Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, структура и функции политического сознания




Тема 10. Политическое сознание

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. В чем заключается сущность политических партий? Каковы их основные содержательные признаки?

2. Определите хронологическую последовательность в возникновении партий в зависимости от идеологических ориентаций.

3. В чем заключаются причины специфичности процесса формирования политических партий в Российском государстве?

4. Охарактеризуйте уровни политических партий в структурном отношении?

5. Как влияют пропорциональная и мажоритарная избирательные системы на функционирование политических партий?

6. На каких принципах строится буржуазно-демократическая партийная система?

7. Охарактеризуйте сущность авторитарной партийной системы.

8. Дайте оценку фашистской партийной системе.

9. Перечислите основные признаки социалистической партийной системы.

 

1. Понятие, структура и функции политического сознания

2. Политическая идеология: определение, функции, классификации

3. Основные политические идеологии

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает его как многогранное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения. Таким образом, политическое сознание – это осознанное отношение социальных субъектов к политическим явлениям.

Отсюда, политическое сознание – это система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, общностями).

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Политическое сознание, некоторые его особенности:

Во-первых, политическое сознание является частью общественного сознания. Под общественным сознанием понимают духовные и практические потребности целого общества, осознаваемые если не каждым его членом, то, по крайней мере, их большинством; в более широком смысле общественным сознанием называют представления об обществе, которые разделяются подавляющим большинством его членов.

Во-вторых, осознаваемые потребности представления, которые составляют общественное сознание, не являются исключительно политическими. Так, например, общество может осознавать необходимость экономического развития, правильного воспитания подрастающего поколения, заботы о престарелых и инвалидах и т.д. Конечно, такие вопросы обычно связаны с политикой и, как правило, решаются, в том числе и на политическом уровне.

Однако среди этих представлений есть такие, которые могут быть охарактеризованы как собственно политические. К ним можно отнести, например, представления о том, как должно быть устроено государство, какая внешняя политика должна проводиться и, шире, какое место занимает страна в мире и т.д. Кроме того, это и представления о том, какие политические силы существуют в обществе, могут ли они влиять на власть. Именно эти представления и формируют политическое сознание.

Наконец, в-третьих, политическое сознание далеко не всегда является объективным отражением политической жизни, которое может дать нам наука. Политическое сознание (как и общественное сознание) обычно содержит в себе множество стереотипов и заблуждений, которые представляют политическую реальность в искаженном, трансформированном виде.

Политическое сознание – это одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредующие их связи с институтами власти.

Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

Особенность политического сознания состоит в том, что оно может включать в себя как рациональные, так и иррациональные компоненты. В отличие от иррациональных компонентов, которые формируются стихийно, под влиянием чувств, рациональные компоненты всегда обоснованы и более или менее четко определены. Политическое сознание существует с древнейших времен, фактически с момента образования обществ, однако, как правило, на первых этапах его существования оно было исключительно иррациональным. Рациональные элементы появились в нем лишь во времена античности, когда философы впервые сформулировали принципы справедливости, добра, общественного блага, на которых, с их точки зрения, должны базироваться государственные системы.

Условия возникновения политического сознания:

- осознание человеком своей групповой принадлежности, групповой идентичности;

- уяснение человеком своей принадлежности к определенным политическим позициям, уточнение своего гражданского статуса субъекта, наделенного правами, свободами, возможностями влиять на власть;

- понимание невозможности реализации своих групповых интересов без вступления в определенные отношения с властью.

Пути формирования политического сознания:

- критическое осмысление социально-политической действительности, постепенная рационализация чувственных представлений людей, обобщение имеющейся у них информации;

- эмоциональное приобщение к вере в справедливость тех или иных политических идеалов;

- осознание целей партийного или политического движения, присоединение к уже сформированным оценкам и нормам гражданского поведения.

Политическое сознание включает в себя разнородные элементы, среди которых необходимо отметить наиболее важные:

- теоретические знания: ценностные концепции и теории, объясняющие политическую реальность, а также отдельные компоненты этих концепций и теорий, имеющие абстрактный характер и существующие в разрозненном виде;

- политические нормы и ценности, которые регулируются активностью субъектов политической сферы;

- эмпирические знания, которые отражают непосредственный опыт участвующих в политической сфере людей; в отличие от теоретических, эмпирические знания не предполагают намеренного, целенаправленного осмысления политических реалий, это знание, формирующееся в самом процессе политической деятельности;

- убеждения относительно политической реальности, а также элементы идеологии; особенность их состоит в том, что они не имеют ни теоретического, ни практического основания, а базируются на вере в них.

