Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Учебное пособие предназначено для изучения соответствующих тем дисциплины История и других дисциплин




 

Учебное пособие предназначено для изучения соответствующих тем дисциплины "История" и других дисциплин, входящих в базовую и вариативную части гуманитарного, социального и экономического цикла. Цель пособия - ознакомление студентов с историей калининградской земли, с судьбой народов и государств, существовавших на территории Восточной Пруссии, с новейшей историей региона и с определяющими тенденциями и направлениями современного развития Калининградской области как субъекта Российской Федерации. Настоящее пособие не ограничивается собственно краеведческими рамками. Исторические процессы и события, происходившие на нынешней Калининградской земле, рассматриваются в контексте отечественной и зарубежной истории, во взаимосвязи с факторами, определявшими международные отношения, внутреннее положение и внешнюю политику России и других государств.

Использование данного учебного пособия предполагает рассмотрение различных точек зрения, связанных с международными отношениями, с историей России и Калининградского региона, современным развитием Калининградской области. Эти точки зрения рассматриваются с привлечением широкого круга источников и литературы, включающей научные исследования, историческую публицистику и материалы средств массовой информации. Автор пособия критически относится к точкам зрения, фальсифицирующим историю или противоречащим национально-государственным интересам России.

Следование этим принципам позволяет достигнуть в полном объеме цели, которая преследуется пособием: сформировать у студентов гражданскую, ответственную позицию по отношению к процессам и явлениям исторического прошлого и настоящего на Калининградской земле, в России и за рубежом.

Учебные задачи, которые решаются с использованием пособия, включают:

- изучение истории народа пруссов, проживавших в Юго-Восточной Прибалтике, в том числе на территории Калининградской области;

- выяснение причин переноса в начале XIII в. крестоносной экспансии в Прибалтику и, в частности, факторов, обусловивших появление в Прибалтике Тевтонского ордена, завоевание Пруссии Тевтонским орденом;

- изучение истории Тевтонского ордена, идеологических основ его существования, политической системы и государственного устройства, внешней политики, а также изменений в общественной жизни Европы и самого Тевтонского ордена, которые привели к кризису и ликвидации Ордена;

- изучение факторов, определявших стремление Московского государства и Российской империи к обладанию берегами Балтики;

- изучение событий отечественной, европейской и восточно-прусской истории, связанных с внешней политикой России, пребыванием на территории Восточной Пруссии русских войск, славой русского оружия;

- изучение событий Второй Мировой и Великой Отечественной войн, связанных с Восточной Пруссией, подвигов советских воинов в ходе Восточно-Прусской стратегической наступательной операции и штурма Кенигсберга;

- рассмотрение, с учетом политических и международно-правовых факторов, причин, по которым Восточная Пруссия после победы во Второй Мировой войне была отделена от Германии, и часть ее передана СССР;

- изучение процессов формирования советской государственности и становления хозяйственной жизни Калининградской области, экономического и социального развития региона в контексте отечественной истории советского периода; объективность в оценке достижений и проблем советского периода истории Калининградского региона;

- изучение причин и обстоятельств разделения в 1991 г. Калининградской области с основной государственной территорией РФ и обусловленных этим экономических и социальных проблем, политического и социально-экономического развития Калининградского региона в контексте сложных и противоречивых процессов формирования государственности новой России, общественно-политической жизни страны;

- выяснение причин политических спекуляций и пропагандистских акций как внутри, так и за пределами региона, ставящих под сомнение суверенитет России на территории Калининградской области и создающих искаженное представление о жизни региона;

- формирование у студентов в процессе решения перечисленных задач умения находить, обобщать и анализировать исторические сведения и современные материалы политического и социально-экономического характера, устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, процессов и явлений современной общественной жизни, самостоятельно формулировать взвешенные, аргументированные суждения о прошлом и настоящем Калининградского региона, России и зарубежья.

Указанным целям и задачам отвечает структура учебного пособия. Оно включает семь тем, посвященных различным периодам истории Калининградского региона, а также связанным с этими периодами событиям отечественной и зарубежной истории. Эти темы, в свою очередь, включают темы лекций и семинарских занятий. Темы лекций сопровождаются краткими комментариями, предназначенными для закрепления в ходе самостоятельной работы знаний, полученных на аудиторных лекционных занятиях. Каждая тема семинарских занятий включает ряд пунктов, каждый из которых сопровождается вопросами для самостоятельной подготовки к семинару. Каждой теме семинарских занятий соответствует список источников и литературы с точными выходными данными. Источники представляют собой опубликованные сборники документов и материалов, статистических сведений и т.п. Литература, включающая исторические научные труды, историко-краеведческие публикации, историческую публицистику, подразделяется на основную, изучение которой необходимо для достижения цели и задач курса, и дополнительную, позволяющую более глубоко изучить тот или иной вопрос. Кроме того, к каждой теме семинарских занятий даны рекомендуемые темы докладов и творческих работ (эссе).

При подготовке учебного пособия автором использован широкий круг источников, научной исторической и историко-краеведческой литературы. Однако в списках источников и литературы к семинарским занятиям приведены не все, а наиболее доступные для студентов издания, вышедшие в СССР и Российской Федерации, и зарубежные публикации, переведенные на русский язык. Большая часть этих источников и литературы имеется в библиотеке КГТУ, библиотеках Калининграда и Калининградской области.

Учебное пособие включает также словарь терминов и определений, знание которых необходимо для изучения данного курса, и тематику контрольных работ для студентов заочной формы обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.