Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хранилища данных и системы оперативной аналитической обработки данных




Архитектура Интернет/Интранет

Клиент-серверные информационные системы

Файл-серверные информационные системы

Используется общее хранилище файлов на файл-сервере, каждый файл хранит данные с фиксированной структурой (различной для разных файлов). Компоненты информационной системы, выполняемые на разных ПК, взаимодействуют только за счет наличия общего хранилища файлов на файл-сервере. В классическом случае в каждом ПК дублируются не только прикладные программы, но и средства управления базами данных. Файл-сервер представляет собой разделяемое всеми ПК расширение дисковой памяти. Возможность выборки согласованной (по заданному критерию) информации из нескольких файлов не поддерживается.

Информационная система основана на использовании серверов баз данных.

С ервер баз данных - программный комплекс, привязанный к соответствующей базе (базам) данных, существующий независимо от пользовательских (клиентских) процессов.

Такое программное обеспечение выполняется (хотя и не обязательно) на выделенной аппаратуре. Конкретное воплощение программного комплекса и выделенной аппаратуры различается в разных серверах баз данных.

Серверы баз данных существенно сложнее по организации, чем СУБД-ФС, но обеспечивают более тонкое и эффективное управление базами данных.

Клиентская часть приложения взаимодействует с клиентской частью программного обеспечения управления базами данных, которая, фактически, является индивидуальным представителем СУБД для приложения.

Информационная Intranet-система - это корпоративная система, в которой используются методы и средства Internet. Интранет — это «частный» Интернет, ограниченный виртуальным пространством отдельно взятой организации.

В основе реализации корпоративных информационных систем на базе данной архитектуры лежит принцип "открытой архитектуры" что во многом определяет независимость реализации корпоративной системы от конкретного производителя.

Такая система может быть локальной, изолированной от Internet, или опираться на виртуальную корпоративную подсеть Internet (в этом случае особенно важны средства защиты информации от несанкционированного доступа).

Рассмотренные способы и возможные архитектуры информационных систем, предназначены для оперативной обработки данных, т.е. для получения текущей информации, позволяющей решать повседневные проблемы корпорации. Объективно сложилось так, что внедрение информационных технологий в подавляющем большинстве организаций осуществлялось без стратегического плана развития (по мере развития технического и программного обеспечения, по мере осознания необходимости автоматизации того или иного участка деятельности), отдельными, изолированными друг от друга фрагментами.

Следствием этого на сегодняшний день в большинстве организаций функционируют разнородные и слабо связанные между собой информационные системы, которые функционируют на различных технических и операционно-системных платформах, и используют различные СУБД. Эти системы обслуживают в первую очередь текущую, повседневную деятельность отдельных подразделений (бухгалтерию, кадры, склад, маркетинг и т.д.). Такие информационные системы получили название транзакционных или OLTP (On-Line Transactions Processing).

Существующее состояние корпоративных информационных систем характеризуется значительно возросшим объемом данных, накопленных за многие годы. Накопленные данные позволяют ставить и решать значительно более сложные задачи тактического и стратегического планирования развития компании и ее подразделений – возрос удельный вес задач по извлечению, сбору и представлению пользователю информации о состоянии и прогнозе развития. Проанализировав поведение корпорации на рынке с учетом сопутствующих внешних факторов и спрогнозировав хотя бы ближайшее будущее, требуется выработать тактику, а возможно, и стратегию корпорации. Для решения таких задач требуются данные и прикладные программы, отличные от тех, которые используются в оперативных информационных системах. В результате выработался подход, основанный на концепциях хранилища данных и системы оперативной аналитической обработки данных.

Информационные системы, ориентированные на решение подобного класса задач, получили название систем поддержки принятия решений. Подобные системы генерировали заранее предопределенные формы предоставления информации на основе данных, получаемых из транзакционных систем. Каждый раз, при построении нового отчета, приходится обеспечивать совместный доступ к данным, имеющимся в транзакционных системах, при помощи сетевого оборудования и средств операционных систем. По мере увеличения количества корпоративных транзакционных систем, объемов данных и задач топология объединения разрозненных источников данных все более усложнялась.

Для эффективного решения задач управления необходимо предоставить пользователям единый взгляд на корпоративную информацию независимо от того, где она физически хранится, - появилась технология хранилищ данных.

Одна из главных идей технологии хранилищ данных заключается в том, чтобы собрать в едином, по крайней мере с точки зрения пользователя, месте – супербазе всю информацию, которая может понадобиться при принятии решения.

Два подхода к интеграции корпоративной информации: децентрализованное и централизованное объединение источников.

Основа такого хранилища данных – информационные системы, основанные на различных СУБД, обслуживающие повседневную деятельность.

Хранилища данных не заменяют существующие системы, а являются надстройкой над ними.

Хранилище данных (Data Warehouse) — предметно-ориентированная информационная база данных, специально разработанная и предназначенная для подготовки отчётов и бизнес-анализа с целью поддержки принятия решений в организации. Строится на базе систем управления базами данных и систем поддержки принятия решений. Это одни из наиболее динамично развивающихся направлений индустрии информационных систем.

Основная цель хранилищ – создание единого логического представления данных, содержащихся в разнотипных БД, - единой модели корпоративных данных, ориентированных на поддержку принятия управленческих решений.

Хранилище данных - неизменяемое собрание данных, предметно ориентированное, интегрированное, поддерживающее хронологию.