С точки зрения субъекта:

-массовое реально действующее политическое сознание той или иной массовой общности людей, участвующее в политической жизни и влияющее на нее. Его состояние выражают общественное мнение, общественное настроение и действия масс;

- групповое – обобщенное сознание конкретных больших (классы, социальные группы и слои) и малых (политическая элита, группа давления) групп, связанных с политикой;

- индивидуальное система познавательных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней.

Массовое политическое сознание – это часть общественного сознания, которая отражает политическую жизнь общества. Оно определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления массового политического сознания – опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Массовое политическое сознание обладает рядом характерных признаков. Прежде всего необходимо отметить, что, хотя оно и содержит значительную часть рационально обоснованных элементов, но его основной особенностью является поверхностность. Конечно, эта поверхностность не может быть оценена исключительно негативно, так как именно такое знание удовлетворяет потребности как граждан, так и государства; более того, оно является поверхностным лишь при сравнении с теоретическим знанием. Общественное политическое сознание формируется в основном за счет внешних, наиболее заметных признаков явлений. Оно не склонно проникать в суть вещей, поскольку тесно связано с повседневными или даже сиюминутными практическими нуждами.

Кроме того, массовое сознание не знает групповых, классовых, имущественных и прочих ограничений. Его носителем является если не общество в целом, то, по крайней мере, его значительная часть: аудитория СМИ, участники политических акций и т.д.

Наконец, массовое политическое сознание противоречиво. Оно не обладает целостностью, поскольку включает в себя самые разнородные элементы.

Групповое политическое сознание – это политическое сознание, носителем которого является не общество в целом, а политическая партия или организация, а также социальная группа. Оно занимает промежуточное положение между массовым и индивидуальным политическим сознанием. С одной стороны, оно не характерно для общества в целом, т.е. содержит элементы, которые не разделяются обществом; с другой стороны оно не ограничивается и индивидуальным уровнем, поскольку его разделяют представители определенной политической группы.

Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность, политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтением, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания – анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.

Индивидуальное политическое сознание – это совокупность представлений о политической сфере жизни общества, которое формируется у отдельного индивида в процессе политической социализации.

Поскольку индивидуальное политическое сознание формируется под влиянием общественного политического сознания, оно может быть и противоречивым, и непротиворечивым. И действительно, можно впитывать в себя идеи и понятия «без разбора». К сожалению, обычно это явление является следствием некритического отношения к поступающей извне информации, а также безразличия к происходящим событиям; что еще хуже, такое положение только усугубляет некритичность. Поэтому перед каждым человеком стоит задача быть более последовательным в своих политических убеждениях; каждый должен стремиться сформировать для себя систему политических убеждений, так как без этого увеличивается опасность манипулирования им. При этом совершенно не обязательно быть вовлеченным в политическую деятельность.

С точки зрения функционирования общества общественное сознание является наиболее важным. Дело в том, что любая концепция, любая программа проходят своего рода «проверку» массовым сознанием, прежде чем будут воплощены в жизнь. И эта «проверка» очень важна, поскольку только она гарантирует, что концепция или программа действенны. Во-первых, их принятие массовым сознанием означает, что они соответствуют актуальным нуждам народа, отражают те идеи, которые витают в воздухе, но до сих пор не были четко сформулированы. Во-вторых, из этого следует, что данная концепция или программа понятны для носителей массового сознания, а следовательно, могут стать движущей силой, объединять людей для их реализации. Никакая пропаганда не может сделать политические идеи по-настоящему популярными и действенными, это происходит или не происходит.

Все выше рассмотренные формы политического сознания тесно связаны друг с другом. Для политического сознания в целом характерно постоянное взаимное перетекание индивидуального, группового и массового сознания. Так, например, индивидуальные политические идеи могут стать общими для какой-то группы, а затем, в результате прихода этой группы к власти, – массовый. С другой стороны, некоторые элементы массового сознания могут «деградировать» до группового сознания. Фактически именно это случилось с коммунистической идеологией: в советские времена она составляла основу массового сознания, однако в настоящее время разделяется лишь определенной (пусть даже большой) частью общества.

