Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократия: идеал и политические реалии




Понятие «демократия» (от греч. demos и kratos — «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа». Сущность демократии состоит в том, что она представляет собой такую форму правления при посредстве народа, когда власть, как правило, осуществляется профессиональными политиками.

Термин «демократия», по всей видимости, впервые был употреблен для обозначения существовавшей в Афинах в V–IV вв. до н. э. формы государственного устройства. В основе демократического устройства общества лежат следующие принципы: признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти; выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям; провозглашение основных демократических прав и свобод, равенство всех граждан перед законом, обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства; уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями; построение государственного устройства по принципу «разделения властей»; легальное существование плюрализма в обществе и конкуренция мнений; недопущение резкого имущественного расслоения и обеспечение достойного уровня жизни большинства граждан; профессиональный характер правления элит; абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм).

Целесообразна постановка вопроса о критериях демократии как идеала. Так, политико-правовым критерием и измерением демократического общественного устройства выступает правовое и социальное государство, взаимодействующее с развитым гражданским обществом. Социальной основой демократии является сильный средний класс. Экономическую базу современной демократии составляют высокий уровень развития производительных сил и социальное рыночное хозяйство. Ее идеологической основой выступает плюрализм, свобода совести, убеждений и выражения мнений. Нравственным критерием демократии является высокий уровень обеспечения базовых основ человеческого существования, достойного (высокого) уровня жизни.

Демократия представляет собой многоплановое явление. В политико-институциональном и правовом аспекте понятие «демократия» используется для характеристики соответствующих политических режимов, государств, общественно-политических организаций, различных сторон общественного развития.

В процессуально-процедурном аспекте термин «демократия» применяется для оценки принципов жизнедеятельности и организации какой-либо общности (как на общегосударственном, так и на локальном уровне), включая и политические партии. Особенно важно взаимодействие элит, групп интересов, корпораций и партий.

В культурологическом аспекте демократия связана с определенной культурой общества (например, протестантской), а также с демократической политической культурой, основанной на принципах автономии индивида, терпимости и гражданской ответственности.

В ценностном аспекте термин «демократия» указывает на определенную политическую и социальную ценность, неразрывно связанную с принципом свободы, правами человека и созданием максимальных условий для саморазвития личности.

Демократия вследствие своей многоплановости, различных исторических форм и проявлений представляет собой сложный, комплексный социокультурный и политико-правовой феномен. На разных этапах развития человечества существовали различные формы демократии, имевшие свои особенности, зависевшие от характера соответствующих обществ.

Накоплен богатый опыт ее развития, существует значительный по объему свод научно-исследовательской литературы, изучающей различные аспекты демократии. Условно эту литературу можно разделить на три направления.

1. Историческое: Платон, Аристотель, Цицерон, Д. Локк, Д. Милль, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, А. де Токвиль, И. Кант, М. Вебер и многие другие.

2. Зарубежные исследования Новейшего времени: К. Поппер, Й. Шумпетер, Э. Гидденс, Р. Даль, Р. Дарендорф, Л. Зидентоп, А. Лейпхарт, Ч. Линдблом, А. Пшеворский, Д. Растоу, Д. Роулс, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, Д. Хелд и др.

3. Российские исследователи: от М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, Г.В. Плеханова, И.А. Ильина и других до современных политологов – М.К. Горшкова, М.В. Ильина, А.С. Мадатова, А.Ю. Мельвиля, А.М. Салмина и др.

В политологии особое внимание уделяется анализу формирования демократических институтов и их влияния на государство, социально-политического поведения и его значения для демократического развития, роли демократических ценностей, идей, традиций и культуры в общественном развитии, проблемам демократизации различных обществ и мирового развития в целом.

Многие исследователи пытаются типологизировать демократию как форму правления, выделяют ее различные, в том числе исторические формы: 1) прямую (полисную, республиканскую Древнего Рима; 2) небольших городов-республик, в том числе в России); 3) плебисцитарную (непосредственное волеизъявление граждан на референдуме); 4) представительную (парламентскую), процедурную (комплекс политических технологий, обеспечивающий существование демократических институтов); 5) участия (роли различных ассоциаций в политике); 6) в условиях постмодерна, теле- и интернет-демократию, самоуправление и др.

В античной политической мысли (в трудах Платона и Аристотеля) демократия выделяется как особая форма правления – власть многих. Платон считал полисную демократию неустойчивой формой правления. Аристотель, выделяя несколько разновидностей демократии, отдавал предпочтение той из них, где властвует закон («полития»).

В политических идеях Возрождения и Нового времени в теорию демократии вошли такие ее базовые элементы, как суверенитет народа и власти, отделение государства от гражданского общества, концепция договорных отношений, идея суверенной законодательной власти народа, теория разделения властей. Демократия как народовластие насыщается новым, либеральным содержанием, ставящим во главу угла права и свободы личности. Идея о прирожденных, неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и частную собственность стала центральной в демократических концепциях. Частная собственность рассматривается как основа индивидуальной свободы, а свобода – как необходимое условие самореализации личности.

