования отношений командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в спе­циализацию власти разных лиц и институтов.

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Соперничество между эти­ми властями продолжалось многие столетия. Для многих государств оно не завершено и ныне, при этом исход его далеко не однозначен для многих регионов мира.

В са­мом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделе­ние власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уров­ней с разными функциями. Разделение власти на госу­дарственном уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами между ко­ролевской властью и парламентами (Славная револю­ция 1688 г. в Англии, переросшая в войну короля и парламента, смену династий; Французская революция).

Велась также многовековая борьба за право участия народа в правлении – избирательные права, иначе говоря, за разделение власти между государством и обществом. Всеобщее избирательное право было установлено лишь в XX в. и то не повсеместно.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных вла­стей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII в. Первый проект та­кого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.), разде­лившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую между­народными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIIIв. создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.

Важное значение в системе разделения власти име­ет выделение в сфере судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Отношения между разделенными властями регулируются законами, положениями конституции, тради­циями политической культуры общества. Однако эти от­ношения не всегда складываются гармонично. Особенно это характерно для стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей.

Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной процеду­ре. В таком случае реальной правящей силой может ока­заться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.

Следует иметь в виду, что власть разделяется не только между легальными структурами, хотя здесь могут быть негласные распоряжения, приказы, закулисная борьба, законспирированные организации типа органов безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации, политиче­ских заговоров и переворотов.

Ресурсы власти. Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечива­ет влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, моти­вацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно счита­ется жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государст­во с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и.т.д. Государственная власть име­ет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, применяет не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

К ресурсам власти относятся интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной поли­тикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физиче­ским, психологическим, моральным.

Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опира­ется на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значе­ние штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.

К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, при­родные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для реше­ния своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средст­ва массовой информации.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов име­ет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя применяется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостоя­ние.

Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.