Связь между индивидуальным и общественным массовым сознанием проявляется также в том, что любая идея, любой стереотип массового сознания не может существовать, если его не будут разделять конкретные люди. И действительно, у человека могут быть какие угодно представления о действительности, в том числе политической, однако общественным достоянием они станут лишь в том случае, если этот человек публично выскажет их. Но и этого недостаточно. Для того чтобы эти представления стали достоянием общественного сознания, необходимо, чтобы часть других людей приняла их, стала считать правильными и своими.

По глубине отражения действительностивыделяют следующие уровни политического сознания:

обыденное формируется на базе жизненного опыта людей и обладает такими чертами, как:

- противоречивость;

- поверхностность;

- отрывочность;

- несистематизированность;

- повышенная эмоциональность;

- устойчивость и инерционность влияния на поведение.

Способ выражения: общественная психология.

Политическая психология – это неотъемлемая часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно-психологической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения.

Характерные особенности:

- формируется в процессе непосредственной активности граждан на основе их практического взаимодействия между собой и с институтами власти;

- отражение политических событий и процессов зачастую носит поверхностный характер;

- доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания;

- отражает преимущественно не перспективные, а насущные интересы людей, их повседневные нужды;

- испытывает влияние различных идеологий и складывается в процессе их противоборства;

- способна быстро изменяться и чутко реагировать на изменяющиеся политические условия.

Элементы политической психологии:

- чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их политической деятельности;

- индивидуально-психические свойства (воля, память);

- физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами человека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты.

Научно-теоретическое, которое формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как:

- целостность;

- систематизированность;

- способность к прогнозированию;

- сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий;

- воплощен в декларациях, программах и т.п.

Способ выражения: политическая идеология.

Функции политического сознания:

1) познавательная дает систему знаний об окружающей политической действительности;

2) оценочная– способствует ориентации в политической жизни, оценке политических событий;

3) регулятивная– дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений относительно политического участия;

4) интегрирующая способствует объединению социальных групп общества на базе общих ценностей, идей, установок;

5) прогностическая– создает основу для предвидения содержания и характера политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях;

6) нормативная создает общепринятый образ будущего;

7) мобилизирующая– побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения.

 

2. Политическая идеология: определение, функции, классификация

Термин «идеология» появился почти 200 лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX в. французский философ Антуан Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии».

Фактически идеология представляет собой духовную власть над человеческим обществом. Она регулирует, мотивирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества. Основу идеологии составляют социальные учения и концепции, формирующие нормативно-ценностную основу общества.

Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба – одна из основных форм классовой борьбы.

Идеология – это система ценностей, взглядов и убеждений, в которых отражается отношение к действительности. Это мировоззрение, включающее представления о существующей реальности и установки практической деятельности.

Идеология – это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в следующих уровнях:

1) теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уро­вень, на котором формируются основные по­ложения, раскрываются идеалы и ценности определен­ного класса, нации, государства);

2) программно-политический (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);

3) поведенческий (который характеризует степень освоения идей и принципов данной идеологии и меру ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение).

Идеология – один из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, подвигают его к действию.

Политическая идеология - это специфическая форма по­литического сознания, система взглядов на власть, государ­ственное устройство и способы их регулирования.

Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.

Политическая идеология находит конкретное выражение в тех лозунгах и политических программах, которые проводятся в жизнь политическими силами.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Политические идеологии включают ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры. Исходя из этого, можно выделить следующие функции идеологии:

1) ориентационная: идеология задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

2) мобилизационная: предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизирует общество, социальные группы на его реализацию;

3) интегративная: наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим факторам;

4. амортизационная: политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения;

5. функция выражения и защиты интересов определенной группы: политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп.

Указанные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания, а именно:

- претензии на тотальную значимость (глобальность):любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи:

- нормативность:идеология требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.

Стремление различных группа общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т.д.) привели к возникновению различных по целям и содержанию видов политических идеологий.

Они различаются по двум основаниям:

- по социально-политической парадигме, т.е. по предлагаемой модели желаемого общества идеологии делятся на правые, центристские и левые (просоциалистические);

- по отношению к прогрессу и технологии его осуществления: на радикальные, выступающие за глубокие революционные преобразования; консервативные, стремящиеся сохранить установившийся политический порядок; реформаторские, предпочитающие путь постепенных реформ с умеренными политическими ориентациями.

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако при этом они неоднородны: они включают в себя спектр политических идеологий от ультраправых до либерально-демократических.

Левые политические идеологиивидят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые представляют себе по-разному:

- коммунисты– отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предлагают достижение равенства и справедливости в условиях планово-организованной экономики, приоритета общественной собственности и др.;

- социалисты и социал-демократы – негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а равенство «стартов», т.е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами.