В процессе буржуазно-демократических революций в Западной Европе и Северной Америке демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод: участие в политической жизни, свобода слова и совести, права собраний и ассоциаций, неприкосновенность личности и ее имущества и т.д. Развитие представительной демократии пошло в этот период по двум направлениям: во-первых, от цензовых ограничений на право избирать и быть избранным через постепенное снижение цензов до окончательного введения всеобщего избирательного права; во-вторых, создание более или менее устойчивой системы экономических, политических и правовых демократических гарантий. Важнейшим условием и одновременно следствием демократии становится гражданское общество и правовое государство, ее социальные достижения и гарантии.

В различных социальных концепциях акцентируются разные аспекты демократии.

В либертаристских концепциях стержневыми идеями демократии выступают политическое равенство, представительное правление, идея государства как «ночного сторожа», основная функция которого сводится к защите частной собственности, свободы и неприкосновенности личности.

В протективной, рационально-процедурной модели либеральной демократии подчеркивается приоритет гражданского общества перед государством, народный суверенитет через представительное правление, защита прав и свобод личности.

В плебисцитарно-вождистской модели демократии М. Вебера представительство интересов граждан в сложных, больших обществах неразрывно связано с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии.

В марксистской концепции демократии основной идеей является отмирание государства и развитие самоуправления трудящихся.

В современных исследованиях демократии акцент делается на анализе не только формально-правовых аспектов, но и на ее социальных и нравственных ценностях. Выдвигаются идеи о повышении роли государства и гражданского общества в обеспечении общественного блага, о необходимости расширения государственных функций не только в защите индивидуальных прав и свобод человека, но и в борьбе с бедностью и обеспечении для большинства населения достойного уровня жизни.

В ряде стран Западной Европы широко используются социал-демократические теории о справедливости и солидарности. Популярны концепции состязательного элитизма, полиархии, возникшие как реакция на периодические кризисы либеральной демократии. Особое внимание уделяется анализу роли ответственного и эффективного политического лидерства, соблюдения формальных процедур демократического политического процесса, политического плюрализма и конкуренции.

Опыт демократического развития показал, что реальное народовластие в его условиях является труднодостижимой целью. По словам Дж. Мэдисона, демократия в лучшем случае является компромиссом власти большинства с властью меньшинства, достигаемым, с одной стороны, равноправием всех взрослых граждан в политическом процессе и ограничением их суверенитета, с другой.

Демократия как система поддержания динамического равновесия конкурирующих сил представляет собой власть постоянно изменяющего свои очертания большинства, включающего в себя различные группы с совпадающими позициями по тем или иным вопросам. Применение демократической модели власти возможно только за счет распространения в обществе ряда общих, базовых для большинства социальных групп идеалов и ценностей, отсутствие которых превращает межгрупповые различия в непреодолимое препятствие для демократических процедур.

В формально-демократических странах реальные рычаги власти обычно принадлежат бюрократии, элитам, крупнейшим собственникам или их представителям. До трети населения развитых государств живет за чертой бедности и обычно слабо разбирается и не участвует в политике.

В связи с интеграционными процессами в странах Евросоюза существует угроза формирования наднациональной бюрократии, обладающей широкими властными полномочиями. Кризис ряда политических и моральных ценностей западных обществ приводит к активизации и повышению роли националистических социально-политических движений.

На всемирных конгрессах политологов и социологов, состоявшихся на рубеже XXI в., обращалось внимание на усиление корпоративно-бюрократических структур и тенденций в развитии демократических государств, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить государственную опеку над ней. В условиях глобализации перед государствами остро встает вопрос о границах демократического контроля за внутренними и внешними политическими процессами. Реальная угроза международного терроризма приводит к частичным ограничениям демократических прав и свобод, резкому повышению роли спецслужб в жизни ряда обществ.

С большими проблемами сталкивается процесс демократизации в транзитных обществах, освобождающихся от наследия авторитаризма. Их опыт показывает, что процесс перехода к демократии весьма противоречив, носит волнообразный характер, занимает продолжительный период времени и не сводится к формальным показателям многопартийных выборов. Перед этими странами стоят задачи последовательной защиты прав и свобод граждан, создания гражданского общества, формирования объединяющей культуры политического участия, а также конкурентоспособной, социальной и рыночной экономики.

Для социальной мысли начала XXI в. характерны попытки наряду с анализом правовых принципов демократии учитывать все возрастающую роль так называемых негосударственных полюсов власти – партий, групп давления, общественных движений, а также ее ценностных аспектов – прежде всего самого права человека на жизнь и его качества жизни. В политической социологии акцент все больше смещается в сторону сравнительного изучения демократических систем, а также на процессы демократизации в западных и иных обществах, социокультурные и экологические проблемы развития социума.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.