Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль Ренессанса и Нового времени




Новый этап развития политической мысли связан, прежде всего, с её выделением из рамок философии и религии, освобождением от средневековой схоластики и теологии. Политические теории Эпохи Возрождения (XV-XVII века) и Нового Времени (XVII-XIX века) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства, делался сильный акцент на светском характере законов.

Религиозную концепцию сменяет гражданская. Её отправной точкой стал не Бог, а индивид-гражданин. Само государство рассматривалось как уникальная независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.

Гражданская концепция возникла в эпоху Ренессанса (Возрождения). Этот культурный феномен означал возвращение к земной жизни и судьбе человека. Основное открытие Ренессанса области политики: человек, а не Бог центр вселенной (антропоцентризм).

Эту идею впервые выразил известный итальянский государственный и общественный деятель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527). Макиавелли в течении четырнадцати лет работал секретарём правительства Итальянской республики и считается родоначальником политологии как практической науки.

Вклад Макиавелли в теорию политики:

1. Обосновал самостоятельность политической сферы, её автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и др.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех её проявлениях является предметом политической науки.

2. Новый научный метод, основанный на прагматическом подходе к политике. Смог дать реалистическую оценку политики с точки зрения власти и управления.

3. Доктрина моральной целесообразности – «цель оправдывает средства». Отделил политику от морали, считал, что она должна основываться не на моральных принципах, а должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации, подчиняться достижению конкретных целей. Полагал законной любую цель, но единственной целью, которая оправдывает безнравственные средства, считал создание и сохранение государства. Отсюда возник термин «макиавеллизм» – политика, основанная на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали. К сожалению, «макиавеллизм» был взят на вооружение многими политическими силами, что привело к большим жертвам. В нашей стране к макевиаллистам можно отнести большевиков и Б. А. Березовского.

4. Теория политического республиканизма. Впервые обосновал республику как лучшую форму правления, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении). Единовластие необходимо при создании и реформировании государства, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Республика – лучшая форма правления, т. к. каждого делает ответственным за судьбу государства. Эти идеи оказали большое влияние на английскую и американскую политическую мысль XVII-XVIII веков.

Основные идеи замечательного английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679) – верховная власть и независимость светского государства. Гоббс считал лучшей формой государства монархию, но отрицал её божественное происхождение. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор. В «Левиафане» Гоббс пишет, что люди передали свои естественные права монарху и подчинились ему в обмен на закон. Верховная власть, по его мнению, абсолютна, но не тотальна. Она не вмешивается в личные дела граждан, сферу купли-продажи и заключения взаимных договоров.

Его идеи развил выдающийся английский философ Джон Локк (1632-1704). Он обосновал «Славную революцию» 1688-1689 гг. и установление ограниченной монархии. Локк был родоначальником либерализма. Он впервые чётко разделил понятия личность, общество и государство, поставил личность выше общества и государства. Локк утверждал, что человек от рождения обладает естественными неотчуждаемыми правами (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность для него – не абсолютная ценность, а средство достижения свободы. Обладание ею позволяет человеку обеспечить себя и свою семью всем необходимым, а это в свою очередь позволяет больше внимания уделять собственному развитию.

Локк считал, что реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ – источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите неотчуждаемых прав человека. Государство подчиняется обществу, а общество личности. Таким образом, Локк стал основоположником концепции гражданского общества.

Для того чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не посягало на права и свободы личности, он выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Причём законодательная власть должна иметь более высокий статус, чем исполнительная, поскольку именно она определяет политику государства. Исполнительная власть должна выполнять решения парламента.

Теорию разделения властей активно развивал великий французский просветитель Шарль Луи Монтескьё (1689-1755). Он пытался найти разумный баланс властей. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по его мнению, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью. Поэтому власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Власти должны взаимно сдерживать друг друга. Монтескьё считал идеальным типом правления демократическую республику. Однако в то время этот идеал был трудно осуществим, поэтому Монтескьё рассматривал как более жизненную форму аристократическую демократию, при которой правление монарха уравновешивается правлением представителей народа.

Отцы-основатели США в американской конституции соединили теорию и практику. Наиболее выдающимся теоретиком республиканизма считается Джеймс Мэдисон (1751-1836). Он не только был одним из разработчиков проекта Конституции США 1787 г. (действует и в настоящее время), но и стал четвёртым президентом США. Мэдисон считал, что народ – единственный источник власти, и выборы – характерная черта демократического правления. Он изобрёл такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трёх властей является относительно равной. Этот механизм до сих пор действует в политической системе США. Не потеряли своего значения и идеи Мэдисона об обеспечении гарантий свободы для меньшинства и учёта его интересов в демократической республике.

В конце XVIII века на смену гражданской концепции постепенно приходит социальная. Утверждение социальной концепции было реакцией на достаточную зрелость суверенного государства и углубление процессов глобализации (появление новых средств транспорта и связи, формирование национальных и наднациональных рынков, рост классовой солидарности и др.). В новой концепции меняются акценты:

1. Вместо индивида отправной точкой становятся группы (нация, класс, человечество), индивидуумы рассматриваются как продукты своей группы или ассоциации.

2. В выяснении характера государства внимание переключается с закона, как интеллектуального принципа исследования (естественный закон, права, общественный договор) на историю: государство рассматривается с точки зрения развития.

3. Определённое внимание уделяется экономическим проблемам, к которым в Новое время становится причастным государство.

Политическое учение видного французского просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778) является радикальным выражением гражданской концепции и одновременно её первой критикой. Следует прежде всего обратить внимание на два существенных положения:

1. Он рассматривает ассоциацию, возникающую посредством заключения общественного договора, как «моральное и совокупное тело», где «каждый член превращается в нераздельную часть целого».

2. Индивидуумы сами являются продуктами государства: мораль и добродетель стали возможными только после того, как люди создали общество. Поэтому тех, кто сопротивляется общей воле, всё общество должно заставить подчиняться ей.

Руссо считал необходимыми для эффективности действия общественной воли три внешних условия:

1. Социальное равенство. При этом он был противником ликвидации частной собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.