 

3. Основные политические идеологии

Либерализм. В настоящее время это одна из наиболее влиятельных идеологий. Особым авторитетом она обладает в Европе, где и произошло ее зарождение.Классический либерализм зародился в XVII в. как идео­логия буржуазии, окончательно сформировался к середине XIX в. Огромную роль для формирования его как целостной идеологической системы сыграли Джон Локк, Шарль Монтескье, Джон Милль, Иммануил Кант, Адам Смит и Томас Джефферсон.

Основные ценности данного направления – права человека и его свобода, а их приоритет, защита и выражение – основная цель либерализма.

Социальная основа либерализма – индивидуализм, когда сводный и активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма:

- рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

- принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

- наличие четких границ деятельности государства в обществе: его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений;

- признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

- понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

Опираясь на доктрину «правового государства» Локка и идею Милля о том, что человек сам лучше любого прави­тельства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии бо­ролись за «негативную свободу», т.е. свободу от социального контроля государства, от различных ограничений. Понимание свободы в либерализме индивидуалистично: личность всегда выше какой бы то ни было группы или общности. Среди всех свобод для либералов на первом месте – свобода экономи­ческая, свобода предпринимательства. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформулирова­ны А. Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициати­вы. Будучи сторонниками естественного права (все люди рав­ны от рождения) либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулируют разви­тие производительных сил, политической демократии. Право рассматривается ими как инструмент, гарантирующий свобо­ду выбора ценностей, форм деятельности. Эти идеи воплоти­лись в принципах свободного рынка, конкуренции; в сфере по­литики – в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма.

Либерализм известен, прежде всего, своей ориентацией на свободные рыночные отношения. Рынок в понимании теоретиков либерализма – это такая организация экономики страны, в которой основную роль играют предприниматели, а государство в экономическую жизнь вмешивается в незначительной степени. По этой причине одним из основных прав человека с точки зрения либерализма является право на частную собственность. Роль государства в рыночной экономике с точки зрения либерализма сводится к охране основных прав человека, и прежде всего – его права на собственность.

Современные формы либерализма нередко называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

- зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;

- государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

- признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе. В отличие от классического либерализма он не отрицает вмешательства государства в экономическую жизнь, хотя и считает его допустимым и необходимым лишь в небольшой степени. По мнению М. Кейнса, без вмешательства государства обойтись нельзя, так как сама экономическая система не в силах бороться с монополизмом и экономическими конфликтами.

В дореволюционной России либерализм был представлен тремя партиями: Партий народной воли (кадеты); Партией демократических реформ; Партией свободомыслящих.

Консерватизм. Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на ос­мысление противоестественности сознательного преобразова­ния социальных порядков (особенно после 1789 г. во Фран­ции). Эта идеология ориентируется на стабильность общества и почтение к традициям и прошлому. У истоков его стояли английский философ Эдмунд Берк, французские философы Луи Бональд, Жозеф де Местр и русские философы Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) и Иван Александрович Ильин (1882-1954).

Консерватизм признает незыблемость естественным об­разом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества. Клас­сический консерватизм расходится с либерализмом в отноше­нии власти и собственности. Власть дана от бога, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне. Консервативное мировоззре­ние представляет собой комплекс принципов, главные из ко­торых – традиция, религиозность, авторитет, свобода и от­ветственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор, в отличие от либерала, – носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общно­сти выше, чем интересы индивида или какой-то группы.

Основные принципы консерватизма:

- идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах, предполагающая различение двух типов упорядоченности в обществе: органического – постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых форм регуляции социальных отношений и организаций упорядоченности в результате реализации людьми того или иного, заранее созданного проекта, убеждение в безусловном превосходстве первого типа упорядоченности над вторым;

- отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей;

- убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления. Поэтому желательным является последовательное ограничение его вмешательства в регуляцию общественных отношений, замещение его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция, способными к более полному отражению социального многообразия;

- отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;

- приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. Свидетельство тому – опыт социальных революций. Консерватизм признает незыблемость и неизменность традиций. Они выступают против резких изменений, тем более происходящих в результате революций. Конечно, это не означает, что консерватизм отрицает любые изменения общества. Однако эти изменения происходят как бы сами собой, т.е. на основании преемственности и постепенного, медленного обновления.

Консерватизм отрицает равенство всех людей, подчеркивая иерархичность человеческого общества.