Хранилище данных - автоматизированная система, состоящая из организационных, технических средств, БД или совокупности БД (хранилище в узком смысле) и программного обеспечения со следующими функциями:

- извлечение данных из разрозненных источников, их трансформация и загрузка в хранилище;

- извлечение данных из хранилища, аналитическая обработка и представление конечному пользователю;

- администрирование данных и хранилища.

Такое расширенное толкование данных понимается как "Система поддержки принятия решения (СППР)" или "OLAP-система".

OLAP-система имеет отличное от OLTP-систем функциональное назначение - не заменяет их, а надстраивается над ними и использует транзакционные системы в качестве источников данных. OLAP-система не анализирует данные, а предоставляет пользователю инструмент для такого анализа.

Данные архивов и внешних источников используются транзакционными (OLTP) и аналитическими (OLAP) системами. С помощью транзакционных систем решаются задачи обеспечения оперативной информацией и оперативными регламентированными отчетами (на основе реляционных баз данных), с помощью аналитических систем – задачи обеспечения аналитическими данными, нерегламентированными отчетами (на основе реляционных и многомерных баз данных).

Распределение функций между аналитическими и транзакционными информационными системами для различных типов пользователей приведено на рисунке.

OLTP-системы строятся на основе реляционной модели.

OLAP-системы могут быть построены как на основе реляционной базы (Relation OLAP - ROLAP), так и на основе многомерных баз (Multidimensional OLAP - MOLAP).

Производительность многомерных баз на несколько порядков выше и не зависит от объема данных в базе.

В многомерной модели данные представляются в виде многомерного куба, где измерения соответствуют осям, а данные – ячейкам. Многомерная модель позволяет делать плоские разрезы куба и поворачивать его нужной гранью в зависимости от потребности.

Структура организации хранилища ориентирована на предметные области.

Рассогласование приложений прикладного окружения объясняется множеством средств разработки, каждое из которых диктует определенные правила, и множеством способов разработки приложений, что отражается на способах создания ключевых структур. Полной согласованности между системами, созданными в разное время различными разработчиками, не будет.

 
 

 


Распределение функций между аналитическими и транзакционными информационными системами

Компоненты хранилища: подсистемы загрузки данных из различных источников, обработки запросов и представления данных, администрирования хранилища.

Подсистема загрузки извлекает данные из источников и приводит их к единому формату, определенному для хранилища. Подсистема обеспечивает согласованность, качество и интеграцию данных, которые загружаются из источников в оперативный склад данных. Каждый источник данных требует разработки собственного загрузочного модуля.

Подсистема обработки запросов и представления данных обеспечивает: регламентированные и нерегламентированные запросы пользователей, а также реализует сложные алгоритмы для поиска скрытых закономерностей и представления их в виде моделей и многовариантного прогнозирования развития ситуаций.

Подсистема администрирования обеспечивает регулярное пополнение данных, поддержание архитектуры хранилища и его эффективной работы, разграничение доступа к данным и защиту информации.

В состав программного обеспечения, предназначенного для проектирования, создания и сопровождения СППР входят: серверы реляционных и многомерных баз данных, серверы приложений, средства разработки программного обеспечения компонентов хранилища и приложений, готовые приложения.

10.2 Особенности проектирования информационных систем

Основным нормативным документом, регламентирующим жизненный цикл программного обеспечения, в том числе информационной системы, является международный стандарт ISO/IEC 12207.

ISO – International Organization of Standardization – международная организация по стандартизации.

IEC - International Electrotechnical Commission – международный комитет по электротехнике.

Стандарт ISO/IEC 12207 не предлагает конкретную модель жизненного цикла и методы разработки программного обеспечения, его регламенты являются общими для любых моделей жизненного цикла, методологий и технологий разработки информационных систем. Стандарт описывает структуру процессов жизненного цикла информационных систем, но не конкретизирует в деталях как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы.

Структура жизненного цикла базируется на трех группах процессов:

- основные процессы (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация);

- вспомогательные процессы – обеспечение выполнения основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);

- организационные процессы (управление проектом, оценка и улучшение самого жизненного цикла).

Основные процессы

Ö Разработка - включает в себя все работы по созданию информационных систем и ее компонент в соответствии с заданными требованиями, в том числе:

- оформление проектной и эксплуатационной документации,

- подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.

Ö Эксплуатация включает в себя работы по введению компонентов информационных систем в эксплуатацию, в том числе:

- конфигурирование информационной системы (базы данных) и рабочих мест пользователей;

- обеспечение эксплуатационной документацией;

- обучение персонала;

- непосредственно эксплуатация, в том числе выявление проблем и устранение причин их возникновения, модификация информационных систем в рамках установленного регламента, подготовка предложений по совершенствованию и развитию системы.

Вспомогательные и организационные процессы.

Ö Техническое и организационное обеспечение проекта включает:

- методы и инструментальных средств реализации проекта,

- методы описания промежуточных состояний разработки,

- методы и средства испытаний информационных систем,

- обучение персонала.

Ö Управление проектом - создание коллективов разработчиков, планирование и организация работ, управление конфигурацией проекта, контроль сроков и качества выполняемых работ.

Управление конфигурацией - учет связей и функций компонентов информационных систем (каждый из которых может иметь разновидности или версии), организация внесения изменений в информационные системы, учет и контроль изменений на всех стадиях жизненного цикла.

Ö Обеспечение качества проекта - верификация, проверка и тестирование информационных систем. Верификация - определение соответствия результата разработки на каждом этапе, заданиям этого этапа. Проверка и тестирование - оценка соответствия параметров информационных систем исходным требованиям и идентификация различий между заданными и действительными характеристиками.

Схемы разработки проекта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.