В центре ценностной системы консерватизма стоят семья, государство, религия, нация и собственность.

Клас­сический консерватизм расходится с либерализмом в отноше­нии власти и собственности. Власть дана от бога, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне. Консервативное мировоззре­ние представляет собой комплекс принципов, главные из ко­торых – традиция, религиозность, авторитет, свобода и от­ветственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор, в отличие от либерала, – носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общно­сти выше, чем интересы индивида или какой-то группы.

Неоконсерватизмвозник в XX в. как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными теоретиками являются А. Хайек, Л. Штраус; в политике – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.

Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.

В дореволюционной России консервативные идеи пропагандировались такими политическими партиями, как «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Торгово-промышленная партия» и «Союз 17 октября».

Коммунизм. Это идеология, опирающаяся на социальные, философские и экономические идеи К. Маркса. Внутри коммунистической идеологии существуют отдельные направления (например, ленинизм, троцкизм и т.д.), однако различия между ними не столь существенны.

Основная идея коммунизма состоит в необходимости построения бесклассового общества, в котором все средства производства должны принадлежать народу в целом, а не отдельному классу. Только в таком обществе, по мнению коммунистов, могут быть созданы условия для всестороннего развития человека.

Достижение этой цели, с точки зрения коммунизма, невозможно без уничтожения частной собственности, семьи и государства. Дело в том, что эти институты, по мнению коммунистов, являются порождением буржуазной идеологии, а следовательно, существуют для того, чтобы помешать пролетариату осознать свои истинные интересы.

С точки зрения коммунистической идеологии единственным путем к построению справедливого общества является революция. Основной силой, которая должна совершить революцию, коммунисты считают пролетариат. Впрочем, в некоторых ответвлениях (прежде всего, в маоизме) такой силой считается крестьянство, интеллигенция и молодежь.

Следует отличать коммунизм как идеологию от марксизма как направления социальной и политической мысли. К. Маркс разработал особый метод объяснения социальных явлений, который высоко оценивается многими исследователями – независимо от того, являются ли они сами марксистами. По крайней мере, марксистский анализ позволяет выделить важные объективные закономерности, которые лежат в основании социальной динамики.

В то же время марксизм как идеология содержит очень важное противоречие. С одной стороны, он стремится к объективности своих объяснений и в целом этой цели достигает, но с другой, он опирается и на субъективную классовую идеологию, а точнее, на идеологию пролетариата. А это неизбежно приводит к односторонности.

Социал-демократизм. К середине XIX в. в Европе возникают левые обще­ственно-политические движения, ставящие целью достижение такого устройства общества, в котором реализовался бы прин­цип социального равенства (социал-демократия) и принцип ин­дивидуальной свободы, соединенный с принципами равенства и справедливости. Сразу выделились два направления: ради­кально-революционное и социал-демократическое (эволюци­онное), расходившиеся в способах реализации новой модели общества.

Первое связано с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, пред­ложившими коммунистическую модель, в которой сторонников второго направления не устраивал радикализм в методах осу­ществления и отрицание ряда идей либерализма (пролетарская революция как метод перехода к новому обществу, диктатура пролетариата как способ «нейтрализации» буржуазии, ликви­дация частной собственности, замена рыночных отношений все­объемлющим государственным планированием).

В русле второго направления складываются новые фор­мы социализма: «гильдейский», «австромарксизм», «неосоци­ализм», «государственный социализм». Все оттенки социали­стической и коммунистической концепции имеют множество сторонников как в партиях, так и в общественных движениях.

Социал-демократия – идеология, которая образовалась в результате отделения от коммунизма. Ее основателями считаются Эдуард Бернштейн и Эдуард Давид. В настоящее время эта идеология имеет сильное влияние в странах Европы, особенно в Италии, Швеции, Франции и Великобритании, где она существует в особой, «местной» разновидности, получившей название лейборизм.

По сравнению с коммунистами социал-демократы гораздо менее радикальны. По крайней мере, они видят основное средство достижения социальной справедливости не в революции, а в постепенном реформировании общества. Целью общественного развития для них также является социализм. Однако основную роль в становлении социализма должен играть не определенный класс, разрушающий капиталистическое государство, а само государство. Если коммунисты тесно связывают государство с экономикой (оно обеспечивает сохранение существующего экономического строя), то социал-демократы полагают, что государство в целом независимо от экономики, а следовательно, может на нее воздействовать.

Основными ценностями социал-демократии считаются свобода, справедливость, солидарность. Только государство, основанное на этих ценностях, может считаться социалистическим и демократическим. И именно эти принципы обеспечивают постоянное совершенствование государства.

Интегрирующей эти подходы стала модель «демократическо­го социализма», взятая на вооружение во 2-й половине XXв. Социалистическим интернационалом, объединяющим лейбористские, рабочие, социалистические, демократические партии и движения ряда стран. Они стремились рассматри­вать социализм не как строй, а как процесс внедрения соци­альной справедливости в общественную жизнь, где главное в определении идеологий и политики – баланс индивидуаль­ного и коллективного начал жизни. Эта новая модель тракту­ется как общество, в котором конституционно закреплены и фактически обеспечиваются основные общечеловеческие цен­ности и каждый может развивать свои качества, пользуясь га­рантиями человеческих и гражданских прав. Это общество базируется на принципах свободы, солидарности и справед­ливости.

Фашизм идеология, которая в качестве главной ценности объявляет либо нацию, либо государство, в результате чего интересы и права отдельного индивида считаются вторичными. Он сформировался в первой половине XX в. В нашем сознании фашизм связывается прежде всего, с гитлеровской Германией, которая развязала войну с целью достижения господство немецкой («арийской») нации над всем миром и уничтожения славян, евреев и цыган, которых они рассматривали как «полулюдей». Однако фашистским государством была, например, Италия, в которой основной целью считалась не нация, а государство. К основателям фашизма относят Адольфа Гитлера, Йозефа Геббельса и Беннито Муссолини.

В настоящее время эта идеология не играет сколько-нибудь существенной роли в политической жизни, хотя фашистские и неофашистские группировки достаточно активны и дают о себе знать в разных странах мира.

Анархизм. Он сформировался в середине XIX в. и оказывал важную роль на политические процессы, особенно в переломные моменты истории. Основателями его считают Макса Штирнера, Петра Кропоткина, Жоржа Сореля, Пьера Жозефа Прудона, Вильяма Годвина и Михаила Бакунина. Наибольшей популярностью идеи анархизма пользовались в России в начале XX в., особенно в период революции 1917 г.

По мнению анархистов, государство представляет собой зло (угнетение, войны, репрессии), от которого следует освободиться: в государстве нет необходимости, общество может существовать без него. Основная ценность – общество, свободное от государства.

Столь же негативно относятся анархисты и к политическим средствам борьбы – партиям, организациям и т.п., поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблемы воздействия или завоевания государственной власти. Основной упор они предлагают делать на неполитических, прежде всего экономических средствах социальной борьбы – деятельности профессиональных союзов, забастовках, массовых выступлениях. Большое значение придается тактике «прямого действия» – непосредственным массовым действиям граждан, направленным против государственной власти, в том числе и «пропаганде смертью» – терроризму.

Практически любая анархическая теория и связанная с нею практика исходят из культа индивидуалистического бунтарства.

В идеологии анархизма есть положительные черты. Его сторонники полагают, что человек – это существо, которое способно самостоятельно, без посторонней помощи познать истину, понять, что такое справедливость и как должно быть устроено государство, чтобы все были счастливы. И все это он может сделать без опоры на божественные и юридические законы. Кроме того, анархисты достаточно много писали о том, что любая власть – это негативное явление, которое портит обладающего ею человека. А потому власть как феномен вообще следует «упразднить», «ликвидировать».

Существует ряд неустранимых недостатков анархизма, предопределяющих его неспособность как к масштабному политическому действию, так и к долговременному осуществлению власти в обществе:

- картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь за собой массу, довольно неопределенна и размыта;

- следствием плохой организации и руководства оказывается неспособность их изменять тактику своих действий соответственно меняющимся условиям;

- как правило, внутри анархических течений существуют острейшие противоречия и борьба как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, буквально изнуряющие эти движения и делающие недостижимыми их политической цели. Между анархистами нет согласия относительно частной собственности. Так, анархо-капиталисты выступают в защиту частной собственности, а анархо-коммунисты отрицают ее.

Однако в самой политической и социальной структуре современных обществ появляются причины и условия, снова и снова рождающие настроения и склонность к принятию анархических программ и действий: бюрократизм своим следствием имеет широко распространенные антибюрократические и антигосударственные ориентации, проявления социального и политического неравенства оборачиваются стремлением к перераспределению имущества, жесткая регламентация социального поведения рождает тоску по индивидуальной свободе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.